топливо маловязкое судовое
Классы МПК: | C10L1/04 на основе смесей углеводородов |
Автор(ы): | Пережигина И.Я., Митусова Т.Н., Рогов С.Л., Юхнев В.А., Баженов В.П., Шуверов В.М., Веселкин В.А. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество открытого типа "ЛУКойл- Пермнефтеоргсинтез" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1995-02-15 публикация патента:
27.03.1997 |
Изобретение относится к топливным композициям. Предусматривает получение маловязкого судового топлива и предназначено для использования в среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателях. В предлагаемой композиции в качестве дистиллятов прямой перегонки нефти используют фракцию атмосферного газойля 240-450oC, фракцию первого вакуумного погона 200-400oC, в качестве дистиллятов коксования - фракцию 160-400oC, в качестве дистиллятов каталитического крекинга - фракцию газойля каталитического крекинга 180-400oС в соотношении, мас.%:
атмосферный газойль фракция 240-450oC - 5-15
первый вакуумный погон фракция 200-400oC - 5-25
газойль коксования фракция 160-400oC - 5-30
газойль кат.крекинга фракция 180-400oC - 5-60
фракция дизельного топлива 160-360oC - до 100
Применение композиции позволило увеличить выход ТМС на 16% и улучшить его эксплуатационные свойства: смазывающую способность, теплоту сгорания, коррозионную агрессивность. 4 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2
атмосферный газойль фракция 240-450oC - 5-15
первый вакуумный погон фракция 200-400oC - 5-25
газойль коксования фракция 160-400oC - 5-30
газойль кат.крекинга фракция 180-400oC - 5-60
фракция дизельного топлива 160-360oC - до 100
Применение композиции позволило увеличить выход ТМС на 16% и улучшить его эксплуатационные свойства: смазывающую способность, теплоту сгорания, коррозионную агрессивность. 4 табл.
Формула изобретения
Топливо маловязкое судовое, содержащее дистилляты прямой перегонки, коксования и каталитического крекинга, отличающееся тем, что в качестве дистиллятов прямой перегонки нефти содержит фракцию атмосферного газойля 240 - 450oС и фракцию первого вакуумного погона 200 400oС, в качестве дистиллятов коксования фракцию 160 400oС, в качестве дистиллятов каталитического крекинга фракцию газойля каталитического крекинга 180 - 400oС при следующем соотношении компонентов, мас. Атмосферный газойль, фракция 240 450oС 5 15Первый вакуумный погон, фракция 200 400oС 5 25
Газойль коксования, фракция 160 400oС 5 30
Газойль каталитического крекинга, фракция 180 400oC 5 60
Фракция дизельного топлива, 160 360oС До 100
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к топливным композициям, предусматривает получение маловязкого судового топлива и предназначено для использования в среднеоборотных и высокооборотных дизельных двигателях. Уровень техники заключается в следующем. Известна композиция топлива маловязкого судового (ТМС), полученная путем компаундирования вакуумного газойля, дизельных фракций 160-300oC с установок АТ-ТК с легким газойлем коксования, фракцией 160-300oC в соотношении 5:40: 45:10, 20:25:25:30 (Нефтепереработка и нефтехимия. 1982, N 9, с. 4). Однако в данной композиции используются низкокипящие фракции, что приводит к снижению цетанового числа и выхода топлива. Использование дистиллята коксования, выкипающего в пределах 160-300oC способствует ухудшению связывающей способности и коррозионной активности топлива. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является композиция ТМС, включающая дистиллят дизельного топлива фракцию 160-360oC с установки АТ, фракцию 190-280oC с установки каталитического крекинга и фракцию 190-290oC с установки коксования в соотношении 1:1:1. Однако в данной композиции также используются низкокипящие фракции, что приводит к низкому цетановому числу ТМС (42 ед.), и снижению выхода топлива на нефть. Использование низкокипящих фракций способствует ухудшению эксплуатационных характеристик ТМС, а именно смазывающей способности и коррозионной активности. (Известия вузов. Нефть и газ. 1981, N 11, c. 46-48). Изобретение направлено на решение задачи повышение выхода ТМС, улучшение его смазывающей способности, теплоты сгорания и коррозионной устойчивости. Решение данной задачи опосредовано новым техническим результатом - получением композиции ТМС путем компаундирования атмосферного газойля фракции 240-450oC, первого вакуумного погона фракции 200-400oC, дистиллятов коксования фракции 160-400oС и каталитического крекинга фракции 180-400oC, с дизельным топливом фракцией 160-360oC в соотношении, мас. атмосферный газойль фракция 240-450oC 5-15первый вакуумный погон фракция 200-400oC 5-25
дистиллят коксования фракция 160-400oC 5-30
дистиллят каталитического крекинга фракция 180-400oC 5-60
дизельное топливо фракция 160-360oC до 100
Отличительными признаками заявляемого технического решения являются: выделение из нефти и катализатов фракций заданного фракционного состава и использование их в определенных соотношениях для получения композиции ТМС:
Атмосферный газойль фракция 240-450oC 5-15
Первый вакуумный погон фракция 200-400oC 5-25
Дистиллят коксования фракция 160-400oC 5-30
Дистиллят каталитического крекинга фракция 180-400oC 5-60
Дизельное топливо фракция 160-360oC До 100
Конкретные примеры приведены в табл. 1-4. В табл. 1 представлены характеристики компонентов топлива маловязкого судового, в табл.2 - компонентный состав по предлагаемой композиции ТМС. В табл.3 и 4 качество ТМС и его эксплуатационные характеристики. Применение заявленной композиции ТМС позволило значительно увеличить (на 16 мас. ) выход ТМС, вследствие исключения стадии селективной очистки и значительного повышения конца кипения топлива. ТМС, полученное по предлагаемому изобретению, характеризуется лучшими показателями, чем у прототипа по цетановому числу и температуре застывания, значительно улучшаются эксплуатационные характеристики ТМС. Смазывающая способность топлива при испытании на ЧЩМ увеличивается с 52 до 62, снижаются коррозионные потери стали при испытании его на приборе Пинкевича и коррозионная агрессивность ТМС в условиях конденсации воды по ГОСТ 18597-73 (табл. 4). Композиция ТМС, полученная по предлагаемому изобретению, характеризуется более высокой, че прототип, теплотворной способностью. Из данных табл. 3 следует, что изменение соотношения фракций приводит к ухудшению показателей качества заявленного ТМС. Увеличение содержания в композиции тяжелых дистиллятных фракций выше заявленных приводит к повышению температуры застывания топлива и повышению его вязкости. Увеличение содержания в композиции газойля коксования приводит к повышению выше норм ТУ йодного числа, а газойля каталитического крекинга снижению цетанового числа. При использовании в композиции, как тяжелых дистиллятов, так и дистиллятов коксования ниже заявленных соотношений приводит к повышению использования дефицитного дизельного топлива и снижению выхода топлива маловязкого судового.
Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов