способ гидрооблагораживания отбензиненной нефти
Классы МПК: | C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями |
Автор(ы): | Мунд С.Л., Насиров Р.К. |
Патентообладатель(и): | Мунд Сергей Львович |
Приоритеты: |
подача заявки:
1994-11-08 публикация патента:
10.03.1997 |
Предлагается способ гидрооблагораживания отбензиненной нефти путем ее контактирования с алюмоникельи/или алюмокобальтмолибденовым катализатором в среде водорода при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что в качестве интенсификатора гидрооблагораживания в количестве 1-25% об. используют спирты с температурой кипения не выше 100oC, контактирование проводят при температуре 360-420oC, давлении 45-200 ати на каталитическом пакете, обеспечивающем конверсию серы в дизельной фракции, полученной из этой нефти, не менее 90% при температуре 365oC, давлении 35 ати, объемной скорости подачи сырья не менее 3 час-1, с последующим фракционированием полученного продукта и рециклом интенсификатора.
Рисунок 1
Формула изобретения
Способ гидрооблагораживания отбензиненной нефти путем контактирования исходного сырья с алюмоникель- и/или алюмокобальтмолибденовым катализатором в среде водорода при повышенных температуре и давлении, отличающийся тем, что процесс проводят в присутствии интенсификатора 1 25 об. низшего алифатического спирта с температурой кипения не выше 100oС и контактирование проводят при 360 420oС, 45 200 ати в присутствии катализатора, обеспечивающего конверсию серы в дизельной фракции, полученной из этой нефти, не менее 90% при 365oС, 35 ати, объемной скорости подачи сырья не менее 3 ч-1 с последующим фракционированием полученного продукта и рециклом интенсификатора.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, в частности к способам переработки нефти и газоконденсата. Известные способы переработки нефти [1-2] включающие предварительное фракционирование обессоленной и обезвоженной нефти с последующей переработкой узких нефтяных фракций, приводит к образованию значительных количеств остаточных нефтепродуктов с повышенным содержанием серы, тяжелых металлов и трудно поддающихся переработке. Одним из путей решения задачи увеличения выхода малосернистых светлых нефтепродуктов и получения малосернистых мазутов и коксов при переработке высокосернистых тяжелых нефтей является изменение подхода к переработке нефти. В настоящее время разработаны способы гидрооблагораживания отдельных нефтяных фракций: бензинов, керосинов, дизельных фракций. Имеются публикации по гидроочистке тяжелого нефтяного сырья [3-6]Тем не менее известные в настоящее время подходы к гидрооблагораживанию отдельных нефтяных фракций неприменимы для переработки нефти в целом. Наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому результату является способ гидрочистки углеводородного сырья, в частности вакуумного газойля или деасфальтированных остаточных нефтепродуктов [7] Однако этот способ также не позволяет осуществить гидрооблагораживания нефти или газоконденсата на стадии их предварительной переработки, то есть до фракционирования, когда в их состав входят асфальтосмолистые вещества. Целью изобретения является получение экологически чистого дизельного топлива и малосернистого мазута при одновременном увеличении выхода жидких светлых нефтепродуктов. Поставленная цель достигается путем контактирования исходного сырья с алюмоникель- и/или алюмокобальтмолибденовым катализатором в среде водорода при повышенных температурах и давлении, при условии, что процесс проводят в присутствии интенсификатора 1,0-25,0% об. низшего алифатического спирта с температурой кипения не выше 100oC и контактирование проводят при температуре 360-420oC, давлении 45-200 ати в присутствии катализатора, обеспечивающего конверсию серы в дизельной фракции, полученной из этой нефти, не менее 90% при температуре 365oC, давлении 35 ати, объемной скорости подачи сырья не менее 3 ч с последующим фракционированием полученного продукта и рециклом интенсификатора. Отличительным признаком предлагаемого способа является то, что процесс проводят в присутствии интенсификатора 1,0-25,0% об. низшего алифатического спирта с температурой кипения не выше 100oC и контактирование проводят при температуре 360-420oC, давлении 45-200 ати в присутствии катализатора, обеспечивающего конверсию серы в дизельной фракции, полученной из этой нефти, не менее 90% при температуре 365oC, давлении 35 ати, объемной скорости подачи сырья не менее 3 ч, с последующим фракционированием полученного продукта и рециклом интенсификатора. В основе предлагаемого способа переработки нефти лежит проведение процесса гидрооблагораживания нефти с последующим разделением на фракции. В процессе гидрооблагораживания нефти протекают процессы гидроочистки, легкого крекинга в среде водорода. В результате достигается получение нефти с низким содержанием серы, азота, тяжелых металлов. Кроме того, значительно увеличивается выход жидких светлых углеводородов. Проведение процесса гидрооблагораживания нефти в смеси со спиртом позволяет проводить процесс гидроочистки исходного сырья (обезвоженной и обессоленной нефти) до ее разделения на отдельные фракции. Проведение гидрооблагораживания сырья до его фракционирования увеличивает выход светлых фракций с пониженным содержанием сернистых соединений и позволяет получить малосернистый мазут без его дополнительной очистки. Возвращение используемого в процессе спирта на рецикл экономически выгодно и экологически целесообразно. В известных способах переработки нефти применение описанной технологии неизвестно. Поэтому данное техническое решение соответствует критериям "новизна" и "существенное отличие". Пример 1. В качестве сырья использовалась нефть со следующими физико-химическими характеристиками:
плотность 8840 кг/м3
вязкость при 20oС, 24,6 мм/с2
температура, oC:
застывания (-12),
вспышки (в закр.тигле) 35;
содержание, мас. парафинов 3,1
серы 1,98
азота 0,27
асфальтенов 4,8
коксуемость, 6,3
выход фракций, об. до 350 41. 99 мл нефти, указанного состава, смешивалось с 1 мл этилового спирта. Полученная смесь подвергалась гидрооблагораживанию при температуре 360oC, давлении водорода 45 ати на алюмокобальтмолибденовом катализаторе. Проведено фракционирование полученного гидрогенизата, результаты которого приведены в табл.2. Как видно из приведенных в табл.1 и 2 данных, предлагаемый способ позволяет уже на первой стадии переработки отбензиненной нефти обеспечить получение дизельных фракций и мазутов со сравнительно низким содержанием серы. В табл. 2 приведены параметры проведения процесса, сырье, используемый катализатор, а также качество получаемого продукта по примерам 2-5. Последовательность операций и используемый для испытаний образец нефти при выполнении примеров 2-5 аналогичны примеру 1.
Класс C10G45/08 в сочетании с хромом, молибденом или вольфрамом или их соединениями