клапан насоса

Классы МПК:F16K1/36 запорные элементы
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Айрис"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-07-12
публикация патента:

Использование: в насосостроении, преимущественно в поршневых приводных насосах, перекачивающих загрязненные жидкости. Сущность изобретения: седло клапана насоса выполнено с уступом. В уступ упирается кольцо, установленное в уплотняемом зазоре седло-тарель с возможностью перемещения параллельно оси седла. Ширина уступа меньше толщины кольца. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Клапан насоса, содержащий седло, тарель, эластичную манжету и кольцо, расположенное в уплотняемом зазоре между седлом и тарелью, отличающийся тем, что седло выполнено с уступом, расположенным с возможностью опоры в него кольца, причем ширина уступа меньше толщины кольца.

2. Клапан насоса по п.1, отличающийся тем, что кольцо выполнено с выступом, а в эластичной манжете выполнена кольцевая канавка, в которой размещен выступ кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к насосостроению, а более конкретно к поршневым приводным насосам, перекачивающим загрязненные жидкости.

Известны автоматические клапаны поршневых насосов. Такие клапаны содержат седло и тарель, приводимую в движение потоком рабочей жидкости [1]

Из известных клапанов наиболее близким к предлагаемому является клапан, содержащий седло, тарель, эластичную манжету и кольцо, установленное у уплотняемого зазора с возможностью перемещения параллельно оси клапана [2]

При работе такого клапана на жидкостях с твердой фазой твердые частички, попадая между тарелью и кольцом, отодвигают его от уплотняемого зазора. При этом стык раскрывается, что приводит к разрушению эластичной манжеты и снижению ресурса клапана в целом.

Целью настоящего изобретения является повышение ресурса клапана.

Указанная цель достигается тем, что седло имеет уступ, о который опирается кольцо, причем ширина уступа меньше толщины кольца.

Уступ седла удерживает кольцо у уплотняемого зазора, когда твердые частички попадают между тарелью и кольцом. Если же они попадают между тарелью и седлом и между ними образуется зазор, то кольцо перекрывает его под действием давления жидкости благодаря тому, что ширина уступа седла меньше толщины кольца. Это предотвращает разрушение манжеты и повышает ресурс клапана.

Для повышения связи между кольцом и эластичной манжетой кольцо может иметь выступ, входящий в кольцевую канавку, выполненную в эластичной манжете.

На фиг. 1 изображен предлагаемый клапан, на фиг. 2 кольцо с выступом, входящим в канавку манжеты.

В примере конкретного выполнения клапан содержит седло 1, тарель 2, эластичную манжету 3 и кольцо 4, расположенное у уплотняемого зазора и опирающееся о уступ седла. При этом ширина А уступа меньше толщины кольца Б. В варианте выполнения выступ В кольца входит в кольцевую канавку седла.

При работе клапана седло 1 неподвижно, а тарель 2 совершает возвратно-поступательное движение под действием потока жидкости. При этом твердые частички, содержащиеся в жидкости, могут попадать как между тарелью 2 и седлом 1, так и между тарелью 2 и кольцом 4. В первом случае зазор, образующийся между тарелью и седлом, перекрывается кольцом 4, которое давлением жидкости прижимается к тарели (при этом эластичная манжета 3 несколько деформируется). Во втором случае кольцо 4 опирается о уступ седла и не отодвигается от уплотняемого зазора, а твердая частичка раздавливается. В обоих случаях стык между седлом 1 и тарелью 2 остается закрытым, что повышает ресурс эластичной манжеты и клапана в целом.

По изобретению выпущена опытная партия клапанов для бурового насоса УНБ-600 и направлена на испытания в ПО "Юганскнефтегаз".

Наверх