опора скольжения

Классы МПК:F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Самарский государственный аэрокосмический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-08
публикация патента:

Использование: в подшипниках горизонтальных валов. Сущность изобретения: в торцах маслоподающего кольца выполнены наклонные глухие параллельные концентрические канавки, расходящиеся к внешнему диаметру кольца. При вращении вала маслоподающее кольцо за счет сил трения в зоне контакта кольца и вала также вращается. При этом полости наклонных глухих канавок в масляной ванне заполняются маслом, при вращении маслоподающего кольца попадающего на вал и в рабочую зону подшипника. Такое выполнение обеспечивает эффективность охлаждения при достаточной простоте конструкции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Опора скольжения, содержащая подшипниковый вкладыш и охватывающее цапфу вала маслоподающее кольцо с расположенными на его торцевых поверхностях захватывающими смазку средствами, отличающаяся тем, что захватывающие смазку средства выполнены в виде концентрично расположенных параллельных между собой канавок, размещенных симметрично относительно срединной в продольном сечении плоскости, перпендикулярной оси вращения опоры, и наклонно в направлении наружной поверхности маслоподающего кольца.

2. Опора скольжения по п. 1, отличающаяся тем, что на наружной цилиндрической поверхности маслоподающего кольца выполнена канавка У-образного профиля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкциям подшипников горизонтальных валов.

Известен подшипник скольжения, в котором смазка и охлаждение осуществляется надетой на вал пластинчатой цепью, имеющей специальные ковши для переноса смазочной жидкости из маслованны (1).

Недостатком конструкции являются наличие технологически сложных элементов, таких как звездочки на валу, пластинчатая цепь, шкив, а также невозможность применения данной схемы для быстроходных валов.

Наиболее близким техническим решением является опора скольжения, содержащая подшипниковый вкладыш и охватывающее цапфу вала маслоподающее кольцо с расположенными на его торцевых поверхностях захватывающими смазку средствами (2).

В основу изобретения положена задача создания опоры скольжения с более эффективным охлаждением при достаточной простоте конструкции.

Поставленная задача решается тем, что в опоре скольжения, содержащей подшипниковый вкладыш и охватывающее цапфу вала маслоподающее кольцо с расположенными на его торцевых поверхностях захватывающими смазку средствами, последние выполненные в виде концентрично расположенных параллельных между собой канавок, размещенных симметрично относительно срединной в продольном сечении плоскости, перпендикулярной оси вращения опоры, и наклонно в направлении наружной поверхности маслоподающего кольца. Кроме этого, на наружной поверхности маслоподающего кольца может быть выполнена канавка У-образного профиля.

На фиг. 1 представлено поперечное сечение опоры скольжения с охватывающим цапфу вала маслоподающим кольцом; на фиг. 2 представлен вид с торца, показывающий конфигурацию прорези в опоре скольжения под маслоподающим кольцом.

Опора скольжения с маслоподающим кольцом содержит подшипниковый вкладыш 1, охватывающий цапфу вала 2. На цапфу свободно надето маслоподающее кольцо 3 в прорези под кольцо между боковыми стенками 4, нижней стороной погруженное в масляную ванну 5. На масслоподающем кольце 3 выполнены в виде концентрично расположенных параллельных между собой канавок 6, размещенных симметрично относительно срединной в продольном сечении плоскости, перпендикулярной оси вращения опоры, и наклонно в направлении наружной поверхности маслоподающего кольца 3.

На наружной цилиндрической поверхности маслоподающего кольца 3 выполнена канавка У-образного профиля 7.

При вращении вала 2 маслоподающее кольцо 3 за счет сил трения в зоне контакта кольца и цапфы вала также вращается. При вращении маслоподающего кольца 3 полости концентрично расположенных канавок 6 в масляной ванне 5 заполняются маслом, которое при вращении маслоподающего кольца 3 переносится к валу 2, за счет центробежных сил разбрызгивается в рабочую зону подшипника (в зоне контакта подшипника 1 и вала 2).

Изменяя угол наклонных стенок 7, образующих У-образный профиль канавок и, учитывая скорость вращения вала 2, можно добиться адресности масляного шлейфа для отдельных элементов конструкции подшипника 1 и всего узла в целом.

Таким образом, данная конструкция по сравнению с прототипом позволяет добиться подачи обильной смазки в зону контакта подшипника и вала, а также строгой направленностью смазки простым конструктивным решением. Кроме того, вес такого маслоподающего кольца может быть существенно ниже конструкции прототипа.

При испытаниях наблюдается шлейф масла, направленный на боковые стенки прорези под масслоподающее кольцо 3, зафиксировано снижение температуры корпуса подшипника.

Класс F16C33/10 конструкции, касающиеся смазки 

подшипник турбокомпрессора -  патент 2500932 (10.12.2013)
блоки опорной втулки и подъемного механизма -  патент 2494954 (10.10.2013)
устройство для подачи жидкой смазки -  патент 2494298 (27.09.2013)
упорный подшипник скольжения из синтетической смолы -  патент 2489614 (10.08.2013)
машина с удерживающим подшипником с антифрикционным слоем из жидкого металла -  патент 2483414 (27.05.2013)
подшипник скольжения с регулярным микрорельефом -  патент 2475653 (20.02.2013)
предварительно подпружиненный подшипниковый узел и оборудование для бурения скважин, содержащее этот узел -  патент 2470140 (20.12.2012)
система подшипникового узла с интегральным распределением смазки и оборудование для бурения скважин, содержащее эту систему -  патент 2468184 (27.11.2012)
трущаяся деталь в смазочной среде, работающая при контактном давлении, превышающем 200 мпа -  патент 2466307 (10.11.2012)
комбинированный способ смазки моторно-осевого подшипника и устройство для его реализации -  патент 2458265 (10.08.2012)
Наверх