способ изготовления чугунных колес

Классы МПК:C21D9/32 зубчатых колес, червячных колес и тп 
C21D9/50 для сварных швов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное объединение технологии автомобильной промышленности
Приоритеты:
подача заявки:
1990-12-27
публикация патента:

Изобретение относится к технологии изготовления зубчатых колес из чугуна и может быть использовано в различных машиностроительных отраслях народного хозяйства, в т. ч. и для изготовления конических колес с круговым зубом. Сущность изобретения: заготовку получают литьем из чугуна, причем с венцом гладкого профиля, а формообразование зубьев на этом венце ведут методом горячего накатывания с последующим постепенным охлаждением заготовки, достигая этим структурное упрочнение материала заготовки, необходимое для получения достаточных по вязкости и прочности его характеристик. Нагрев заготовки под горячее накатывание ведут до 950 - 1150oC, а охлаждение может проводиться либо на воздухе, либо в ванне. 3 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Способ изготовления чугунных зубчатых колес, включающий получение отливки, формообразование и термическую обработку, отличающийся тем, что, с целью сокращения и упрощения процесса, отливку получают с венцом гладкого профиля, а формообразование и термическую обработку осуществляют путем горячего накатывания зубьев с последующим охлаждением.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что горячую накатку проводят при 950 1150oС, а последующее охлаждение осуществляют на воздухе.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют чистовую механическую обработку.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют упрочняющую обработку.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии производства зубчатых колес из высокопрочного чугуна и может быть использовано в различных машиностроительных отраслях, в т. ч. в автомобилестроении при производстве шестерен главной передачи автомобиля.

Известен способ изготовления чугунных зубчатых колес, при котором колеса отличают из белого чугуна, осуществляя непосредственно при литье формообразование зубьев на ее венце, а затем подвергают их термической обработке методом изотермической закалки, для чего заготовку первоначально нагревают в печи до 1050oС, выдерживают в течение 50 100 часов, а затем неоднократно повторяют по определенной схеме ее нагрев и охлаждение. По окончании этого процесса проводят окончательную доводочную обработку, состоящую из механической обработки, чеканки и местной поверхностной закалки каждого зуба.

Насыщенность технологического цикла изготовления колеса большим числом долговременных операций, усложненная литьевая оснастка и увеличенный парк используемого технологического оборудования, а также повышенный расход энергетически ресурсов и трудозатрат снижают производительность процесса при таком способе, усложняют его и обуславливают его удорожание, в результате чего удельные затраты на изготовление таким способом колеса становятся значительными.

Для сокращения и упрощения процесса в способе изготовления чугунных зубчатых колес, включающем получение отливки, формообразование и термическую обработку, отливку получают с венцом гладкого профиля, а формообразование и термическую обработку осуществляют путем горячего накатывания зубьев с последующим охлаждением.

Горячую накатку проводят при 950 1150oC, а последующее охлаждение осуществляют на воздухе. Дополнительно осуществляют чистовую механическую обработку и/или упрочняющую обработку.

При этом происходят структурные изменения материала заготовки с одновременным уплотнением его поверхностных слоев, образуется закалочная структура, исключаются (как бы закатываются) внутренние и поверхностные дефекты заготовки. Уплотнение внешних слоев накаткой позволяет повысить твердость материала с сохранением пластичности внутренних слоев.

Способ реализуется с использованием широко освоенных промышленностью оборудования и оснастки.

Литьем получают чугунную заготовку с основанием и венцом, выполненным с гладким профилем (см. чертеж). Заготовку устанавливают основанием в зажимном приспособлении на столе накатного стана и с помощью индуктора ТВЧ нагрев ее до заданной технологией температуры, определяемой в зависимости от материала, формы и габаритов заготовки из интервала 950 11150oC. По достижению заданной температуры подводят к заготовке зубонакатной инструмент, с помощью которого на венце формуют зубья колеса требуемого профиля.

По окончанию накатывания заготовку охлаждают. В зависимости от вида колеса, его материала и габаритов определяют режим охлаждения, которое, например, может быть проведено естественным путем на воздухе, либо в ванне.

Окончательную доводочную обработку проводят после охлаждения заготовки и в зависимости от назначения колеса и, соответственно, требований, предъявляемых к нему, она может содержать различные комбинации механической и термической обработок, либо только один из видов упрочняющей поверхностной термической обработки.

Проведенные экспериментальные работы показали, что при нагреве заготовки свыше 1150oС происходит оплавление ее поверхности, а при нагреве ниже 950oC происходит незапланированное досрочное остывание металла, поэтому возможно получение зубьев с отклонениями от требуемой формы или появление трещин.

Класс C21D9/32 зубчатых колес, червячных колес и тп 

способ преодоления деформации колец при химико-термической обработке и устройство шахтной печи для его осуществления -  патент 2527111 (27.08.2014)
науглероженный стальной элемент и способ его получения -  патент 2518840 (10.06.2014)
шестерня и способ ее изготовления -  патент 2507298 (20.02.2014)
способ лазерной термической обработки рабочей поверхности зубьев шестерни -  патент 2482194 (20.05.2013)
нитроцементированная стальная деталь с индукционной закалкой с повышенной усталостной прочностью поверхности при высокой температуре и способ ее производства -  патент 2437958 (27.12.2011)
способ упрочнения рабочей поверхности зубьев -  патент 2436850 (20.12.2011)
способ восстановления пружин -  патент 2408737 (10.01.2011)
сталь для деталей машин, способ изготовления деталей машин из этой стали и изготовленные детали машин -  патент 2381295 (10.02.2010)
стальной элемент, способ его термической обработки и способ его получения -  патент 2374335 (27.11.2009)
способ обработки зубьев крупномодульных тяговых колес -  патент 2274662 (20.04.2006)

Класс C21D9/50 для сварных швов 

способ термической обработки сварных стыков рельсов -  патент 2524526 (27.07.2014)
способ аргонодуговой обработки сварных соединений, полученных линейной сваркой трением -  патент 2524037 (27.07.2014)
способ внепечной термообработки сварных изделий -  патент 2518813 (10.06.2014)
способ лазерной сварки встык листов из стали с содержанием бора 1,3-3,6% -  патент 2510627 (10.04.2014)
способ снятия остаточных напряжений в сварных соединениях трубопроводов -  патент 2492037 (10.09.2013)
способ охлаждения зоны сварки рельса, устройство для охлаждения зоны сварки рельса и сварное соединение рельса -  патент 2485187 (20.06.2013)
способ термической обработки сварных труб -  патент 2484149 (10.06.2013)
способ снятия остаточных напряжений в кольцевых сварных соединениях металлов при сварке под флюсом и устройство для его реализации -  патент 2477202 (10.03.2013)
ультразвуковое устройство для обработки сварных соединений металлов аустенитного класса в процессе автоматической сварки -  патент 2469109 (10.12.2012)
устройство для ультразвуковой обработки сварного соединения в процессе сварки -  патент 2469108 (10.12.2012)
Наверх