система управления аэродинамическими поверхностями самолета

Классы МПК:B64C13/28 механические 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Авиационный научно-технический комплекс им.О.К.Антонова
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-01
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, к системам транспортной механизации крыла самолета. Целью изобретения является снижение веса и упрощение конструкции системы управления самолета. Поставленная цель достигается тем, что в редукторе винтового подъемника механизации крыла установлена муфта предельного момента, для чего в корпусе 6 редуктора на валу 7 на одном конце выполнен выступ 9 с гранями. Между гранями 9 и корпусом 6 установлены в гребенке хвостовика втулки 11, установленной на валу 7, ролики 21. На втулке 11 выполнен венец конической шестерни 12 и фланец 13 с гнездами 14 для установки шариков 15, поджатых через шайбу 16 пружинами 17. Шайба 16 соединена с валом 7 скользящей шпонкой 23. Коническая шестерня 12 контактирует с конической шестерней 26, которая через полукаpдан 27 соединена с винтом винтового подъемника. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Система управления аэродинамическими поверхностями самолета, содержащая привод, связанный с редуктором с установленной в его корпусе муфтой предельного момента, состящей из вала, расположенной на нем втулки, на одном конце которой выполнен венец конической шестерни, контактирующей с конической шестерней, установленной на валу, на конце которого выполнен полукардан соединения с винтом винтового подъемника и шайбы с гнездами, контактирующими с шариками, поджатой пружиной, при этом между шайбой с гнездами и валом установлена скользящая шпонка, отличающаяся тем, что, с целью снижения веса и упрощения конструкции системы управления, редуктор снажбжен роликами, установленными в прорезях гребенки, выполненной на хвостовике втулки, и контактирующими с корпусом редуктора и выступом с гранями, выполненном на одном конце вала, и шайбой, закрепленной гайкой на резьбовой части вала и поджатой пружиной, при этом на другом конце другой втулки выполнен фланец с гнездами по окружности, контактирующими с шариками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, а именно к системам трансмиссий механизации крыла самолета.

Известна система управления закрылками самолета ИЛ-86 (В.Н.Кестельман, А. В.Федоров. Механизмы управления самолетом. М. Машиностроение, 1987, с. 98

103, рис. 3.35 и 3.39), являющаяся прототипом, содержащая систему перемещения закрылка, трансмиссию тормоза трансмиссии, винтовые подъемники, муфты предельного момента в редукторах винтовых подъемников, причем редукторы и подъемники соединены между собой карданом.

Недостатком известной конструкции является то, что тормоза трансмиссии являются отдельным механизмом, что увеличивает вес системы и в целом вес самолета.

Целью изобретения является упрощение конструкции и снижение веса системы управления аэродинамическими поверхностями самолета.

Поставленная цель достигается тем, что в системе управления аэродинамическими поверхностями самолета, содержащей привод, связанный с редуктором с установленной в его корпусе муфтой предельного момента, состоящей из вала, расположенной на нем втулки, на одном конце которой выполнен венец конической шестерни, контактирующей с конической шестерней, установленной на валу, на конце которого выполнен полукардан соединения с винтом винтового подъемника и шайбы с гнездами, контактирующими с шариками, поджатой пружиной, при этом между шайбой с гнездами и валом установлена скользящая шпонка, редуктор снабжен роликами, установленными в прорезях гребенки, выполненной на хвостовике втулки и контактирующими с корпусом редуктора и выступом с гранями, выполненном на одном конце вала и шайбой, закрепленной гайкой на резьбовой части вала и поджатой пружиной, при этом на другом конце втулки выполнен фланец с гнездами по окружности, контактирующими с шариками.

В известном техническом решении признаки, сходные с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не обнаружены, следовательно, заявляемое техническое решение обладает существенными отличиями.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 показана схема трансмиссии крыла самолета, на фиг.2 редуктор предложенного винтового подъемника, на фиг.3 сечение по А-А в фиг.2, на фиг.4 сечение по Б-Б в фиг.1.

Система управления аэродинамическими поверхностями самолета содержит привод 1, приводящий во вращение через трансмиссии 2 редукторы 3 винтовых подъемников 4, выдвигающие /убирающие/ закрылки 5. Редуктор 3 содержит корпус 6, в котором на подшипниках установлен вал 7 с осевым отверстием, на котором выполнены шлицы 8 для соединения с валами трансмиссии 2. На одном конце вала 7 выполнен выступ 9 с гранями 10, а на другом конце резьба. На вал 7 установлена свободно перемещающаяся вдоль вала 7 втулка 11, на одном конце которой выполнен венец конической шестерни 12 а на втором конце фланец 13 с гнездами 14, равномерно расположенными по окружности фланца, в которых установлены шарики 15, поджатые через шайбу 16 пружины 17, вторые концы которых упираются в шайбу 18. Шайба 18 закреплена на валу гайкой 19. В гребенке 20 хвостовика втулки 11 установлены ролики 21 и сверху на конце гребенки закреплены пружинящие пластинки 22, прижимающие ролики 21 к граням 10 выступа 9 вала 7. Шайба 16 соединена с валом 7 скользящей шпонкой 23, в данном случае шпонка выполнена из шариков. Между корпусом 1 с зазором к роликам 21 установлена втулка 24, которая выполнена из более износоустойчивого материала, чем корпус 6. С венцом конической шестерни 12 взаимодействует установленная в корпусе 6 с помощью обоймы 25 коническая шестерня 26, на конце вала которой выполнен полукардан 27, служащий для соединения через крестовину с полукарданом винта винтового подъемника.

Работает система следующим образом. При включении на выпуск /уборку/ закрылков привод 1 вращает трансмиссию 2, которая, в свою очередь, включает редукторы 3. При нормальной работе редукторы 3 передают вращение на винтовые подъемники 4, которые выпускают /убирают/ закрылки 5.

При заклинивании одного из винтовых подъемников 4 отсутствует вращение конической пары, при этом из-за разницы в крутящих моментах вала трансмиссии 2 и венца конической шестерни 12 она, приостановившись, действует на шарики 15, выдавливая их из гнезд 14 фланца 13, обжимая при этом пружины 17, а вал 7, поворачиваясь быстрее, чем втулка 11, своими гранями 10 и втулкой 24 защемляет ролики 21, останавливая вращение трансмиссии 2. При этом привод трансмиссии отключается автоматически или по указателю на приборной доске летчиком.

Класс B64C13/28 механические 

электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
переключатель основного управления механизацией крыла самолета (варианты), рычаг основного управления механизацией крыла самолета, гашетка командного блока основного управления механизацией крыла, силовой корпус командного блока переключателя основного управления механизацией крыла самолета -  патент 2506201 (10.02.2014)
привод несущей управляющей плоскости летательного аппарата -  патент 2503919 (10.01.2014)
способ контроля эффективности работы электромеханического привода роторно-линейного типа -  патент 2471101 (27.12.2012)
исполнительный механизм рулевого привода -  патент 2265553 (10.12.2005)
летательный аппарат по схеме "утка" с флюгирующими рулями с приводом через зону нечувствительности -  патент 2087381 (20.08.1997)
устройство для соединения вала датчика с поворотным элементом исполнительного механизма -  патент 2068798 (10.11.1996)
Наверх