доковая опора

Классы МПК:B63C5/00 Оборудование стапелей и сухих доков
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственный завод "Дальзавод"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-28
публикация патента:

(57) Cущность изобретения: доковая опора представляет собой неподвижное основание с верхней цилиндрической поверхностью и взаимодействующее с ней подвижное основание с верхней плоской поверхностью. На торце подвижного основания на оси установлен рычаг с вращающимся контактным элементом, противовесом, стопором и направляющими отверстиями. Для фиксации рычага в заданном положении на торце основания выполнены отверстия. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. Доковая опора, содержащая неподвижное основание, верхняя поверхность которого выполнена цилиндрической, и рабочее подвижное основание, установленное на неподвижном основании с возможностью перемещения по цилиндрической поверхности последнего и выполненное с плоской верхней поверхностью, отличающаяся тем, что она снабжена рычагом, установленным с возможностью поворота на подвижном основании и выполненным со стопором для фиксации его положения, и установленным на одном из его концов вращающимся контактным элементом.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена приводом поворота упомянутого рычага, выполненным в виде установленного на последнем поплавка или противовеса, а сам рычаг и торец рабочего подвижного основания выполнены с отверстиями для перестановки упомянутого стопора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и судоремонту, а именно к конструкции доковых опор.

Известна доковая опора, содержащая неподвижное основание, верхняя поверхность которого выполнена цилиндрической, и рабочее подвижное основание, установленное на неподвижном основании с возможностью перемещения по цилиндрической поверхности последнего и выполненное с плоской верхней поверхностью /заявка Японии N 56-42513, кл. В 63 В 9/06, 1981/.

Технический результат от использования изобретения заключается в обеспечение автоматической перестановки опоры в зависимости от обводов корпусов судов, размещаемых на этих опорах.

Данный технический результат достигается тем, что доковая опора, содержащая неподвижное основание, верхняя поверхность которого выполнена цилиндрической, и рабочее подвижное основание, установленное на неподвижном основании с возможностью перемещения по цилиндрической поверхности последнего и выполненное с плоской верхней поверхностью, снабжена рычагом, установленным с возможностью поворота на подвижном основании и выполненным со стопором для фиксации его положения и установленным на одном из его концов вращающимся контактным элементом.

Доковая опора может быть снабжена приводом поворота упомянутого рычага, выполненным в виде установленного на последнем поплавка или противовеса, а сам рычаг и торец рабочего подвижного основания выполнен с отверстиями для перестановки упомянутого стопора.

На фиг. 1 изображена доковая опора, общий вид; на фиг.2 вид сверху; на фиг. 3 разрез по А-А на фиг.1; на фиг. 4 6 cхемы положения доковой опоры при постановке "по одной воде" судов с различными обводами корпуса, где пунктиром показаны положения рычага после всплытия судна, принимаемые для постановки последующего судна.

Доковая опора содержит жесткое основание 1, на котором установлены податливая подушка 2 и неподвижное рабочее основание 3 с верхней цилиндрической вогнутой поверхностью 4 и взаимодействующее с ней подвижное рабочее основание 5, имеющее верхнюю плоскую поверхность 6. На торце подвижного основания 5 на оси 7 установлен рычаг 8. Рычаг снабжен вращающимся контактным элементом 9, противовесом 10 и стопором 11. На рычаге 8 также имеются направляющие отверстия 12 для установки стопора 11 в заданном положении. Стопор 11 состоит из корпуса-ползуна 13, стержня фиксации 14 и пружины 15. На рычаге 8 выполнены направляющие пазы 16 для перемещения корпуса-ползуна 13. Для фиксации рычага в заданном положении на торце основания 5 выполнены отверстия 17. Для приема на доковую опору судов с различными обводами корпуса 18, подкрепленного жесткой связью 19, "по одной воде" на кильблоке 20 установлен объемный элемент 21 с положительной плавучестью.

При приеме судна, например, с плосконаклонным днищем, рычаг 8 устанавливают на оси 7 и фиксируют в отверстии 17 стопором 11 в горизонтальном положении к подвижному основанию 5. При этом верхняя точка вращающегося контактного элемента 9 находится в одной плоскости с верхней плоской поверхностью 6, что в свою очередь увеличивает длину опорной поверхности подвижного основания 5.

При осушении сухого дока или всплытии плавучего днища принимаемого судна действует на вращающийся контакт 9 и на зафиксированном рычаге 8 возникает крутящий момент, разворачивающий рабочее подвижное основание 5 относительно неподвижного основания 3 на угол, соответствующий наклону днища судна 18. При этом вращающийся контактный элемент 9 рычага 8, прокатываясь по обшивке днища, практически исключает возникновение силы, вызывающей перемещение опоры. По мере осушения или всплытия дока судно опускается на кильблок 20 и на опору. Опора начинает участвовать в восприятии части докового веса судна. После осушения или всплытия дока рычаг 8 может быть демонтирован.

Перед всплытием отдокованного судна для последующей постановки "по одной воде" судна, например, с плоским днищем, рычаг 8 устанавливают на оси 7а и фиксируют стопором 11 с отверстиях 17а так, чтобы верхняя точка вращающегося контакта 9 находилась в одной плоскости с поверхностью 6. А для погашения разности высот по килю к кильблоку 20 дополнительно устанавливают объемный элемент 21 с положительной плавучестью.

После всплытия отдокованного судна объемный элемент 21 с положительной плавучестью, автоматически разворачиваясь, устанавливается на опорную поверхность кильблока 20. Далее судно выводят из дока и заводят следующее судно с плоским днищем.

При осушении или всплытии дока днище принимаемого судна также действует на вращающийся контактный элемент 9, возникающий крутящий момент на рычаге 8 разворачивает подвижное основание 5 до принятия плоскости 6 горизонтального положения и опора с кильблоком начинают участвовать в восприятии части докового веса судна.

Перед всплытием этого отдокованного судна для последующей постановки "по одной воде" судна, например, с лекальными обводами днища, рычаг 8 устанавливают на ось 7, а под действием силы противовеса 10 контактный элемент 9 упирается в днище. При этом корпус-ползун 13 стопора 11 передвигают по направляющим пазам 16 к одному из направляющих отверстий 12 и с помощью стержня 14 фиксируют в заданном положении на рычаге.

После всплытия отдокованного судна с плоским днищем рычаг 8 под действием силы противовеса 10 поворачивается на оси 7 и фиксируется стопором 11 в одном из отверстий 17 на торце основания 5 по заданному положению, а объемный элемент 21 механизмом поворота /на чертеже не показан/ поворачивается с кильблока 20 в исходное положение. Отдокованное судно выводят из дока и заводят судно с лекальными обводами днища.

При осушении или всплытии дока днище судна действует на вращающийся контактный элемент 9, возникающий крутящий момент на рычаге 8 разворачивает подвижное основание 5 до принятия верхней плоской поверхности 6 положения по касательной к обшивке корпуса судна 18 в пересечении с жесткой связью 19, опора начинает участвовать в восприятии части докового веса судна.

Наверх