газовая турбина

Классы МПК:F01D5/08 средства для подогрева, теплоизоляции или охлаждения 
F01D25/12 охлаждение 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Долотова Инесса Павловна
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-19
публикация патента:

Использование: авиационные двигатели. Сущность изобретения: газовая турбина содержит статор с сопловыми лопатками 1, ротор с рабочими лопатками 2, картер турбины 3 с подводящими охлаждающий воздух отверстиями 4 и отражатель 5. Охлаждающий воздух после компрессора или вторичный воздух из камеры сгорания, засоренный посторонними частицами, притекая к отверстию 4, ударяется об отражатель 5. Посторонние частицы при этом отбрасываются в проточную часть турбины двигателя, а очищенный воздух через щель между отражателем и картером поступает в систему охлаждения турбины. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Газовая турбина силовой установки, содержащая рабочие и сопловые охлаждаемые лопатки, образующие проточную часть турбины, силовой картер с отверстиями для подвода охлаждающего воздуха в систему охлаждения элементов турбины, образующий с внутренним кожухом камеры сгорания полость, сообщенную с проточной частью турбины, отличающаяся тем, что она снабжена отражателем, установленным в полости над отверстиями картера с образованием щели.

2. Турбина по п. 1, отличающаяся тем, что отражатель выполнен в виде кольца.

3. Турбина по п. 1, отличающаяся тем, что отражатель выполнен в виде отдельных элементов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к разработке газовых турбин, в частности к конструкции системы охлаждения сопловых, рабочих лопаток и дисков турбины авиационных газотурбинных двигателей, стационарных и транспортных установок.

Газовая турбина является одним из основных узлов современных газотурбинных двигателей. Развитие газовых турбин происходит по пути повышения температуры газов. В настоящее время она достигает величины Тг 1600 - 1700К. Совершенствование газовых турбин происходит как за счет создания новых жаропрочных материалов и покрытий, так и за счет совершенствования конструкции, разработки все более интенсивных методов охлаждения элементов газовых турбин.

В большинстве газовых турбин, содержащих диски с дефлекторами и охлаждаемые лопатки, для охлаждения используется воздух, отбираемый от компрессора, либо вторичный воздух камеры сгорания. Система охлаждения выполняется либо конвективной, осуществляемой путем протекания воздуха под дефлектором диска, и поступления его внутрь полой лопатки, а затем выброс его через верхний торец или выходную кромку лопатки в проточную часть турбины; либо конвективно-пленочной, когда часть охлаждающего воздуха через перфорированную стенку лопатки выпускается на наружную поверхность, полностью или частично заменяя газ в пограничном слое на лопатке [1 и 2]

Недостатком существующих конструкций является то, что охлаждение лопаток воздухом высокого давления, отбираемым из-за компрессора двигателя, существенно увеличивает удельный расход топлива за счет того, что на сжатие охлаждающего воздуха затрачивается часть работы цикла, а работы этот воздух совершает меньше, чем мог бы совершить проходя через проточную часть турбины, так как при протекании по каналам охлаждения теряет часть своей энергии. Рост степени повышения давления в современных газотурбинных двигателях приводит к повышению температуры охлаждающего воздуха и уменьшению температурного напора. Ориентировочно можно считать, что в зависимости от КПД узлов двигателя 1 отбора воздуха на охлаждение турбины увеличивает удельный расход топлива на 0,5 0,7

Отбор воздуха на охлаждение турбины на современных двигателях составляет газовая турбина, патент № 2069768Gохлгазовая турбина, патент № 2069768 10...12%,, что приводит к значительному увеличению удельного расхода топлива.

Другим недостатком способа охлаждения турбины воздухом, отбираемым из-за компрессора или вторичным воздухом камеры сгорания является то, что в этом воздухе присутствует значительное количество посторонних частиц от выработки уплотнений компрессора, сажи, кокса от неполного сгорания топлива, а также пыли, попадающей на вход в компрессор двигателя. Попадание посторонних частиц внутрь лопаток и налипание их на стенки значительно снижает теплоотвод от стенки к воздуху за счет роста температурного градиента в стенке лопатки, что увеличивает температуру лопатки.

Следует отметить, что это явление особенно присуще двигателям стационарных газотурбинных установок, силовым установкам наземного транспорта и вертолетным двигателям и в меньшей степени проявляется на силовых установках самолетов. Влияние отложений усугубляется при больших ресурсах двигателей.

Вскрытие и осмотр внутренней поверхности лопаток двигателя НК-12СТ и других двигателей, имеющих наработку 300 1000 ч показал, что поверхность каналов охлаждения покрыта плотным слоем отложений, образующихся из частиц, попадающих внутрь лопаток с охлаждающим воздухом.

Цель изобретения повышение надежности работы турбины.

Цель достигается тем, что газовая турбина силовой установки, содержащая рабочие и сопловые охлаждаемые лопатки, образующие проточную часть турбины, силовой картер с отверстиями для подвода охлаждающего воздуха в систему охлаждения элементов турбины, образующий с внутренним кожухом камеры сгорания полость, сообщенную с проточной частью турбины, и она снабжена отражателем, установленным в полости над отверстиями картера с образованием щели; отражатель выполнен в виде кольца или в виде отдельных элементов.

Воздух, засоренный посторонними частицами на подводе в систему охлаждения ударяется в кольцо и частицы по инерции отбрасываются в проточную часть турбины, а очищенный воздух из-под кольца отражателя поступает в систему охлаждения турбины.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена проточная часть турбины.

Турбина состоит из статора с сопловыми лопатками 1, ротора с рабочими лопатками 2, силового картера турбины 3 с подводящими охлаждающий воздух отверстиями 4 и кольца-отражателя 5.

Турбина работает следующим образом.

Охлаждающий воздух, отбираемый из-за компрессора или вторичный воздух камеры сгорания, засоренный посторонними частицами от выработки уплотнений компрессора, сажи, кокса из-за неполного сгорания топлива в камере сгорания, пыли, попадающей в проточную часть двигателя из внешней атмосферы, притекая к отверстиям 4 ударяется о кольцо-отражатель 5. Посторонние частицы, по инерции, при ударе о кольцо-отражатель, отбрасываются в проточную часть турбины двигателя, а очищенный воздух через щель между кольцом-отражателем и картером турбины поступает в систему охлаждения турбины. Протекая по каналам лопаток 1 и 2 и под дефлектором диска воздух отбирает тепло и выбрасывается в проточную часть турбины двигателя.

Экономический эффект предполагаемого изобретения проявится в повышении надежности и ресурса работы сопловых и рабочих лопаток турбины и повышения их ремонтопригодности.

Класс F01D5/08 средства для подогрева, теплоизоляции или охлаждения 

ротор осевой газовой турбины -  патент 2529271 (27.09.2014)
лопатка турбины -  патент 2528781 (20.09.2014)
двухпоточный цилиндр паротурбинной установки -  патент 2523086 (20.07.2014)
ступень турбины гтд с отверстиями отвода концентрата пыли от системы охлаждения -  патент 2520785 (27.06.2014)
вентиляция турбины высокого давления в газотурбинном двигателе -  патент 2504662 (20.01.2014)
узел из диска турбины газотурбинного двигателя и опорной цапфы опорного подшипника, контур охлаждения диска турбины такого узла -  патент 2504661 (20.01.2014)
лопатка турбины, снабженная средством регулирования расхода охлаждающей текучей среды -  патент 2503819 (10.01.2014)
ротор компрессора газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2500892 (10.12.2013)
система охлаждения рабочего колеса турбины газотурбинного двигателя -  патент 2490473 (20.08.2013)
устройство и способ охлаждения трубчатой зоны двухпоточной турбины -  патент 2486345 (27.06.2013)

Класс F01D25/12 охлаждение 

турбоагрегат -  патент 2520763 (27.06.2014)
кольцевой неподвижный элемент для использования с паровой турбиной и паровая турбина -  патент 2511914 (10.04.2014)
компрессорный модуль турбомашины, уплотнительный диск внутренней камеры для такого модуля и турбомашина, содержащая такой компрессорный модуль -  патент 2488698 (27.07.2013)
устройство и способ охлаждения трубчатой зоны двухпоточной турбины -  патент 2486345 (27.06.2013)
устройство и способ охлаждения первой ступени двухпоточной турбины -  патент 2482281 (20.05.2013)
устройство турбины и способ охлаждения бандажа, расположенного у кромки лопатки турбины -  патент 2462600 (27.09.2012)
способ струйного охлаждения поверхностей и устройство для его осуществления -  патент 2461720 (20.09.2012)
газотурбинный двигатель -  патент 2460887 (10.09.2012)
ротор компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2451840 (27.05.2012)
внутренний корпус для газотурбинной установки, защитная оболочка вала, блок корпуса для газотурбинной установки и газотурбинная установка -  патент 2425227 (27.07.2011)
Наверх