якореметная подводная установка

Классы МПК:B63B21/26 закрепление якорей в грунте 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник"
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-09
публикация патента:

Использование: в якореметных установках для раскрепления мидиевых плантаций и садков для искусственного выращивания рыб. Сущность изобретения: установка содержит трубу 1 с якорем 2 и направляющей втулкой 3, пороховой заряд 4, направляющий стержень 5 с установленным на него поршнем 6 и гальваноударной втулкой 7, причем направляющий стержень 5 неподвижно установлен на гидродинамическом тормозе, выполненном в виде плиты 8, кольца 9, связанных стержнями 10, бридель 11 уложен в корзину 12, присоединенную в кольцу 9. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Якореметная подводная установка, содержащая камеру с пороховым зарядом, средство его воспламенения, толкатель с направляющим стержнем, якорь с бриделем, систему управления и гидродинамический тормоз, отличающаяся тем, что толкатель выполнен в виде трубы, один конец которой соединен с якорем, а другой снабжен направляющей втулкой, при этом направляющий стержень выполнен полым, размещен внутри трубы и одним концом жестко соединен с гидродинамическим тормозом, а другой его конец снабжен съемным поршнем, причем толкатель выполнен с возможностью перемещения относительно направляющего стержня, а камера сгорания образована между якорем и упомянутым поршнем.

2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что гидродинамический тормоз выполнен в виде плиты и кольца, соединенных между собой стяжками, при этом кольцо снабжено корзиной для размещения бриделя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к артиллерии и может быть использовано в якореметных подводных установках (ЯМПУ)для постановки якорей, предназначенных для раскрепления мидиевых плантаций и садков для искусственного выращивания ценных пород рыб.

Известны ЯМПУ по патентам США, НКИ 114 206А, N 3207115 от 17.06.63, N 35202268 от 22.06.67, N 3577949 от 19.06.67, N 3910218 от 04.02.74, а также ЯМПУ описанные в журнале "Судостроение за рубежом", N 3, 1980, с. 44 и содержащие ствол, камеру сгорания с пороховым зарядом, средство воспламенения, толкатель, якорь с бриделем, систему управления с пусковым штырем, гидротормоз.

Такие ЯМПУ позволяют обеспечить достаточную держащую силу и выполнить постановку якорей в течение нескольких минут или часов (в зависимости от глубины).

Недостатком известных устройств является значительное воздействие ударной волны на ихтиофауну в следствии наличия большого дульного давления (до 100 МПа), в результате чего происходит массовая гибель рыб и других живых организмов на значительном удалении от места постановки якоря.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является ЯМПУ, описанная в журнале "Судостроение за рубежом", N 3, 1980, с. 36, содержащая камеру сгорания с пороховым зарядом, средство воспламенения, толкатель, якорь с бриделем, систему управления, гидродинамический тормоз.

Такая установка позволяет обеспечить достаточную держащую силу, а также выполнить постановку якорей, предназначенных для раскрепления мидиевых плантаций и садков для искусственного выращивания ценных пород рыб.

Недостатком является наличие ударного импульса пороховых газов в период последействия, воздействующего на ихтиофауну, в результате которого происходит также массовая гибель рыб и других живых организмов, находящихся вблизи места установки якорей.

Устранение этого недостатка достигается тем, что предложенная ЯМПУ содержит камеру с пороховым зарядом, средство его воспламенения, толкатель с направляющим стержнем, якорь с бриделем, систему управления и гидродинамический тормоз.

В установке толкатель выполнен в виде трубы, один конец которой соединен с якорем, а другой снабжен направляющей втулкой, при этом упомянутый направляющий стержень выполнен полым, размещен внутри трубы и одним концом жестко соединен с гидродинамическим тормозом, а другой его конец снабжен съемным поршнем, причем указанный толкатель выполнен с возможностью перемещения относительно направляющего стержня, а камера сгорания образована между якорем и упомянутым поршнем.

Гидродинамический тормоз выполнен в виде плиты и кольца, соединенных между собой стяжками, при этом упомянутое кольцо снабжено корзиной для размещения бриделя.

Такое расположение узлов ЯМПУ, а также выполнение камеры сгорания в толкателе и запираемой поршнем позволяет полностью исключить гидродинамическое воздействие пороховых газов на ихтиофауну и позволяет работать на такой установке вблизи располагаемых для наблюдения приборов и водолазов.

На фиг. 1 изображен вид ЯМПУ в исходном положении; на фиг. 2 общий вид ЯМПУ в положении, предшествующем врезанию якоря в грунт.

Устройство ЯМПУ состоит из трубы (толкателя) 1, на нижнем конце которого установлен якорь 2 с дном "а", на верхнем конце толкателя 1 установлена направляющая втулка 3, к которой прикреплен бридель 11 и внутри которой проходит направляющий стержень 5, на нижнем конце которого установлен съемный поршень 6 с гальваноударной втулкой 7. Между поршнем 6 и дном "а" образована камера сгорания "б", в которую устанавливается пороховой заряд 4.

Верхний конец направляющего стержня 5 неподвижно закреплен на гидравлическом тормозе, который выполнен в виде плиты 8, кольца 9, связанных между собой стяжками 10. К кольцу 9 присоединена корзина 12, предназначенная для укладки бриделя 11. На гидродинамическом тормозе установлен пусковой штырь 14, на котором имеется пята 15 и предохранительная чека 16. Пусковой штырь 14 связан со средством воспламенения концевым выключателем 17.

На гидродинамическом тормозе закреплены стропы 18 для подъема и опускания установки грузоподъемным средством корабля (не показаны).

Предлагаемая ЯМПУ работает следующим образом.

Снаряженная установка перед спуском на воду стропами 18 закрепляется на грузоподъемном средстве и отводится за борт корабля. Снимаются предохранительные чеки 16. Установка погружается в воду. При подходе к дну пусковой штырь 14 своей пятой 15 опирается в дно, при этом установка продолжает опускаться и пусковой штырь 14 через концевой выключатель 17 включает средство инициирования 7, от форса пламени которого воспламеняется пороховой заряд 4. Под действием давления пороховых газов в камере сгорания "б" толкатель 1 с якорем 2, направляющей втулкой 3 и бриделем 11 движется вниз, приобретая при этом заданную начальную скорость, а гидродинамический тормоз совместно с направляющим стержнем 5 и поршнем 6 движутся вверх (в откат), приобретая при этом скорость отката. При подходе поршня 6 к направляющей втулке 3 с амортизатором 19 происходит их соударение и поршень перекрывает отверстие в направляющей втулке 3, препятствуя выходу газов из толкателя. Таким образом происходит бесшумный выстрел без выхода газов в морскую среду, якорь 2 с толкателем 1, направляющей втулкой 3, поршнем 6 и бриделем 11 погружаются в грунт, а ЯМПУ тормозится сопротивлением воды.

После выстрела установка поднимается на борт корабля и снаряжается для последующего выстрела.

Наверх