радиальный подшипник

Классы МПК:F16C17/18 с плавающими вкладышами или втулками, вращающимися с пониженной скоростью 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Асеа Браун Бовери АГ (CH)
Приоритеты:
подача заявки:
1992-12-24
публикация патента:

Использование: в машиностроении для опорных узлов с плавающей втулкой. Сущность изобретения: радиальный подшипник содержит установленную с возможностью вращения в корпусе и охватывающую с зазором цапфу вала плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями. В корпусе выполнены расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, размещенные по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки. На наружной поверхности втулки в зоне входной части отверстий выполнены выемки с одной боковой поверхностью, отражающей масло. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Радиальный подшипник, содержащий корпус, установленную в нем с зазором и с возможностью вращения и охватывающую с зазором цапфу вала, плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями, соединяющими зазоры соответственно между корпусом и втулкой и между последней и цапфой вала, а также выполненные в корпусе и расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, входящие в зазор между корпусом и плавающей подшипниковой втулкой, отличающийся тем, что маслоподводящие каналы расположены по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки, а на ее наружной поверхности в зоне входной части каждого отверстия выполнены выемки с по меньшей мере одной боковой поверхностью для отражения вытекающего из маслоподводящих каналов масла.

2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что выемки выполнены клиновидной формы.

3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что сквозные отверстия в подшипниковой втулке выполнены радиально, а выемки симметрично относительно продольной оси отверстий.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радиальным опорным узлам.

Известен радиальный подшипник, содержащий корпус, установленную в нем с зазором и с возможностью вращения и охватывающую с зазором цапфу вала плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями, соединяющими зазоры соответственно между корпусом и упомянутой втулкой и между последней и цапфой вала, а также выполненные в корпусе и расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, входящие в зазор между корпусом и плавающей подшипниковой втулкой [1]

Недостатком известного подшипника является недостаточная скорость вращения плавающей подшипниковой втулки для повышения демпфирующих свойств.

Техническим результатом изобретения является повышение демпфирующих свойств.

Это обеспечивается тем, что в радиальном подшипнике, содержащем корпус, установленную в нем с зазором и с возможностью вращения и охватывающую с зазором цапфу вала плавающую подшипниковую втулку со сквозными отверстиями, соединяющими зазоры соответственно между корпусом и упомянутой втулкой и между последней и цапфой вала, а также выполненные в корпусе и расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника маслоподводящие каналы, входящие в зазор между корпусом и плавающей подшипниковой втулкой, упомянутые маслоподводящие каналы расположены по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки, а на ее наружной поверхности в зоне входной части каждого отверстия выполнены выемки с по меньшей мере одной боковой поверхностью для отражения вытекающего из маслоподводящих каналов масла. Кроме этого, выемки могут быть выполнены клиновидной формы или выемки могут быть выполнены симметричными относительно продольной оси сквозных отверстий, расположенных в подшипниковой втулке радиально.

На фиг.1 представлен продольный разрез радиального подшипника (согласно I-I на фиг. 2), на фиг. 2 поперечный разрез II-II на фиг. 1, на фиг.3 - частичный поперечный разрез радиального подшипника с симметричной втулкой.

Радиальный подшипник установлен в корпусе 10 и содержит смонтированную в нем с зазором 14 и с возможностью вращения и охватывающую с зазором 15 цапфу вала 11 плавающую подшипниковую втулку 12 со сквозными отверстиями 13, соединяющими зазоры 14 и 15. В корпусе 10 выполнены маслоподводящие каналы 16, расположенные в поперечном сечении под углом к радиусу подшипника и входящие в зазор 14 между корпусом 10 плавающей подшипниковой втулкой 12. Маслоподводящие каналы 16 расположены по касательной к наружной поверхности подшипниковой втулки 12. На наружной поверхности втулки 12 в зоне входной части каждого сквозного отверстия 13 выполнены выемки 17. По меньшей мере одна из ее боковых поверхностей 18 расположена с наклоном таким образом, что обеспечивает отражение вытекающего из соответствующего маслоподводящего отверстия 16 масла.

Поперечное сечение выемки 17 (фиг.2) выполнено клиновидной формы, боковая поверхность 18 в котором является отражающей для входящего масла.

Как вариант исполнения (фиг. 3) сквозное отверстие 13 в подшипниковой плавающей втулке 12 выполнено по радиусу, в этом случае поперечное сечение выемки 17 выполнено симметричным относительно продольной оси отверстия 13. Ее боковые поверхности 18а являются отражающими для входящего масла (в зависимости от направления вращения вала 11).

Подшипниковая плавающая втулка на ее внутренней поверхности имеет продольные карманы 20.

При вращении вала масло под давлением поступает через маслоподводящие отверстия 16 в полость зазора 14, попадает на боковую поверхность 18 или 18а выемок 17 и приводит подшипниковую втулку во вращение (штриховая стрелка). Из выемок 17 масло направляется через ориентированные по касательной сквозные отверстия 13 в карманы 11 и в полость зазора 15.

За счет воздействия противоположно направленного вращающего момента вала 11 на подшипниковую втулку 12 ее вращение замедляется. Это гидравлическое торможение втулки 12 осуществляется бесконтактным образом.

За счет выполнения симметричных выемок с двумя отражающими поверхностями могут предупреждаться погрешности установки.

Изобретение позволяет исключить механическое арретирование, уменьшить мощности на трения и вибрации вала.

Наверх