способ теплозащиты гиперзвукового летательного аппарата

Классы МПК:B64C1/38 конструкции, предназначенные для уменьшения эффекта аэродинамического или прочих видов внешнего нагрева 
B64G1/58 тепловая защита, например тепловые экраны
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Воронежское конструкторское бюро Авиационного научно- технического комплекса им.А.Н.Туполева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-22
публикация патента:

Использование: теплозащита гиперзвукового летательного аппарата путем изменения параметров потока газа, обтекающего летательный аппарат, за счет отсоса пограничного слоя через сквозные отверстия в обшивке во внутреннюю полость и охлаждении обшивки за счет адиабатического расширения отсасываемого газа. Сущность изобретения: внутреннюю полость вакуумируют для увеличения скорости отсоса газа с целью повышения степени охлаждения обшивки. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ теплозащиты гиперзвукового летательного аппарата, заключающийся в изменении параметров потока газа, обтекающего летательный аппарат, путем отсоса пограничного слоя через сквозные отверстия в обшивке во внутреннюю полость и охлаждении обшивки за счет адиабатического расширения отсасываемого газа, отличающийся тем, что внутреннюю полость вакуумируют.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной и ракетно-космической технике и может найти применение в системах теплозащиты гиперзвуковых самолетов, ракет, космических аппаратов, входящих в атмосферу.

Известен способ теплозащиты поверхностей с применением пористого охлаждения, заключающийся в изменении параметров потока газа, обтекающего летательный аппарат, и охлаждении обшивки с помощью жидкого или газообразного хладагента, подводимого к внутренней поверхности обшивки и выдуваемого через сквозные отверстия (щели) в обшивке в пограничный слой [1] Время работы системы теплозащиты, реализующей данный способ, ограничено из-за необходимости постоянного подвода хладагента.

Наиболее близким к изобретению является способ теплозащиты, реализованный в подавителе перехода ламинарного пограничного слоя в турбулентный для возвращаемого космического аппарата [2] Этот способ заключается в изменении параметров потока газа, обтекающего летательный аппарат, путем отсоса пограничного слоя через сквозные отверстия (щели) в обшивке во внутреннюю полость, и охлаждении обшивки за счет адиабатического расширения отсасываемого газа в результате разрежения за счет разности давлений между носовой и донной частями летательного аппарата.

Недостатком этого способа является низкая степень охлаждения обшивки из-за малой скорости отсоса газа.

Технической задачей изобретения является повышение степени охлаждения обшивки.

Задача решается путем вакуумирования внутренней полости летательного аппарата.

На фиг.1 представлена структурная схема системы теплозащиты, реализующая способ; на фиг.2 фрагмент конструкции внешней оболочки гиперзвукового летательного аппарата.

Элемент конструкции 1 соединен магистралью 2 с вакуумным насосом 3, который соединен через блок управления 4 с датчиком температуры 5, который измеряет температуру наружной обшивки 6, соединенной посредством стрингеров 7 с внутренней обшивкой 8.

Вакуумный насос 3 производит откачку газа через магистраль 2 из вакуумной области, образованной наружной 6 и внутренней 8 обшивками и стрингерами 7. Режим работы насоса регулируется с помощью блока управления 4 в зависимости от температуры наружной обшивки 6. Газ под действием перепада давлений между наружной и внутренней поверхностями наружной обшивки 6 перетекает через сквозные отверстия (щели) в область высокого вакуума, адиабатически расширяясь и охлаждая наружную обшивку 6, при этом происходит ламинаризация пограничного слоя, что приводит к уменьшению аэротермодинамического потока тепла.

Класс B64C1/38 конструкции, предназначенные для уменьшения эффекта аэродинамического или прочих видов внешнего нагрева 

термостойкая система теплозащиты поверхности гиперзвуковых летательных и возвращаемых космических аппаратов -  патент 2509040 (10.03.2014)
крыло гиперзвукового летательного аппарата в условиях его аэродинамического нагрева -  патент 2495788 (20.10.2013)
способ тепловой защиты головной части летательного аппарата -  патент 2481239 (10.05.2013)
способ охлаждения головной части летательного аппарата -  патент 2463209 (10.10.2012)
крыло гиперзвукового летательного аппарата в условиях его аэродинамического нагрева -  патент 2430857 (10.10.2011)
способ управления обтеканием беспилотного летательного аппарата -  патент 2415373 (27.03.2011)
термоэмиссионный способ тепловой защиты частей летательных аппаратов при их аэродинамическом нагреве -  патент 2404087 (20.11.2010)
способ тепловой защиты передней кромки летательного аппарата -  патент 2400396 (27.09.2010)
сверхзвуковой самолет (варианты) -  патент 2391254 (10.06.2010)
активное теплозащитное покрытие корпуса летательного аппарата для защиты от воздействия объемных источников тепла и высокоскоростных кинетических ударников -  патент 2310588 (20.11.2007)

Класс B64G1/58 тепловая защита, например тепловые экраны

устройство крепления теплозащиты к раме двигателя (варианты) -  патент 2520598 (27.06.2014)
терморегулирующий материал, способ его изготовления и способ его крепления к поверхности корпуса космического объекта -  патент 2515826 (20.05.2014)
многофункциональный композиционный материал -  патент 2513328 (20.04.2014)
термостойкая система теплозащиты поверхности гиперзвуковых летательных и возвращаемых космических аппаратов -  патент 2509040 (10.03.2014)
стойкий к прожогу фюзеляж воздушного судна -  патент 2502634 (27.12.2013)
крыло гиперзвукового летательного аппарата в условиях его аэродинамического нагрева -  патент 2495788 (20.10.2013)
терморегулирующий материал -  патент 2493058 (20.09.2013)
терморегулирующий материал -  патент 2493057 (20.09.2013)
способ тепловой защиты головной части летательного аппарата -  патент 2481239 (10.05.2013)
панель звукоизолирующая -  патент 2472649 (20.01.2013)
Наверх