способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Классы МПК:B23P15/10 поршней 
B21K1/18 поршней или плунжеров 
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Аверьянов Владимир Михайлович,
Архангельский Виктор Александрович,
Белоусов Игорь Яковлевич,
Валеев Данис Хадиевич,
Гильфанов Ильдар Абдулхакович,
Мажукин Виктор Алексеевич,
Сапрыкин Анатолий Александрович,
Солодухо Олег Александрович,
Утехин Сергей Анатольевич,
Фельдблюм Илья Элюкимович,
Хаюров Сергей Сергеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1994-08-04
публикация патента:

Использование: при изготовлении поршней двигателей внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов на основе кремния. Сущность изобретения: поршень состоит из металлического корпуса с боковыми отверстиями, керамической вставки (В) в днище и нирезистового кольца (К). В устройстве для осуществления способа матрица выполнена составной из днища, установленного на опоре неподвижной плиты, и втулки, размещенной в подвижном контейнере. В помещают в рабочую полость днища матрицы, К устанавливают в днище матрицы, фиксируя с помощью средства для его фиксации и фиксируя им В. Затем опускают контейнер с втулкой матрицы и заливают металл. Опускают пуансон с подвижной плитой, производят штамповку, в процессе которой происходит соединение частей поршня. С помощью подвижных прошивней, расположенных в контейнере, производят прошивку боковых отверстий. Одновременно осуществляют нижнюю подпрессовку с помощью выталкивателя. Выдерживают заготовку поршня под давлением и извлекают ее из устройства. Кристаллизация металла под давлением происходит в процессе штамповки, прошивки боковых отверстий и нижней подпрессовки. Выталкиватель снабжен подвижным упором. Техническим результатом является хорошее качество изделий за счет предотвращения перекосов В и К в процессе изготовления. 2 с. 1 з. п. ф-лы, 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

1. Способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, состоящих из керамической вставки и нирезистового кольца в днище и металлического корпуса с боковыми отверстиями, включающий жидкую штамповку в штампе и соединение упомянутых частей поршня, отличающийся тем, что первоначально устанавливают в штамп керамическую вставку и фиксируют ее с помощью нирезистивного кольца в процессе его последующего размещения и фиксации в штампе, производят заливку жидкого металла, затем в процессе штамповки осуществляют соединение частей поршня и производят прошивку боковых отверстий поршня с одновременной нижней подпрессовкой, при этом в процессе штамповки, прошивки боковых отверстий и нижней подпрессовки осуществляют кристаллизацию металла под давлением.

2. Устройство для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, содержащее подвижную плиту с пуансоном, матрицу с рабочей полостью, установленную на опоре нижней плиты, выталкиватель и контейнер, отличающееся тем, что контейнер установлен с возможностью осевого перемещения, матрица выполнена в виде втулки, установленной в контейнере, и днища, закрепленного на опоре нижней плиты, устройство снабжено подвижным упором для фиксирования торца выталкивателя относительно нижней рабочей поверхности днища матрицы, боковыми прошивнями, установленными в контейнере с возможностью перемещения перпендикулярно к вертикальной оси устройства, и средством для фиксации нирезистового кольца.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что средство для фиксации нирезистового кольца выполнено в виде выступов, расположенных на внутренней боковой поверхности рабочих полостей втулки и днища матрицы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении поршневых двигателей внутреннего сгорания из алюминиевых сплавов, в том числе с высоким содержанием кремния.

Известен способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания и нирезистовым кольцом под поршневые кольца методом горячего деформирования и устройство для его осуществления в виде ковочного штампа [1]

Способ заключается в том, что в ковочный штамп на определенной высоте помещают износостойкое кольцо, в которое устанавливают металлическую заготовку, и в результате штамповки получают изделие со вставкой.

Недостатком известного способа является низкий коэффициент использования металла.

Известен способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, состоящих из керамической вставки в днище, нирезистового кольца и металлического корпуса с боковыми отверстиями, включающий жидкую штамповку в штампе и соединение упомянутых частей поршня [2]

Известно устройство для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, содержащее подвижную плиту с пуансоном, матрицу с рабочей полостью, установленную на опоре нижней плиты, выталкиватель и контейнер [3]

Недостатками известных способа и устройства являются низкое качество нижней части получаемого изделия, так как нет подпрессовки снизу, а также то, что нирезистовое кольцо и керамическая вставка в днище не фиксируются в штампе и могут иметь перекос и всплывать при заливке жидкого металла.

Технической задачей заявленных способа и устройства являются повышение износостойкости и термостойкости поршня, упрощение его изготовления за счет обеспечения соединения нирезистового кольца, вставки в днище с основной частью поршня в одном штампе, повышение точности (качества) поршня за счет фиксации и предотвращения перекоса нирезистового кольца и всплытия керамической вставки в процессе заливки жидкого металла.

Для решения поставленной технической задачи в способе изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, состоящих из керамической вставки в днище, нирезистового кольца и металлического корпуса с боковыми отверстиями, включающем жидкую штамповку в штампе и соединение упомянутых частей поршня, первоначально устанавливают в штамп керамическую вставку и фиксируют ее с помощью нирезистового кольца в процессе его последующего размещения и фиксации в штампе, производят заливку жидкого металла, затем в процессе штамповки осуществляют соединение частей поршня и производят прошивку боковых отверстий поршня с одновременной нижней подпрессовкой, при этом в процессе штамповки, прошивки боковых отверстий и нижней подпрессовки осуществляют кристаллизацию металла под давлением.

В устройстве для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания, содержащем подвижную плиту с пуансоном, матрицу с рабочей полостью, установленную на опоре нижней плиты, выталкиватель и контейнер, последний установлен с возможностью осевого перемещения, матрица выполнена в виде втулки, установленной в контейнере, и днища, закрепленного на опоре нижней плиты, устройство снабжено подвижным упором для фиксирования торца выталкивателя относительно нижней рабочей поверхности днища матрицы, боковыми прошивнями, установленными в контейнере с возможностью перемещения перпендикулярно вертикальной оси устройства, и средством для фиксации нирезистового кольца, которое может быть выполнено, например, в виде выступов, расположенных на внутренней боковой поверхности рабочих полостей втулки и днища матрицы.

На фиг. 1 изображено исходное положение устройства для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания; на фиг. 2 устройство с установленными в полости днища матрицы керамической вставкой и нирезистовым кольцом; на фиг. 3 устройство после прижима контейнера к днищу матрицы и заливки металла; на фиг. 4 штамповка заготовки и отвод упора из-под выталкивателя; на фиг. 5 устройство в момент прошивки боковых отверстий и нижней подпрессовки; на фиг. 6 устройство после извлечения пуансона; на фиг. 7 устройство после извлечения прошивней; на фиг. 8 устройство после подъема контейнера; на фиг. 9 устройство после выталкивания заготовки.

Способ осуществляют следующим образом: в устройство устанавливают нагретую керамическую вставку, а затем размещают и фиксируют нирезистовое кольцо, которое само является фиксатором керамической вставки и предотвращает ее всплытие при заливке металла (см. фиг. 2).

Производят заливку жидкого металла и штамповку заготовки (см. фиг. 3 и 4). В процессе штамповки начинается кристаллизация металла под давлением и обеспечивается надежное соединение частей поршня. Затем прошивают боковые отверстия с одновременной подпрессовкой со стороны вставки в днище и последующей выдержкой под давлением и в течение этих операций продолжается кристаллизация металла под давлением (см. фиг. 5).

П р и м е р. При производстве заготовки поршня массой 4 кг из заэвтектического силумина (18% SI), имеющего пористую керамическую вставку из волокон карбида кремния и нирезистовое кольцо из высоконикелевого чугуна, производят установку предварительно нагретой керамической вставки и алитированного кольца в дно устройства, прижимают и фиксируют закладные элементы поршня, а затем заливают при 680о жидкий сплав в полость матрицы, после чего производят формообразование заготовки с помощью вертикальных и горизонтальных пуансонов, а также выталкивателя, при этом прилагаются и поддерживаются в течение процесса кристаллизации (160 с) давления на уровне 150.200 МПа. После окончания штамповки последовательно извлекаются из заготовки центральный и боковые пуансоны и заготовка поршня из штампа.

Устройство для изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания состоит из верхней подвижной плиты 1, несущей пуансон 2, и нижней неподвижной плиты 3 с опорой 4. Матрица устройства выполнена из двух частей: в виде втулки 5, установленной в контейнере 6, подвижном в осевом направлении, а также днища 7, размещенного на опоре 4. Устройство содержит прошивни 8, установленные в контейнере 6 с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси устройства. Выталкиватель 9 и подвижный упор 10 установлены в нижней плите 3.

Устройство имеет средство для фиксации нирезистового кольца, выполненное, например, в виде выступов 11, расположенных на внутренней боковой поверхности рабочих полостей втулки 5 и днища 7 матрицы.

Устройство работает следующим образом. В исходном положении верхняя подвижная плита 1 и контейнер 6 находятся в поднятом положении, подвижный упор 10 в контакте с выталкивателем 9 (фиг. 1).

В рабочую полость днища 5 матрицы устанавливают на выступах 11 нирезистовое кольцо 13, фиксируя им керамическую вставку 12 (фиг. 2).

Затем опускают контейнер 6, прижимая его к днищу 5 матрицы, при этом выступы 11 втулки матрицы производят окончательную фиксацию нирезистового кольца 13 и керамической вставки 12. Производят заливку жидкого металла (фиг. 3).

Опускают верхнюю подвижную плиту 1 с пуансоном 2, создавая усилие штамповки, подвижный упор 10 выводят из контакта с выталкивателем 9 (фиг. 4).

После этого производят прошивку боковых отверстий прошивнями 8 и одновременную подпрессовку воздействием выталкивателя 9 со стороны керамической вставки 12 (фиг. 5).

После выдержки под давлением процесс заканчивают, поднимают пуансон 2, контейнер и извлекают заготовку поршня 14 из полости днища 7 матрицы (фиг. 6, 7, 8 и 9).

Класс B23P15/10 поршней 

способ изготовления заготовок поршней двигателей внутреннего сгорания с металлокерамическими вставками -  патент 2402413 (27.10.2010)
поршень и способ его изготовления -  патент 2353499 (27.04.2009)
способ изготовления шатуна для поршневых машин, в частности для компрессоров -  патент 2208188 (10.07.2003)
способ сборки поршня с армирующей вставкой -  патент 2179104 (10.02.2002)
способ обработки новых или восстанавливаемых цилиндрических поверхностей деталей типа поршней двигателей внутреннего сгорания -  патент 2147272 (10.04.2000)
способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания -  патент 2093301 (20.10.1997)
комплекс оборудования для изготовления армированных деталей, в том числе поршней двигателей внутреннего сгорания методом литья с кристаллизацией под давлением -  патент 2093300 (20.10.1997)
способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания -  патент 2063836 (20.07.1996)

Класс B21K1/18 поршней или плунжеров 

способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2411103 (10.02.2011)
способ изготовления поршневого пальца и поршневой палец, изготовленный этим способом -  патент 2356680 (27.05.2009)
способ изготовления крупногабаритных поршней двигателей внутреннего сгорания -  патент 2239511 (10.11.2004)
способ изготовления поршня двигателя внутреннего сгорания -  патент 2176943 (20.12.2001)
способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания -  патент 2093301 (20.10.1997)
комплекс оборудования для изготовления армированных деталей, в том числе поршней двигателей внутреннего сгорания методом литья с кристаллизацией под давлением -  патент 2093300 (20.10.1997)
способ изготовления поршней двигателей внутреннего сгорания -  патент 2063836 (20.07.1996)
способ изготовления поршня преимущественно двигателя внутреннего сгорания -  патент 2036047 (27.05.1995)
Наверх