способ предотвращения распространения пожара

Классы МПК:A62C3/02 при возгораниях на больших площадях, например лесных или подземных пожаров
Патентообладатель(и):Таланов Борис Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-09-06
публикация патента:

Использование: в противопожарной технике. Сущность изобретения: перед фронтом пожара на заградительной полосе размещают гибкую перфорированную трубу, соединенную с источником огнетушащего вещества.

Формула изобретения

СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА, заключающийся тем, что перед фронтом пожара прокладывают заградительные полосы путем опрыскивания напочвенного покрова огнетушащим веществом, отличающийся тем, что опрыскивание осуществляют путем размещения на заградительной полосе посредством летательного аппарата гибкой трубы с радиальными отверстиями, закрепления ее посредством якорного устройства и подключения ее к источнику огнетушащего агента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам предотвращения распространения пожара на труднодоступной местности: возгорание в тайге, тундре, горных районах и т. д. где отсутствует возможность использования наземных транспортных средств.

Широко известен способ предотвращения распространения пожара, заключающийся в размещении перед фронтом распространения пожара средства подачи и транспортировки подавляющей очаги среды. Указанный способ широко используется при тушении пожара с использованием пожарных машин, когда в качестве средства подачи жидкой среды, в частности воды, используется сама пожарная машина, а в качестве средства для транспортировки жидкой среды к фронту пожара используется гибкий пожарный рукав с наконечником, формирующим струю.

Недостатками описанного способа являются:

невозможность использования в труднодоступных местностях;

невозможность предотвращения распространения пожара при широком фронте пожара, т. к. направленная струя может охватить сектором поворота наконечника на рукаве незначительное расстояние по фронту (10-15 м).

Широко известен способ предотвращения распространения пожара, заключающийся в размещении над фронтом пожара транспортного средства со средой, подавляющей пожар, и доставке указанной среды в зону пожара путем ее направленного сброса.

Описанный способ используется для тушения в основном лесных пожаров, когда в качестве средства тушения пожара используется летательный аппарат и средства подавления пожара размещаются в летательном аппарате. Указанный способ используется широко при тушении лесных пожаров, когда в качестве указанного средства используется вертолет с жидкой средой. (Б.С.Э. т.20).

Недостатками описанного способа являются:

малая эффективность способа, т. к. происходит кратковременное и поверхностное воздействие на очаг пожара (емкость 600 л, время 1-1,5 с);

невозможность использования при широком фронте пожара, допустим 1000 м.

Целью предложения является устранение указанных недостатков, а именно предотвращение распространения пожара на труднодоступной местности путем длительного воздействия на местность подавляющей пожар среды и возможность ограничения широкого фронта пожара.

Наиболее близким по совпадающим операциям является известный способ тушения пожара, который заключается в размещении в возможной зоне пожара средства тушения, выполненного в виде трубы с радиальными отверстиями, соединении средства тушения транспортной магистралью с источником среды, подавляющей пламя и очаги воспламенения, а процесс тушения осуществляется путем подачи указанной среды в зону воспламенения от источника среды к средству тушения и путем распыления от линейного источника через радиальные отверстия. Такая система используется в пожароопасных цехах, например в цехах изготовления гофрированного картона, коробок из картона, например на ЦБК в Красноярске, па П/О "Союз" в г.Москве.

Недостатком описанного способа следует считать невозможность использования в труднодоступных местах, т.к. по своему назначению известный способ является стационарным и охватывает определенную, заданную площадь пожароопасного производства.

Поставленная цель достигается тем, что трубу выполняют гибкой, с обеих концов соединяют с якорным устройством и транспортной магистралью, которую также выполняют гибкой, размещают полученную систему на летательном аппарате, закрепляют ее на местности путем сброса якорного устройства и располагают систему перед и вдоль фронта пожара путем траектории движения летательного аппарата, соединяют свободный конец транспортной магистрали после его размещения на земле с источником подавляющей пожар среды.

Предлагаемый способ не требует специальных пояснений, однако нужно указать на некоторые специфические обстоятельства осуществления устройства по данному способу.

В качестве материала трубы можно использовать полиэтилен, допустим с внутренним диаметром 80-100 мм.

В качестве закрепляющего на местности устройства используют якорное устройство в виде якоря.

Конец трубы крепится тросом к якорному устройству. Якорное устройство сбрасывается на местность перед фронтом пожара на расстоянии от него, которое было бы достаточным для развертывания и приведения в действие системы, чтобы предотвратить воздействие высокой температуры на систему.

Сама труба предварительно намотана на барабан, который размещен на вертолете, а с трубой соединена транспортная магистраль, которая появляется продолжением этой же трубы, но без отверстий.

После сцепления якорного устройства с местностью (земляным покровом, деревьями, валунами и любыми другими видами местности), трос вытягивает трубу и размещает ее по траектории перемещения вертолета.

После размещения трубы вдоль фронта и перед ним транспортную часть трубы (та часть, которая не имеет радиальных отверстий) перемещают к источнику среды, подавляющей пожар. Далее в качестве указанной среды может быть вода, источником которой может быть река, озеро и т.д. Если же вблизи отсутствуют такие источники, то вода доставляется транспортными вертолетами на любую поляну. Транспортную магистраль через напорный насос соединяют с источником воды, подают ее под давлением.

Труб в одном блоке может быть размещено вдоль фронта пожара несколько и, если мощность и производительность насоса достаточны, то другие концы транспортной трубы могут быть соединены в единый коллектор. Возможна подача по каждой магистрали своей подавляющей среды.

Т.к. система труб расположена вдоль фронта пожара, то до его подхода возможна подготовка местности путем ее сильного увлажнения и покрытия составом, препятствующим возгоранию, причем несколько труб образуют фактически защитную полосу. Такая система годится для любой местности.

В горах всегда имеется источник воды, а рельеф местности не играет роли. В лесной местности система с большей вероятностью разместится на верхушках крон деревьев, а если труб несколько, то их размещение перекроет пути для наиболее опасного верхового пожара. Таких полос может быть организовано несколько.

Основными предпосылками изготовления элементов трубы являются ее диаметр, диаметр радиальных отверстий, расход, длина. Задается число радиальных отверстий и их диаметр на погонном метре. Суммарная площадь радиальных отверстий должна быть меньше эффективного сечения диаметра трубы, чтобы обеспечить заданный веер струи из радиальных отверстий. Допустим, струя должна быть способ предотвращения распространения пожара, патент № 2056879 2 м, тогда труба создаст суммарную полосу способ предотвращения распространения пожара, патент № 2056879 8 м.

Толщина стенки определяется необходимым давлением для образования веера из струй воды. Вдоль фронта пожара защитная полоса может быть образована из нескольких участков эффективных частей трубы.

Предлагаемый способ является оперативным и высокомеханизированным, не требует большого числа обслуживающего персонала и специалистов.

Последовательность организации следующая:

Самолет определяет зону, фронт пожара, места забора воды, место расположения полос защиты.

Вылетают вертолеты с водой на выбранные поляны и одновременно вылетают вертолеты с трубами и система разворачивается на фронт способ предотвращения распространения пожара, патент № 2056879 30 км, без учета разведки потребуется способ предотвращения распространения пожара, патент № 2056879 6 вертолетов и время 2-3 ч (ориентировочно), а далее система работает в стационарном режиме.

Рассмотрены все возможные случаи ограничения распространения пожара.

Об эффективности способа можно сказать только как о предпосылках, которые позволяют сохранить местность от пожара:

практически возможно предотвращать любой пожар;

использование быстрых средств развертывания вертолетов, что сокращает время развертывания системы и снижает ущерб от пожара;

полная механизация способа;

возможность использования на значительных расстояниях от баз техники.

Класс A62C3/02 при возгораниях на больших площадях, например лесных или подземных пожаров

способ лесопользования -  патент 2528944 (20.09.2014)
способ защиты от пожара на торфяниках -  патент 2526671 (27.08.2014)
способ предотвращения распространения лесного пожара -  патент 2508141 (27.02.2014)
установка пожаротушения спринклерная -  патент 2502535 (27.12.2013)
способ тушения лесных пожаров -  патент 2492888 (20.09.2013)
генератор огнетушащего аэрозоля -  патент 2481872 (20.05.2013)
способ установления местоположения лесного пожара -  патент 2474450 (10.02.2013)
способ прокладки противопожарных минерализованных полос и устройство для его осуществления -  патент 2472549 (20.01.2013)
способ тушения пожаров -  патент 2471521 (10.01.2013)
способ создания дополнительных запасов воды при восстановлении торфяных болот -  патент 2461401 (20.09.2012)
Наверх