жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства

Классы МПК:B62D53/02 с одноосным тягачом и одноосным прицепом 
B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства
Приоритеты:
подача заявки:
1992-11-18
публикация патента:

Использование: относится к сельскохозяйственному, транспортному и общему машиностроению, а именно к жестким сцепным устройствам сочлененных транспортных средств. Сущность изобретения: жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит поперечно расположенные торцевые плиты, каждая из которых жестко связана с одним из звеньев транспортного средства. В торцевых плитах имеются по центральному отверстию, где размещены механизмы захвата. Механизм захвата выполнен в виде фланца и втулки-сепаратора. Втулка-сепаратор выполнена поворотной и имеет отверстия под шарики с одной стороны и шлицы с другой. Фланцы имеют впадины и наклонные плоскости. Штыри выполнены подвижными в осевом направлении и снабжены тарельчатыми пружинами. 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9

Формула изобретения

ЖЕСТКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее расположенные в вертикальных поперечных плоскостях торцевые плиты, каждая из которых закреплена на одном из звеньев транспортного средства, причем на торцевой плите, закрепляемой на моторном звене, выполнены два симметрично расположенных относительно вертикальной оси отверстия, в которых установлены механизмы захвата, отличающееся тем, что каждый механизм захвата выполнен в виде жестко связанного с плитой и имеющего центральное отверстие фланца и втулки-сепаратора, размещенной в центральном отверстии фланца с возможностью поворота относительно него и снабженной расположенными по ее периметру шариками, которые выполнены с возможностью перемещения в радиальном направлении и взаимодействия с имеющимися в каждом фланце впадинами и наклонными поверхностями, а также с установленной в каждом фланце шайбой с торцевыми выступами, причем на противоположном от шариков конце втулки выполнены шипы, на которых установлены связанные между собой рычаги с приводом, при этом на торцевой плите, закрепляемой на прицепном звене посредством тарельчатых пружин, установлены штыри, каждый из которых выполнен с профильной впадиной для возможного взаимодействия с механизмом захвата и имеет возможность перемещения в осевом направлении.

Описание изобретения к патенту

Устройство относится к сельскохозяйственному, транспортному и общему машиностроению, а именно к жестким сцепным устройствам сочлененных транспортных средств.

Известно техническое решение, позволяющее осуществлять соединение частей транспортного средства, содержащее шарнирно установленные на одном блоке крюки, кинематически посредством рычагов связанные со штоком силового цилиндра, а на другом блоке отверстия с опорами для взаимодействия с крюками.

Недостатком известного устройства для стыковки является сложность конструкции, громоздкость, большое количество кинематических связей, а в связи с этим недостаточная эксплуатационная надежность и управляемость.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному устройству является выбранное в качестве прототипа жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее поперечно расположенные торцевые плиты, каждая из которых жестко связана с одной из полурам с отверстиями, расположенными симметрично продольной оси транспортного средства. В отверстиях установлены механизмы захвата.

Недостатком известного устройства является достаточно высокая точность при регулировке затяжки стыка.

Сущность изобретения заключается в том, что жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит поперечно установленные торцевые плиты, каждая из которых жестко связана с одной из полурам и выполнена с отверстиями, расположенными симметричными их продольной оси. В отверстиях размещены механизмы захвата, каждый из которых выполнен в виде фланца с впадинами и наклонными плоскостями. Фланец жестко установлен на торцевой плите и имеет шайбу с торцевыми выступами, размещенную в центральном отверстии фланца. Механизм захвата содержит втулку-сепаратор, выполненную поворотной и имеющей отверстия с буртиками с одной стороны, а шлицы с другой.

На фиг.1 представлено блочно-модульное сочлененное транспортное средство (состыкованное); на фиг. 2 транспортное средство с управляемыми колесами (состыкованное); на фиг.3 жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства, разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 захват; на фиг.5 вид по стрелке Б на фиг. 4; на фиг.6 штырь заперт шариками (стык закрыт); на фиг.7 штырь освобожден (стык раскрыт); на фиг.8 положение шарика, разрез В-В на фиг.7; на фиг.9 положение шарика, вид по стрелке Г на фиг.8.

Сочлененное транспортное средство 1 включает моторное звено 2 и сменное технологическое оборудование 3. Жесткое сцепное устройство состоит из захвата 4, закрепленного на торцевой плите моторного звена, и штыря 5, закрепленного на торцевой плите сменного технологического оборудования. Рычаги 6 захватов 4 соединены штангой 7, которая обеспечивает синхронный поворот рычагов 6 под воздействием гидроцилиндра 8, связанного с одним из рычагов 6, захват 4 состоит из фланца 9 с отверстием для прохода штыря 5 с профильными впадинами D, взаимодействующими с шариками и наклонными плоскостями. Фланец 9 жестко установлен на торцевой плите. Шарики 10 размещены во втулке-сепараторе 11. Втулка-сепаратор 11 имеет с одной стороны радиально расположенные отверстия для размещения шариков 10, а на другом конце сепаратора 11 имеются шлицы, на которых устанавливается рычаг 6, закрепленный в проточке ригелем 12. Шлицевые пары перекрыты втулкой 13, сепаратор 11 свободно поворачивается в отверстии фланца 9 и удерживается от осевого перемещения кольцом 14. Шарики 10 с одной стороны упираются в профильное кольцо 15, с другой в профильную проточку штыря 5, а радиально к центру прижимаются наклонными поверхностями Е впадин фланца 9. Штыри 5 закреплены на торцевой плите сменного технологического оборудования так, что имеют возможность осевого перемещения в пределах, допустимых тарельчатой пружиной 16. Регулировка плотности соединения стыков осуществляется регулировочными шайбами 17, а закреплен штырь 5 гайками 18. Стабильность сжатия стыка поддерживается тарельчатой пружиной 16. Гидроцилиндр 8 с одной стороны соединен шарнирно с одним из рычагов 6, с другой с рамой моторного блока 2. Управление гидроцилиндром 8 осуществляется от гидросистемы моторного блока 2.

Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства работает следующим образом.

Моторное звено 2 при стыковке сближается с технологическим оборудованием 3 до тех пор, пока торцевые плиты будут прижаты друг к другу. В момент сближения штыри 5 входят в отверстие захвата 4, раздвигая шарики 10, которые входят в профильные впадины D фланца 9. После совпадения осей шариков 10 с осью профильной проточки штыря 5 верхние шарики 10 перемещаются под собственным весом по направлению к центру штыря 5. После этого поворотом рычага-распределителя подается давление в гидроцилиндр 8, его шток, двигаясь, поворачивает рычаги 6 на угол жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного   средства, патент № 2056315 Рычаги 6, поворачиваясь, увлекают за собой сепаратор 11 с шариками 10. Последние, перемещаясь из профильных впадин D по наклонной плоскости Е, вступают в контакт с профильной проточкой штыря 5, близкой к радиусу шарика 10, и профильной шайбой 15, имеющей выступы с торца. Шарики 10, двигаясь к центру штыря 5 по радиусу его профильной проточки и наклонной плоскости Е впадин D и опираясь на торец профильных шайб 15, втягивают штыри 5 в отверстие захвата 4 с усилием, равным сопротивлению тарельчатой шайбы 16. Таким образом, шарики 10 заклинивают штырь 5 в отверстии захвата 4 между профильной проточкой штыря 5 и шайбой 15 с профильным торцом, имеющим выступы, которые при движении шариков 10 создают дополнительное осевое усилие, закрывающее стык. Регулировка затяжки стыка в случае износа трущихся поверхностей штыря 5, фланца 9 и шайбы 15 осуществляется подбором регулировочных шайб 17.

Процесс расстыковки происходит в обратном порядке.

Класс B62D53/02 с одноосным тягачом и одноосным прицепом 

сельскохозяйственное тягово-транспортное и энергетическое средство -  патент 2499379 (27.11.2013)
шарнирная конфигурация для соединения двух частей транспортного средства и транспортное средство -  патент 2484996 (20.06.2013)
самоходный агрегат с шарнирным шасси -  патент 2461485 (20.09.2012)
транспортное средство высокой проходимости -  патент 2421362 (20.06.2011)
транспортное средство -  патент 2372240 (10.11.2009)
транспортное средство -  патент 2325298 (27.05.2008)
персональное самоходное транспортное средство (варианты) -  патент 2309716 (10.11.2007)
средство передвижения -  патент 2286120 (27.10.2006)
модуль силовой -  патент 2149116 (20.05.2000)
шарнирный узел для транспортного средства (варианты) и сдвоенный конический роликовый подшипниковый узел -  патент 2127688 (20.03.1999)

Класс B60D1/00 Тяговые сцепки; крюки; буксирные устройства

Наверх