композиционная мембрана дискового колеса

Классы МПК:B60B5/02 из синтетических материалов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Товарищество с ограниченной ответственностью "Рост"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-31
публикация патента:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к изготовлению дисковых колес с выпуклой боковой поверхностью, например, велосипедных колес с композиционными мембранами. Цель изобретения - повышение жесткости мембраны колеса, увеличение ресурса работы и надежности. Композиционная мембрана содержит два слоя , каждый из которых выложен из фрагментов со смещением стыков между слоями. Количество фрагментов варьируется в пределах 12 C 24 в каждом слое. Каждый фрагмент содержит секторный участок и внутренний прямоугольный участок с определенными параметрами. Каждый фрагмент выкроен из ткани таким образом, что соблюдается угол между направлением продольной оси фрагмента и направлением основы ткани. Оптимальный угол 45o композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 7,5o. После выкладки фрагментов двумя слоями навстречу один другому их пропитывают связующим и ппроизводят полимеризацию в автоклаве. При выкладке фрагментов их прямоугольные участки накладываются друг на друга, что обеспечивает утолщение мембраны к ступице. При сборке колеса мембране придается выпуклая лицевая поверхность посредством защемления ее периферийного края и натяжения сосредоточенной силой, приложенной в центре окружности мембраны. Изобретение позволяет избежать образования на мембране волнообразных складок в тангенциальном направлении, т. е. предотвратить местную потерю устойчивости. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. КОМПОЗИЦИОННАЯ МЕМБРАНА ДИСКОВОГО КОЛЕСА, содержащая по крайней мере два слоя, каждый из которых выложен из секторных фрагментов с углом композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 со смещением стыков между прилегающими слоями, причем каждый фрагмент выкроен из ткани на основе синтетической нити, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее жесткости, увеличения ресурса работы и надежности, каждый фрагмент содержит сопряженные между собой наружный секторный и внутренний прямоугольный участки, второй слой фрагментов выложен встречно первому слою, при этом фрагменты в каждом слое выложены с частичным наложением их прямоугольных участков друг на друга для образования опоры под ступицу колеса, а угол a, радиус мембраны R и ширина A прямоугольного участка фрагмента связаны соотношениями

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806

где n - количество фрагментов в одном слое мембраны.

2. Мембрана по п.1, отличающаяся тем, что угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 между основой ткани и осью фрагмента связан с углом a соотношением

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к изготовлению дисковых колес с выпуклой боковой поверхностью, например, велосипедных колес с композиционными мембранами. Изобретение может быть использовано в строительстве для изготовления легких замкнутых оболочек, работающих на изгиб, кручение и внешнее давление, а также зонтичных оболочек.

Известна композиционная мембрана дискового колеса, содержащая по крайней мере два слоя, каждый из которых выложен из секторных фрагментов со смещением стыков между прилегающими слоями, причем фрагменты выкроены из ткани на основе синтетической нити. В данном техническом решении волокна ткани фрагментов расположены параллельно или нормально к линии из средней точки основания к вершине равнобедренного треугольника, образующего фрагмент (сегмент).

Известное техническое решение реализует эффект "размазанной спицы", что позволяет по сравнению со сплошными дисковыми колесами снизить напряжения в мембране, повысить ее прочность и надежность в эксплуатации. Однако это решение нельзя применить в колесах с выпуклой боковой поверхностью, а только в плоских, тогда как известно, что колеса с выпуклой боковой поверхностью обладают повышенной устойчивостью и улучшенными аэродинамическими качествами (сниженным аэродинамическим сопротивлением). Если такую плоскую мембрану для получения выпуклой поверхности подвергнуть действию сосредоточенной силы, приложенной к центру окружности мембраны, при этом защемив внешний край мембраны, то произойдет местная потеря устойчивости, так как коэффициент Пуансона в тангенциальном и радиальном направлениях одинаковы, вследствие чего на мембране будут образовываться волнообразные складки тангенциального направления.

Описанное техническое решение принято за прототип, как имеющее наибольшее из известных количество сходных признаков с изобретением.

Цель изобретения повышение жесткости мембраны колеса, увеличение ресурса работы и надежности.

Это достигается тем, что, в композиционной мембране дискового колеса, содержащей по крайней мере два слоя, каждый из которых выложен из секторных фрагментов с углом композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 со смещением стыков между прилегающими слоями, причем каждый фрагмент выкроен из ткани на основе синтетической нити, содержит наружный секторный участок и внутренний прямоугольный участок шириной А, второй слой фрагментов выложен встречно первому слою, при этом в каждом слое фрагменты расположены с частичным наложением их прямоугольных участков друг на друга для образования опор под ступицу колеса, а каждый фрагмент выкроен из ткани таким образом, что при его выкладке по окружности мембраны образуется угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 между основой ткани и осью фрагмента, причем углы композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 и композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806, а также радиус мембраны R и ширина прямоугольного участка фрагмента А связаны соотношениями

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806= композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 15композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806- 30композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806

52,5композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806+ композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 60композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 3 5 где R радиус мембраны колеса;

А ширина прямоугольной части фрагмента;

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 угол сектора каждого фрагмента;

композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 угол между направлением основы ткани и радиальной осью фрагмента;

n количество фрагментов в одном слое мембраны.

На фиг.1 показана композиционная мембрана, общий вид; на фиг.2 фрагмент мембраны; на фиг.3 схема приложения нагрузки на мембрану при сборке колеса; на фиг.4 мембрана со складками при отклонении от оптимального значения параметров; на фиг.5 разрез Б-Б на фиг.4.

Композиционная мембрана 1 содержит два слоя, каждый из которых выложен из фрагментов 2 со смещением стыков между слоями так, что стыки по всей окружности мембраны не совпадают (не попадают друг на друга). Фрагменты мембраны изготовлены из ткани типа "Кевлар". Количество фрагментов n варьируется в пределах 12-24 в каждом слое. Каждый фрагмент содержит секторный участок с углом композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806= композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 15композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806- 30композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806. При числе фрагментов n 12 угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 30о; при числе фрагментов n 24 угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 15о. Фрагменты имеют внутренние прямоугольные участки с шириной композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 + композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806.

Каждый фрагмент выкроен из ткани строго определенным образом, с соблюдением угла композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 между направлением продольной оси фрагмента и направлением основы ткани ("основой" ткани считается нить, воспринимающая основную нагрузку на растяжение и ориентированная по длине рулона ткани; перпендикулярно ей вплетена нить, называемая "уток"; поэтому ткань, выкроенная в направлении основы, воспринимает большую нагрузку, чем выкроенная в направлении "утка".

В соответствии с предложением фрагменты мембраны выкраиваются из ткани под углом композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 к основе. Оптимальный угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 определен по результатам испытаний (см. акт испытаний) и равен 45о композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 7,5о. Такой угол обеспечивает наилучшее восприятие нагрузок мембраной как при сборке колеса, так и при его эксплуатации, так как при таком угле коэффициент пуансона композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 мембраны при выкладке фрагментов получается различным в тангенциальном и радиальном направлениях, что дает при изменении формы мембраны на выпуклую отсутствие складок в тангенциальном направлении.

После выкладки фрагментов двумя слоями навстречу один другому (изнанка к изнанке) производят полимеризацию мембраны в автоклаве.

Фрагменты имеют сложную форму, наружный участок каждого из них выполнен в виде сектора с углом композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 15о 30о в зависимости от числа фрагментов. Внутренний участок каждого фрагмента выполнен прямоугольной формы. При выкладке фрагментов их прямоугольные участки накладываются один на другой, что обеспечивает формирование утолщения мембраны к ступице достаточной толщины (1,5-2 мм) при толщине фрагмента 0,15 мм.

Оптимальная ширина А прямоугольного участка каждого фрагмента находится в пределах композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 + композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 где R радиус фрагмента (радиус мембраны). Нижний предел композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 обусловлен необходимостью выполнения в мембране отверстия для оси колеса и условием достаточной прочности крепления мембраны к ступице. Верхний предел композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 обусловлен тем, что ширина прямоугольного участка фрагмента не должна быть больше ширины (проекции длины) дуги сектора, так как фрагмент будет целиком приобретать прямоугольную форму, что неэкономично, и, кроме того, приведет к возникновению волн деформации при натяжении мембраны силой, направленной вдоль оси колеса (см. фиг.4, 5), а также приведет к излишнему утяжелению мембраны ввиду увеличения площади пересекающихся частей фрагментов.

Кроме того, необходимо соблюдение еще одного условия

52,5композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806+ композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 60композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806

Это соотношение обусловлено тем, что при углах в пределах 15-30оугол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 должен составлять 45о композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 7,5о. При отклонении угла композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 в любую сторону больше указанного допуска (7,5о) на мембране начинается складкообразование.

П р и м е р. При 24 фрагментах в каждом слое мембраны, где угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806= композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 15композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806, радиус мембраны R 316,5 мм, угол композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 45о, ширина прямоугольной части фрагмента принята равной А 80 мм, т.е. находится в пределах композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 + композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806. Сумма углов композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 + композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806 52,5композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806, что находится в указанных выше пределах соотношения композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806+ композиционная мембрана дискового колеса, патент № 2051806.

Фрагменты 1-12 в каждой мембране выкладывают изнанкой вверх, фрагменты 13-24 выкладывают изнанкой вниз. После выкладки всех фрагментов мембрану формуют в автоклаве. Результаты испытания колеса с описанными параметрами показали его высокие динамические свойства, жесткость и одновременно легкость.

При сборке колеса мембране придается выпуклая лицевая поверхность посредством защемления ее периферийного края и натяжения сосредоточенной силой Р (см. фиг.3), приложенной в центре окружности мембраны. Выполнение мембраны по изобретению позволяет избежать образования на ней волнообразных складок в тангенциальном направлении, так как не происходит местная потеря устойчивости.

Использование изобретения позволяет существенно упростить технологию изготовления дискового колеса, разделив процесс изготовления мембраны и процесс сборки с ее растяжением, что позволяет получить изделие (мембрану колеса или оболочку) без специального оборудования, т.е. приводит к снижению затрат на изготовление. Кроме того, выполнение мембран по изобретению позволяет получать жесткие, легкие конструкции дисковых колес с улучшенной аэродинамикой и динамическими свойствами, что позволяет более эффективно реализовать усилия гонщика.

Класс B60B5/02 из синтетических материалов 

колесо для транспортного средства -  патент 2381910 (20.02.2010)
упругое колесо транспортного средства -  патент 2335409 (10.10.2008)
колесо для транспортного средства -  патент 2106261 (10.03.1998)
колесо транспортного средства -  патент 2096188 (20.11.1997)
колесо транспортного средства -  патент 2075401 (20.03.1997)
дисковое колесо для шоссейного велосипеда -  патент 2020076 (30.09.1994)
Наверх