коробка передач

Классы МПК:B60K17/06 коробки передач
F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них 
Патентообладатель(и):Варнашов Вячеслав Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-16
публикация патента:

Использование: автомобилестроение. Сущность изобретения: коробка передач содержит ведущий и ведомый валы, приводной механизм для ступенчатого изменения передаточного механизма. Шаровая передача выполнена в виде двух ведущих щестерен с полусферическими выступами на торцовых поверхностях и двух пар ведомых шестерен, одна из которых выполнена с внешним и внутренним зубчатами венцами и полуэллипсоидными лунками по окружности боковой поверхности. Барабан с внутренним зубчатым венцом установлен в корпусе на подшипниках. Вторая пара ведомых шестерен выполнена за одно целое с барабаном. Длинные оси полуэллипсоидных лунок ведомых шестерен расположены под углом к касательной делительной окружности соответствующей шестерни. Приводной механизм для ступенчатого изменения передаточного отношения выполнен в виде пружин и гидродомкратов. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая размещенные в корпусе и кинематически связанные между собой посредством шестерен ведущий и ведомый валы, приводной механизм для ступенчатого измельчения передаточного отношения, отличающаяся тем, что она снабжена шаровой передачей, выполненной в виде двух ведущих шестерен с полусферическими выступами на торцевых поверхностях, двух пар ведомых шестерен, одна из которых выполнена с внешним и внутренним зубчатыми венцами и полуэллипсоидными лунками по окружности боковой поверхности, а другая пара с внутренним венцом из полуэллипсоидных лунок, а также барабана с внутренним зубчатым венцом, установленного в корпусе на подшипниках с возможностью взаимодействия своим внутренним зубчатым венцом с внешним зубчатым венцом соответствующей ведомой шестерни, при этом вторая пара ведомых шестерен выполнена за одно целое с барабаном, а длинные оси полуэллипсоидных лунок ведомых шестерен расположены под углом к касательной делительной окружности соответствующей шестерни.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что приводной механизм для ступенчатого изменения передаточного отношения выполнен в виде пружин и гидродомкратов, каждый с двумя штоками и глухой переборкой в середине цилиндра.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, конкретно, к механизмам, предназначенным для изменения скорости вращения ведомого вала, к которым относится коробка передач.

Коробка передач содержит корпус, ведущий и ведомый валы с шестернями или блоками шестерен, механизм для перемещения шестерен. Передача осуществляется за счет ввода в зацепление шестерни ведущего вала с шестерней ведомого вала.

Однако в таких коробках передач применяются зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением, которое имеет недостаток, обусловленный линейчатым контактом соприкасающихся зубьев, что приводит при неточности расположения валов или их деформации, к неравномерному распределению нагрузки вдоль контактных линий. Кроме того радиусы кривизны профилей эвольвентных зубьев, существенно влияющих на нагрузочную способность передачи по условию контактной прочности, зависят от диаметра колес и угла зацепления, что приводит к увеличению последних при повышении нагрузки на передачу.

Техническим результатом изобретения является повышение КПД и срока службы коробки передач.

На фиг. 1 показан общий вал коробки передач, разрез; на фиг. 2 показан по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2.

Коробка содержит корпус 1, барабан 2, установленный в корпусе на подшипниках 3. Внутри барабана выполнены шестерни 4 и 5 с внутренним венцом из лунок. Блоки ведущих шестерен 6 и 7 установлены на ведущем валу 8. Ведомая шестерня 9 выполнена заодно с зубчатой шестерней 10 ведомого вала 11. Ведомая шестерня обратной передачи вращается в подшипнике 13 и связана с шестерней 10 ведомого вала через свой внутренний зубчатый венец, шестерню 14, вал 15 и шестерню 16.

Перемещение блоков шестерен 6 и 7 к блоку шестерен 4 и 5 осуществляется пружинами 17, которые управляются гидродомкратами 18, каждый с двумя штоками 19 через шайбу 20. Гидродомкраты 18 установлены в гнезде 21, которое крепится к консоли 22, а последняя корпусу.

Передача вращающегося момента от ведущего вала 8 осуществляется через одну из шестерен блоков 6 и 7 и ведомых шестерен 4 или 5, 9 или 12 ведомому валу 11. Перемещение одной из шестерен ведущего вала 8 осуществляется при помощи пружины 17 к ведомой шестерне 4 или 5, при этом из одной половины цилиндров гидродомкратов 18 удаляется жидкость, перемещение к шестерням 12 или 9 осуществляется при помощи гидродомкратов, которые при этом сжимают ту или иную пружину. Шестерня 9 и шестерня из блока 7 являются полумуфтами прямой передачи вращающегося момента от ведущего вала 8 ведомому 11.

Предлагаемая коробка передач может быть применена в тяжелом, транспортном и специальном машиностроении.

Класс B60K17/06 коробки передач

узел приводного колеса -  патент 2378134 (10.01.2010)
трансмиссия транспортного средства -  патент 2362924 (27.07.2009)
коробка передач, переключаемая под нагрузкой, и способ ее переключения -  патент 2360162 (27.06.2009)
коробка передач -  патент 2344947 (27.01.2009)
механическая коробка передач с автоматическим переключением скоростей -  патент 2341384 (20.12.2008)
клиноцепной вариатор -  патент 2321786 (10.04.2008)
коробка передач с волновым внешним зубчатым зацеплением с управлением от гидропривода -  патент 2271283 (10.03.2006)
трансмиссия -  патент 2166437 (10.05.2001)
опора рычага переключения передач -  патент 2164873 (10.04.2001)
ходоуменьшитель ротационного рабочего органа сельскохозяйственной машины -  патент 2153990 (10.08.2000)

Класс F16H57/02 коробки передач; установка шестерен в них 

хвостовой вал трансмиссии вертолета -  патент 2521059 (27.06.2014)
коробка скоростей автотракторной техники -  патент 2495304 (10.10.2013)
приводное устройство -  патент 2487453 (10.07.2013)
устройство вала и способ поддерживания вала -  патент 2478842 (10.04.2013)
модуль трансмиссии и сборочный узел трансмиссии -  патент 2454580 (27.06.2012)
механизм автоматического переключения передач -  патент 2450187 (10.05.2012)
зубчатая передача для защиты интегрированного максимального момента, шестеренчатая коробка передач, содержащая такую передачу, и газотурбинный двигатель -  патент 2418216 (10.05.2011)
редукторный привод с креплением приводного элемента на опорах без осевого люфта, прежде всего для перемещения подвижной детали в автомобиле -  патент 2404388 (20.11.2010)
конечная передача транспортного средства -  патент 2392519 (20.06.2010)
способ сборки шевронного зубчатого колеса -  патент 2379167 (20.01.2010)
Наверх