транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный

Классы МПК:B62B13/18 транспортные средства с попеременно-используемыми полозьями и колесами 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Худолий Александр Иванович,
Худолий Наталья Борисовна
Приоритеты:
подача заявки:
1992-01-31
публикация патента:

Использование: изобретение относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле. Сущность: транспортное средство содержит полозья 1, связанные с платформой 3, взаимодействующей через пружину 5 с подвижной рамой 4 с выступами-копирами 11 и катки на опорах с толкателями 10. 4 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, ПРЕОБРАЗУЕМОЕ С САННОГО ХОДА НА КОЛЕСНЫЙ, содержащее установленную на полозьях платформу, опоры с катками на концах, взаимосвязанные с подпружиненной относительно платформы рамой, несущей трос для крепления к тягачу, отличающееся тем, что опоры смонтированы с возможностью вертикального перемещения в направляющих жестко связанных с платформой продольных элементов, подпружинены в вертикальной плоскости и снабжены толкателями, а рама смонтирована с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости и снабжена выступами-копирами для взаимодействия с толкателями.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортным средствам, которые могут быть использованы для перемещения по снегу и земле.

Известно транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержащее полозья, связанные с несущей платформой, тяговый орган, колесное шасси, включающее размещенный ниже несущей платформы подвижный в горизонтальной плоскости элемент, выполненный в виде подвижных в вертикальной плоскости опорных катков с элементами, взаимодействующими с выступами, выполненными на подвижном элементе, при этом опорные катки перемещаются в элементе, жестко связанном с несущей конструкцией, и размещены между подвижным элементом и опорным элементом полоза.

Известно также транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержащее установленную на полозьях платформу, опоры с катками на концах, взаимосвязанные с подпружиненной относительно платформы рамой, несущей трос для крепления к тягачу.

Недостатком известного устройства является то, что для преобразования его с колесного хода на санный необходимо затратить дополнительно физическое усилие с предварительной остановкой транспортного средства, что ухудшает удобство эксплуатации.

Задачей предложенного решения является повышение удобства эксплуатации за счет автоматического преобразования с колесного хода на санный.

Это достигается тем, что транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, содержащее установленную на полозьях платформу, опоры с катками на концах, взаимосвязанные с подпружиненной относительно платформы рамой, несущей трос для крепления к тягачу, опоры смонтированы с возможностью вертикального перемещения в направляющих, жестко связанных с платформой продольных элементов, подпружинены в вертикальной плоскости и снабжены толкателями, а рама смонтирована с возможностью перемещения в горизонтальной плоскости и снабжена выступами-копирами для взаимодействия с толкателями опор.

По сравнению с известным предложенное транспортное средство, преобразуемое с санного хода на колесный, позволяет дополнительно автоматически выполнять преобразование и с колесного хода на санный, обеспечивая повышение удобства эксплуатации.

На фиг. 1 изображено транспортное средство в положении "санки": на фиг. 2 то же, в положении "коляска"; на фиг. 3 вид по стрелке А на фиг. 1 (платформа условно не показана); на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 2.

Транспортное средство содержит несущую конструкцию, включающую полозья 1, жестко связанные посредством поперечин 2 с платформой 3, подвижную раму 4, подпружиненную посредством пружин 5 относительно платформы 3 в горизонтальной плоскости и размещенную снизу последней на направляющих 6, закрепленных на поперечинах 2 и поддерживающих подвижную раму 4 снизу. Для ограничения перемещения подвижной рамы 4 вверх служат поперечины 7 несущей конструкции. Колесное шасси выполнено в виде подпружненных посредством пружин 8 относительно подвижной рамы 4 в вертикальной плоскости не менее двух пар опор с катками 9 на концах, сопряженных с толкателями 10, с возможностью взаимодействия последних с профилированными поверхностями выступов-копиров 11, выполненных снизу подвижной рамы 4. Толкатели 10 смонтированы в направляющих 12, которые жестко связаны посредством продольных элементов 13 с поперечинами 2 несущей конструкции и размещены между подвижной рамой 4 и полостями 1. Для изменения направления подводящего усилие троса 14 снизу платформы 3 смонтированы неподвижные блоки 15 с ограничивающими провисание троса 14 обоймами 16.

Толкатели 10 выполнены квадратного сечения для предотвращения проворачивания в направляющих 12 квадратного сечения и исключения нарушения прямолинейной ориентации опор с катками 9 на концах в процессе движения.

Транспортное средство работает следующим образом.

При движении транспортного средства с грузом постоянного веса по снежному или ледовому покрытиям (см. фиг. 1) полозья 1 взаимодействуют с опорной поверхностью. При этом усилие, прикладываемое к тросу 14, меньше минимальной силы сжатия пружин 5 за счет низкого коэффициента трения скольжения полозьев 1 по опорной поверхности. Подвижная рама 4 находится в исходном положении, пружины 5 разжаты, толкатели 10 посредством пружин 8 поджаты к поверхности подвижной рамы 4 снизу, опоры с катками 9 на концах находятся над опорной поверхностью. Транспортное средство эксплуатируется в положении "санки".

При переезде транспортного средства с грузом постоянного веса со снежного или ледового покрытия на другое покрытие, например асфальтовое, смерзшийся грунт, песок (см. фиг. 2), коэффициент трения скольжения резко возрастает. При этом усилие, прикладываемое к тросу 14, также возрастает и оно становится больше минимальной силы сжатия пружин 5. Пружины 5, сжимаясь, перемещают подвижную раму 4 в горизонтальной плоскости по ходу движения вперед. Выступы-копиры 11, взаимодействуя своими профилированными поверхностями с толкателями 10, перемещают их вниз, сжимая пружину 8. Опоры с катками 9 на концах, взаимодействуя с опорной поверхностью, приподнимают транспортное средство с грузом и исключают контакт полозьев 1 с опорной поверхностью. Транспортное средство эксплуатируется в положении "коляска".

При переезде транспортного средства на снежное или ледовое покрытие с асфальта, смерзшегося грунта, песка происходит проскальзывание опор с катками 9 на концах по снегу или льду. Подбирая катки 9 определенного диаметра из соответствующего материала и взаимодействующие элементы механизма, в частности подвижную раму 4, направляющие 6, поперечины 7, профилированные поверхности выступов-копиров 11 оголовки толкателей 10, осуществляющие смену одного вида опор на другой, для создания дополнительного сопротивления трения скольжения между взаимодействующими элементами устройства, можно достигнуть положения, при котором трение скольжения опор с катками 9 на концах по снегу или льду становится меньшим трения качения последних по асфальту, смерзшемуся грунту или песку. Усилие на тросе 14 уменьшается, пружины 5, разжимаясь, перемещают подвижную раму 4 в горизонтальной плоскости назад. Контакт выступов-копиров 11 и толкателей 10 прерывается, пружины 8, разжимаясь, перемещают толкатели 10 вместе с опорами с катками 9 на концах вверх. Опоры с катками 9 на концах занимают положение над опорной поверхностью. Транспортное средство приняло исходное положение.

Жесткость пружин 5 выбрана таким образом, что при взаимодействии полозьев 1 со снежным или ледовым покрытием усилие, прикладываемое к тросу 14, будет меньшим минимальной силы сжатия пружин 5, а при взаимодействии опор с катками 9 на концах с асфальтом, песком, смерзшимся грунтом усилие, прикладываемое к тросу 14, будет большим минимальной силы сжатия пружин 5.

Неподвижные блоки 15 предназначены для передачи усилия через трос 14 на подвижную раму 4 в горизонтальной плоскости, исключая перекос и повреждение последней в противном случае при эксплуатации.

Длина профилированной поверхности выступов-копиров 11, взаимодействующей с толкателями 10, выбрана достаточной, чтобы обеспечить надежный контакт выступов-копиров 11 с толкателями 10 и исключить зависимость незначительных перепадов колебаний усилий на тросе 14 в процессе движения.

Для уменьшения веса дополнительных элементов транспортного средства с достаточной жесткостью подвижная рама 4 и продольные элементы 13 выполнены с полым сечением, например коробчатым.

Продольные элементы 13 с вмонтированными направляющими 12 установлены на поперечинах 2 несущей конструкции для увеличения жесткости при преобразовании транспортного средства из положения "санки" в положение "коляска".

Наверх