шкворневой узел

Классы МПК:B62D7/18 поворотные кулаки; шкворни 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "ГАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-18
публикация патента:

Устройство относится к автомобилестроению. Цель технического решения повышение надежности смазывания узла и снижение трудоемкости технического обслуживания. Несущая деталь шкворневого узла содержит полости 11 для смазки, которые снабжены поршнями 12 с направляющими стержнями 13, уплотнительными кольцами 14 и пружинами 15 для автоматической подачи смазки в зону поверхностей втулки и упорного подшипника через отверстия 16 в несущей детали, канавку шкворня и спиральные каналы втулки, причем полости 11 через отверстие в канавке соединены с масляным каналом шкворня и пресс-масленкой, а в пробках 17 несущей детали выполнены отверстия 18 для контроля за расходом смазки. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ШКВОРНЕВОЙ УЗЕЛ преимущественно механизма поворота колеса транспортного средства, содержащий поворотную цапфу с разнесенными вдоль оси поворота ушками, несущую деталь и шкворень с упорными подшипниками и каналом для подачи смазки к подшипнику и втулке через пресс-масленку, отличающийся тем, что в несущей детали выполнены полости для смазки, снабженные поршнями с направляющими стержнями и уплотнительными кольцами и пружинами, причем полости для смазки через отверстия сообщены с масляным каналом шкворня и пресс-масленкой, а в пробках несущей детали выполнены отверстия для контроля распора смазки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в шкворневых узлах для поворота управляемых колес транспортного средства.

Наиболее близким из известных по технической сущности является шкворневой узел механизма поворота колеса транспортного средства, содержащий поворотную цапфу с разнесенными вдоль оси поворота ушками, несущую деталь и шкворень, снабженный упорным подшипником и имеющий канал для подачи смазки к подшипнику и втулке через пресс-масленку.

Недостатками конструкции является частая периодичность смазывания шкворневого узла (через 6000 км) из-за закоксовывания, в связи с отсутствием постоянного подпора смазки, масляного отверстия шкворня, что увеличивает трудоемкость технического обслуживания (ТО) транспортного средства и, как показала практика, не обеспечивается надежность смазывания шкворневого узла, что приводит к повышенным износам трущихся деталей.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности смазывания узла и снижение трудоемкости ТО транспортного средства за счет обеспечения автоматической постоянной подачи смазки из полостей несущей детали с помощью подпружиненных поршней к трущимся деталям через систему отверстий и каналов и повышения периодичности смазывания в 3-3,5 раза (до 20000 км/мин).

Эта цель достигается тем, что в несущей детали шкворневого узла выполнены полости для смазки, снабженные поршнями с направляющими стержнями и уплотнительными кольцами, пружинами, причем полости для смазки через отверстия соединены с масляным каналом шкворня и пресс-масленкой, а в пробках несущей детали выполнены отверстия для контроля расхода смазки.

Сопоставительный анализ с прототипом показал, что заявляемый шкворневой узел отличается тем, что:

несущая деталь выполнена с полостями для смазки, снабжена поршнями с направляющими стержнями, уплотнительными кольцами и пружинами для автоматической подачи смазки в зону поверхностей втулки и упорного подшипника через отверстия в несущей детали, канавку шкворня и спиральные каналы втулки;

полости через отверстия в канавке шкворня соединены с масляным каналом шкворня и пресс-масленкой, через которую происходит заправка и пополнение полостей смазкой по мере расхода (после 20 000 км);

в пробках несущей детали выполнены отверстия для контроля за расходом смазки.

Таким образом, заявляемый шкворневой узел соответствует критерию "новизна".

Сравнение заявляемой конструкции шкворневого узла с прототипом и другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг.1 представлен главный вид шкворневого узла; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 узел I на фиг.2.

Шкворневой узел включает в себя поворотную цапфу 1, несущую деталь 2, упорный подшипник 3, шкворень 4 с канавкой 5, отверстием 6, масляным каналом 7 и пресс-масленкой 8, втулку 9 со спиральными каналами 10.

Несущая деталь 2 содержит полости 11 для смазки, снабженные поршнями 12 с направляющими стержнями 13, уплотнительными кольцами 14 и пружинами 15 для автоматической подачи смазки в зону поверхностей втулки 9 и упорного подшипника 3 через отверстия 16 в несущей детали 2, канавку 5 шкворня 4 и спиральные каналы 10 втулки 9. Полости 11 имеют сообщение через отверстия 16, канавку 5 и отверстие 6 с масляным каналом 7 и пресс-масленкой 8. В пробках 17 несущей детали 2 выполнено отверстие 18, закрытое заглушкой 19.

Заправка полостей 11 несущей детали 2 происходит следующим образом:

при сборке шкворневого узла предварительно заполняют полости 11 и смазывают поверхности втулки 9, шкворня 4 и упорного подшипника 3;

при открытых отверстиях 18 шприцпрессом через пресс-масленку 8, канал 7, отверстие 6, канавку 5, отверстия 16 смазка подается в полости 11, перемещая поршни 12 до упора в пробки 17, поджимая при этом пружины 15.

В процессе эксплуатации шкворневого узла транспортного средства происходит постоянная подпитка смазкой их полуосей 11 через отверстия 16, канавку 5, спиральные каналы 10 поверхностей втулки 9 и упорного подшипника 3 за счет давления пружин 15 на поршни 12. Для центровки пружин 15 поршни 12 снабжены стержнями 13, а для обеспечения герметичности уплотнительными кольцами 14.

Для контроля за расходом смазки в процессе эксплуатации в пробках 17 несущей детали 2 выполнено отверстие 18, закрываемое заглушкой 19.

Опытные образцы предлагаемого шкворневого узла прошли испытания на опытных образцах изделий 5903, подтвердившие эффективность и надежность рассматриваемого конструктивного решения шкворневого узла.

Класс B62D7/18 поворотные кулаки; шкворни 

узел подвески колеса автомобиля -  патент 2523860 (27.07.2014)
литой поворотный кулак рулевого управления и содержащее его транспортное средство -  патент 2487038 (10.07.2013)
вездеход -  патент 2468957 (10.12.2012)
узел поворотного кулака для тяжелых автомобилей коммерческого назначения (его варианты) -  патент 2087361 (20.08.1997)
шкворневой узел -  патент 2067058 (27.09.1996)
поворотный узел управляемого колеса транспортного средства -  патент 2025368 (30.12.1994)
Наверх