кран для жидкостей и газов
Классы МПК: | F16K31/44 механические средства управления |
Автор(ы): | Ракитин Б.В., Локшин М.А., Фомичев Д.Н. |
Патентообладатель(и): | Акционерное общество "Передовые технологии Сухого" |
Приоритеты: |
подача заявки:
1993-06-16 публикация патента:
27.08.1995 |
Использование: в распределительных устройствах топливных систем легких летательных аппаратов. Сущность изобретения: кран содержит корпус со штуцерами и запорным органом с уплотнительными элементами и приводным валом. Вал выполнен в виде коленчатого рычага, а пружинный загружатель в виде двух пружин, концы которых закреплены на корпусе и валу. Рукоятка управления кинематически связана с валом в виде паза на рукоятке и лысок на валу. Ширина между лысками меньше, чем ширина паза. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
КРАН ДЛЯ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ, содержащий корпус со штуцерами, установленным в нем запорным органом с уплотнительными элементами и приводным валом, выполненным в виде коленчатого рычага, пружинный загружатель в виде двух пружин, концы которых закреплены на корпусе и валу, и рукоятка управления, кинематически связанная с валом, отличающийся тем, что кинематическая связь вала с рукояткой управления выполнена в виде паза на рукоятке и лысок на валу, причем ширина между лысками меньше, чем ширина паза.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для распределения жидкостей и газов, транспортируемых по трубопроводам. Преимущественной областью использования изобретения являются распределительные устройства топливных систем легких летательных аппаратов. Известен кран для жидкостей и газов, содеpжащий корпус со штуцерами, установленным в нем запорным органом с уплотнительными элементами и приводным валом, выполненным в виде коленчатого рычага, пружинный загружатель в виде двух пружин, концы которых закреплены на корпусе и валу, и рукоятку управления, кинематически связанную с валом. Недостатком этого крана является возможность превышения усилий на уплотнительных элементах запорного органа в случае приложения к рукоятке управления усилия недопустимой величины. Техническим результатом, достигаемым изобретением является исключение упомянутой возможности и тем самым увеличение ресурса агрегата. Результат достигается за счет того, что кинематическая связь вала с рукояткой управления выполнена в виде паза на рукоятке и лысок на валу, причем ширина между лысками меньше, чем ширина паза. На фиг. 1 представлен кран, разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез. На фиг. 1 подвижные звенья представлены в одном из крайних положений; на фиг. 2 в среднем положении. Кран содержит корпус 1 со штуцерами 2 входа и 3 выхода, наконечниками 4, уплотняемыми в расточках 5 корпуса кольцами 6 и выполняющими одновременно функции направляющих для запорного органа 7 с уплотнительными элементами 8, приводной вал 9 с лысками 10, способный вращаться в расточках 11 корпуса, рукоятку управления 12 с пазом 13, опирающуюся на вкладыши 14 и способную вращаться как одно целое со вкладышами вокруг бурта 15 корпуса, пружинный загружатель 16, взаимодействующий с осями 17 и 18, зафиксированными относительно вала и корпуса соответственно. Вал 9 и заглушка 20 уплотняются в расточке 11 корпуса кольцами 19. Заглушка 20 выполнена отдельно от вала 9 для уменьшения количества подвижных уплотнений. В любом из крайних положений подвижных звеньев элементы паза 13 и лысок 10 не соприкасаются за счет превышения ширины паза над расстоянием между лысками. Переключение крана с закрепленным неподвижно корпусом выполняют, прилагая усилие к рукоятке управления 12, при этом после соприкосновения элементов паза 13 и лысок 10 начинается совместное движение рукоятки управления 12, вкладышей 14, вала 9 и запорного органа 7 с уплотнительными элементами 8, а также сжатие пружин загружателя 16. После перемещения вала 9 и запорного органа 7 с уплотнительными элементами 8 через мертвое положение их дальнейшее движение происходит под действием пружинного загружателя 16 до занятия перечисленными элементами другого крайнего положения. Вследствие отсутствия соприкосновения элементов паза 13 и лысок 10 в крайних положениях подвижных звеньев в этих положениях обеспечивается отсутствие передачи усилий с рукоятки управления 12 на уплотнительные элементы 8, поджатие которых в указанных положениях осуществляется пружинным загружателем 16, чем достигается технический результат предлагаемого изобретения.Класс F16K31/44 механические средства управления