дейдвудный подшипник

Классы МПК:F16C17/14 приспособленные для работы в воде 
B63H23/26 пневмогидравлическим 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Савкин Николай Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
1990-01-09
публикация патента:

Использование: в судостроении. Сущность изобретения: дейдвудный подшипник содержит неподвижную металлическую втулку в корпусе дейдвудной трубы и втулку с антифрикционным слоем, причем несущая втулка выполнена составной из полуколец, составляющих цилиндрические втулки. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК, содержащий неподвижную металлическую втулку для закрепления в корпусе дейдвудной трубы и размещенную в ней несущую втулку с антифрикционным слоем, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности подшипника путем повышения его работоспособности за счет поддержания постоянства зазора в требуемом интервале значений, несущая втулка выполнена составной из цилиндрических секций, примыкающих одна к другой, а каждая из последних в виде двух полуколец, зафиксированных в неподвижной втулке от тангенциального смещения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в дейдвудном устройстве судна.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является дейдвудный подшипник [1] содержащий неподвижную металлическую втулку и металлическую втулку с резиновой облицовкой, жестко закрепленную на вращающемся валу, причем резиновая облицовка имеет продольные канавки, расположенные по образующей ее поверхности. Подшипник снабжен размещенными в канавках с подвижной посадкой цилиндрическими стержнями.

Однако данное устройство подвержено неравномерному износу и требует трудоемких работ по замене всей поверхности подшипника, так как его конструкция не позволяет заменить лишь наиболее изношенную часть.

Целью изобретения является повышение надежности подшипника путем повышения его работоспособности за счет поддержания зазора в требуемом интервале значений.

Для этого дейдвудный подшипник содержит неподвижную металлическую втулку, закрепленную в корпусе дейдвудной трубы, и размещенную в ней несущую втулку с антифрикционным слоем, выполненную составной из цилиндрических секций, примыкающих друг к другу, каждая из которых разделена на полукольца, зафиксированные в неподвижной втулке от тангенциального смещения. Вкладыш выполнен из любого антифрикционного материала, например из бакаута, текстолита, пластика, резины.

Наличие новых элементов и связей позволяет практически неограниченно увеличивать межремонтный период эксплуатации дейдвудного подшипника, повысить его долговечность и надежность за счет возможности замены изношенной цилиндрической секции. Указанная новая совокупность существенных признаков необходима и достаточна для достижения указанной цели, что доказывает соответствие критерию охраноспособности "новизна".

Сравнение предлагаемого изобретения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не выявило в них признаки, отличающие предлагаемое изобретение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый дейдвудный подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Дейдвудный подшипник имеет металлическую неподвижную втулку 1, жестко закрепленную в корпусе дейдвудной трубы 2. Внутри неподвижной втулки вставлен набор одинаковых цилиндрических секций 3, закрепленных от прокручивания и имеющих возможность перемещения вдоль оси вала. Цилиндрическая секция состоит из верхней 3В и нижней 3Н частей, каждая из которых состоит из обоймы 4 и вкладыша 5 из антифрикционного материала, контактирующего с гребным валом 6.

Дейдвудный подшипник работает следующим образом.

В результате неравномерного распределения давления на подшипник при вращении вала 6 происходит неравномерный износ вкладышей 5 подшипника. Наиболее интенсивному износу подвергается ближайшее к винту (не показана) цилиндрическая секция 3. Когда износ в этой секции 3 достигнет предельной величины, весь набор цилиндрических секций 3 продвигается вдоль гребного вала к винту на длину одной секции 3. При этом место вытолкнутой наружу крайней секции 3, имеющей предельно допустимый износ, займет продвинувшаяся соседняя секция 3; на место крайней носовой секции 3 устанавливается новая из числа запасных. Последующие операции замены изношенной части подшипника проводятся аналогично. Предотвращение самопроизвольного продвижения секций осуществляется средствами осевой фиксации, конструктивное решение которых существенно зависит от типа судна.

Один из вариантов средства осевой фиксации представляет собой прикрепляемое к торцовой части дейдвудной трубы приспособление, содержащее деталь, которая предотвращает самопроизвольное выпадение цилиндрических секций, а в процессе замены изношенной секции устанавливается в позицию, не препятствующую продвижению всего набора секций.

Использование предлагаемого дейдвудного подшипника приводит к практически неограниченному увеличению межремонтного периода эксплуатации дейдвудного устройства, так как не требует установки судна в док для проведения операции по замене изношенных частей подшипника. Увеличение долговечности подшипника обеспечивается также и тем, что каждая цилиндрическая секция постепенно прирабатывается; приработанность материала используется на протяжении всего срока работы секции; интенсивность приработки при этом близка к постоянной, что способствует поддержанию установившегося режима совместной работы вала и подшипника; интенсивность износа подшипника в установившемся режиме работы дейдвудного устройства практически постоянна, что уменьшает влияние износа на нагрузки на подшипниках и напряжения в сечениях валов, позволяет контролировать это влияние при центровке валопровода. Кроме того, появляется возможность применять укороченные дейдвудные подшипники, что существенно повышает технологичность дейдвудных устройств.

Класс F16C17/14 приспособленные для работы в воде 

Класс B63H23/26 пневмогидравлическим 

Наверх