транспортное средство

Классы МПК:B62D53/02 с одноосным тягачом и одноосным прицепом 
Патентообладатель(и):Самуйлов Виктор Андреевич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-11-05
публикация патента:

Использование: относится к транспорту, а именно к сочлененным транспортным средствам, преимущественно агрегатируемым с различным технологическим оборудованием. Сущность изобретения: транспортное средство содержит первое одноосное и второе одноосное шасси, шарнирно соединенные между собой вертикальной осью 3, сцепное устройство и дополнительное опорное колесо с приводом. Разъемное сцепное устройство содержит корпусы 25 с приемными отверстиями 26, захваты 27 и 28 и шкворни 29. Корпусы 25 сцепного устройства закреплены на первой балке 30 с обеих сторон вертикальной оси 3. Дополнительное опорное колесо содержит также привод подъема колеса, выполненный в виде гидроцилиндра 44. Первое шасси снабжено дополнительным жестким сцепным устройством. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, преимущественно агрегатируемое с технологическим дорожно-строительным и сельскохозяйственным оборудованием, содержащее соединенные между собой шарниром с вертикальной осью и гидроцилиндрами поворота первое шасси, выполненное одноосным с установленными на его раме силовой установкой, местом водителя, приборами контроля и управления, и второе шасси, выполненное одноосным с установленным на его раме технологическим оборудованием, а также разъемное сцепное устройство, выполненное в виде снабженных приемными отверстиями и захватами корпусов, имеющих возможность взаимодействия со шкворнями, и установленное на первом шасси дополнительное опорное колесо, отличающееся тем, что на рамах первого и второго шасси установлены балки, одна из которых, связанная с рамой первого шасси, установлена с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и шарнирно соединена с гидроцилиндрами поворота, корпуса закреплены на балке, связанной с первым шасси, и расположены симметрично относительно продольной вертикальной плоскости шасси, оси приемных отверстий параллельны продольной оси шасси, а шкворни жестко соединены с балкой, связанной с вторым шасси, причем дополнительное опорное колесо снабжено приводом его подъема, размещенным между корпусами сцепного устройства.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что первое шасси снабжено дополнительными корпусами, закрепленными на его раме с противоположной от места расположения сцепного устройства стороны шасси и выполненными с приемными отверстиями и захватами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспорту, а именно к сочлененным транспортным средствам, преимущественно агрегатируемым с различным технологическим оборудованием.

Известно транспортное средство, содержащее первое одноосное шасси с дополнительным убирающимся колесом и со смонтированными на его раме силовой установкой, местом водителя, приборами контроля и управления, второе одноосное шасси с установленным на его раме технологическим оборудованием и сцепное устройство для их соединения [1]

Недостатком этого устройства является необходимость размещения технологического оборудования на втором шасси за спиной водителя вне зоны его видимости, что затрудняет работу с этим оборудованием.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является транспортное средство, преимущественно агрегатируемое с технологическим дорожно-строительным и сельскохозяйственным оборудованием, содержащее первое одноосное шасси со смонтированными на его раме силовой установкой, местом водителя, приборами контроля и управления, а также второе одноосное шасси с установленным на его раме технологическим оборудованием, шасси шарнирно соединены между собой вертикальной осью и имеют разъемное сцепное устройство, включающее корпуса с приемными отверстиями, захватами и шкворнями. На обоих шасси установлены балки, первая из которых закреплена на раме первого шасси с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и шарнирно соединена с гидроцилиндрами поворота, а вторая из которых закреплена на раме второго одноосного шасси. На первой балке установлено дополнительное опорное колесо [2]

К недостаткам этого известного устройства относится то, что оно требует, например, применения кранового оборудования для подсоединения к первому одноосному шасси второго одноосного шасси с другим технологическим оборудованием, и первое шасси не может самостоятельно переподсоединяться (перемещаться) от одного шасси с одним технологическим оборудованием к шасси с другим технологическим оборудованием.

Предлагаемое изобретение направлено на обеспечение возможности смены технологического оборудования на другое без применения дополнительных средств за счет того, что оно имеет возможность самостоятельно перемещаться от одного заменяемого одноосного шасси к другому и снабжено быстроразъемным сцепным устройством.

Указанный технический результат достигается за счет того, что транспортное средство содержит первое одноосное шасси со смонтированными на его раме силовой установкой, местом водителя, приборами контроля и управления, а также второе одноосное шасси с установленным на его раме технологическим оборудованием. Причем оба шасси шарнирно соединены между собой вертикальной осью и имеют разъемное сцепное устройство, включающее корпуса с приемными отверстиями, захватами и шкворнями. На обоих шасси установлены балки, первая из которых закреплена на раме первого одноосного шасси с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и шарнирно соединена с гидроцилиндрами поворота, вторая из которых закреплена на раме второго одноосного шасси. На первой балке установлено дополнительное опорное колесо, корпусы с приемными отверстиями и захватами закреплены на первой балке с обеих сторон вертикальной оси, при этом оси приемных отверстий параллельны продольной оси шасси. Шкворни закреплены на второй балке, а дополнительное колесо снабжено смонтированным на первой балке между корпусами сцепного устройства приводом его подъема. Кроме того, первое одноосное шасси снабжено дополнительными жестко закрепленными на его раме с противоположной от вертикальной оси стороне корпусами с приемными отверстиями и захватами.

В предлагаемом транспортном средстве дополнительное опорное колесо имеет привод его подъема, что одновременно с наличием быстроразъемного сцепного устройства обеспечивает переподсоединение одноосных шасси с различным технологическим оборудованием к основному шасси с минимальными затратами. Кроме того, это позволяет иметь гамму дешевых одноосных шасси с различным технологическим оборудованием и один более дорогой силовой агрегат, эксплуатируемый постоянно без простоев, что снизит эксплуатационные затраты в эксплуатирующих эти машины организациях.

На фиг. 1 показано транспортное средство, агрегатируемое, например, с оборудованием погрузчика и бульдозера; на фиг. 2 первое одноосное шасси (силовой модуль) в большем масштабе; на фиг.3 вид по стрелке А на фиг.2 (первое одноосное шасси в плане); на фиг.4 узел I на фиг.2 (опорное колесо с приводом и сцепное устройство); на фиг.5 вид по стрелке Б на фиг.4.

Транспортное средство, преимущественно агрегатируемое с дорожно-строительным и сельскохозяйственным технологическим оборудованием, содержит первое одноосное 1 и второе одноосное 2 шасси, шарнирно соединенные между собой вертикальной осью 3, сцепное устройство 4 и дополнительное опорное колесо 5.

Первое одноосное шасси 1 выполнено с бортовым приводом 6, например двухскоростным, включающим ведущее колесо 7, ступичный 8 и бортовой 9 редукторы и гидромоторы привода 10, питание рабочей жидкостью которых осуществляется от силовой (насосной) установки 11, закрепленной на раме 12, и имеет место водителя 13 с приборами контроля и управления 14.

Силовая установка 11 включает двигатель 15, насосы переменной производительности 16 и 17 для привода хода и 18 и 19 для привода технологического оборудования.

Приборы контроля и управления 14 включают гидроруль 20, пульт 21, на котором смонтированы показывающие приборы контроля работы двигателя 15 и гидросистемы шасси и тумблеры управления агрегатами гидросистемы (не показаны).

Место водителя 13 выполнено поворотным таким образом, чтобы обеспечивать управление движением транспортного средства как вперед, так и назад.

Второе шасси 2 включает колесный движитель 22, раму 23 и технологическое оборудование 24, например, погрузчика.

Разъемное сцепное устройство 4 содержит корпусы 25 с приемными отверстиями 26, захваты 27 и 28 и шкворни 29. Корпусы 25 сцепного устройства закреплены на первой балке 30 с обеих сторон вертикальной оси 3, при этом оси 31 приемных отверстий 26 параллельны продольной оси шасси 1. Корпусы 25 могут быть выполнены и заодно с балкой 30, при этом с одной стороны приемных отверстий 26 закреплены кронштейны 32, на которых на осях 33 установлены захваты 27 и 28, и стопоры 34, а с другой стороны в отверстия входят шкворни 29, взаимодействующие с захватами. Шкворни 29 имеют паз 35 и цапфу 36 и закреплены на балке 37. Балка 37 может крепиться к раме 23 или шарнирно осью 38, или жестко известным образом (не показано).

Балка 30 крепится шарнирно к раме 12 осью 3 и шарнирно соединена с гидроцилиндрами 39 и 40 поворота шасси.

Дополнительное опорное колесо 5 содержит шины 41, свободно установленные на опорной ноге 42, закрепленной шарнирно в щечках 43, установленных на балке 30 между корпусами 25, и привод подъема колеса, выполненный в виде гидроцилиндра 44, корпус которого шарнирно закреплен на щечках 43, а шток 45 соединен через рычаг 46 с ногой 42.

Шасси 1 снабжено дополнительным жестким сцепным устройством 47, включающим корпусы 48, которые снабжены аналогичными приемными отверстиями 26, кронштейнами 32, на которых закреплены на осях 33 захваты 27 и 28 и стопоры 34.

В отверстия 26 корпусом 48 могут входить шкворни 29, закрепленные на несущей балке 49, к которой прикреплено, например, бульдозерное оборудование 50.

Транспортное средство работает следующим образом.

При движении в транспортном режиме или при работе с оборудованием, установленным на шасси 1, кресло водителя 13, рулевое колесо (гидроруль) 20 с пультом управления 21 установлены как показано на фиг.1. При этом дополнительное колесо 5 находится в поднятом (транспортном) положении.

При работе с технологическим оборудованием, например с оборудованием погрузчика, кресло оператора 13 и рулевое колесо 20 с пультом управления 21 поворачиваются и устанавливаются известным образом как показано на фиг.2.

Для замены одноосного шасси 2 на шасси с другим технологическим оборудованием гидроцилиндром 44 привода дополнительного опорного колеса 5 опускают его на покрытие дороги и известным образом выводят стопоры 34 из зацепления с захватами 27 и 28. Используя насосы 16 и 17 и гидромоторы 10 включают привод ведущих колес 7 шасси 1 и снимают (сдвигают) корпусы 25 сцепного устройства со шкворней 29, производя разъединение одноосных шасси 1 и 2.

Одноосное шасси 1, опираясь на ведущие колеса 7 и управляемые шины 41, перемещается к другому одноосному (или двухосному, если оно необходимо для работы технологического оборудования) шасси 2.

Посредством гидроцилиндра 44 водитель выставляет оси 31 приемных отверстий 26 на один уровень с осями шкворней 29 и производит стыковку (вхождение шкворней 29 в отверстия 26), при этом цапфа 36 взаимодействует с захватами 27 и 28 и они охватывают цапфу 36, а стопор 34 известным образом блокирует захваты 27 и 28, обеспечивая их надежное зацепление с цапфой 36.

Опорное колесо 5 с шиной 41 гидроцилиндром 44 переводится в транспортное положение. Посредством гидроцилиндpов 39 и 40 производится поворот балки 30 вокруг оси 3, а вместе с ней через сцепное устройство и поворот шасси 2 относительно шасси 1, т.е. осуществляется управление транспортным средством.

Оснащение транспортного средства приводом опорного колеса и быстроразъемным сцепным устройством, размещенным на балке, шарнирно соединенной с шасси и гидроцилиндрами управления, позволяет с малыми энергозатратами без дополнительных средств менять технологическое оборудование, что снижает затраты на его изготовление и эксплуатацию.

Класс B62D53/02 с одноосным тягачом и одноосным прицепом 

сельскохозяйственное тягово-транспортное и энергетическое средство -  патент 2499379 (27.11.2013)
шарнирная конфигурация для соединения двух частей транспортного средства и транспортное средство -  патент 2484996 (20.06.2013)
самоходный агрегат с шарнирным шасси -  патент 2461485 (20.09.2012)
транспортное средство высокой проходимости -  патент 2421362 (20.06.2011)
транспортное средство -  патент 2372240 (10.11.2009)
транспортное средство -  патент 2325298 (27.05.2008)
персональное самоходное транспортное средство (варианты) -  патент 2309716 (10.11.2007)
средство передвижения -  патент 2286120 (27.10.2006)
модуль силовой -  патент 2149116 (20.05.2000)
шарнирный узел для транспортного средства (варианты) и сдвоенный конический роликовый подшипниковый узел -  патент 2127688 (20.03.1999)
Наверх