самостопорящееся резьбовое соединение

Классы МПК:E01B9/44 крепление рельсов к подкладкам 
F16B39/24 простыми или пружинными шайбами или упругими пластинками, стопорящимися относительно закрепляемого элемента
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество закрытого типа Предприятие "Рубикон"
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-15
публикация патента:

Использование: в конструкциях крепежных деталей для крепления верхнего строения пути. Сущность изобретения: самостопорящееся резьбовое соединение, преимущественно для клеммного крепления рельсов, включает в себя болт, гайку и пружинную двухвитковую шайбу с дугообразно изогнутыми выступами на концах. На обращенных встречно поверхностях клеммы и гайки выполнены радиусные углубления для размещения в них ответных по форме выступов на концах пружинной шайбы. 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

САМОСТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ преимущественно для клеммного крепления рельсов, включающее в себя установленный в отверстии клеммы болт, на который навинчена гайка, и размещенную на болте между клеммой и гайкой пружинную двухвитковую шайбу с дугообразно изогнутыми выступами на концах, контактирующими в положении окончательного монтажа соответственно с клеммой и гайкой, отличающееся тем, что на обращенных встречно поверхностях клеммы и гайки выполнены радиусные углубления для размещения в них ответных по форме указанных дугообразно изогнутых выступов на концах пружинной шайбы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях крепежных деталей для крепления верхнего строения железнодорожного пути.

Известно резьбовое соединение, содержащее болт, установленный в отверстии накладки, навинченную на болт гайку и размещенную между накладкой и гайкой двухвитковую пружинную шайбу (патент США N 1826316, кл. Е 01 В 9/12, 1991).

Однако в данной конструкции отсутствует стопорение гайки относительно шайбы и шайбы относительно накладки.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является резьбовое соединение, содержащее болт, установленный в отверстии клеммы, навинченную на болт гайку и размещенную на болте между клеммой и гайкой двухвитковую пружинную шайбу (патент Германии N 883615, кл. 19а 9/08, 1953).

Недостаток данной конструкции малая степень надежности стопорения гайки вследствие того, что поверхности гайки и клеммы, контактирующие с двухвитковой пружинной шайбой, не имеют стопорящих элементов.

Цель изобретения повышение надежности стопорения резьбового соединения.

Указанная цель достигается тем, что на поверхностях гайки и клеммы выполняются радиусные углубления, поперечное сечение которых очерчено кривой, соответствующей дугообразному выступу конца двухвитковой шайбы.

На фиг.1 изображено самостопорящееся резьбовое соединение для крепления рельса железнодорожного пути; на фиг.2 гайка, общий вид; на фиг.3 то же, план; на фиг.4 то же, разрез, вид сбоку; на фиг.5 клемма, разрез; на фиг.6 то же, вид сбоку; на фиг.7 сечение А-А на фиг.5; на фиг.8 шайба, общий вид; на фиг.9 то же, вид сбоку; на фиг.10 развернутое положение шайбы.

Самостопорящееся резьбовое соединение для крепления рельса 1 к рельсовой подкладке 2 содержит болт 3, укрепленный в проушинах 4 рельсовой прокладки 2. На болте размещены клемма 5, двухвитковая пружинная шайба 6 и гайка 7.

Шайба 6 выполнена с дугообразно изогнутыми наружу выступами на концах 8. На взаимообращенных поверхностях гайки 7 и клеммы 5 выполнены радиусные углубления 9 и 10, поперечное сечение которых очерчено кривой, соответствующей дугообразному выступу концов 8 шайбы 6. Выступы шайбы 6 размещены в упомянутых углублениях 9 и 10.

При закручивании гайки 7 на болт 3 выступы концов 8 двухвитковой шайбы 6 ложатся в радиусные углубления 10 клеммы 5. Это обеспечивает стопорение шайбы 6 относительно клеммы 5. После затяжки гайки 7 до требуемого усилия может быть два варианта взаиморасположения двухвитковой шайбы 6 и гайки 7.

В первом случае радиусные углубления 9 гайки 7 совпадают с дугообразным выступом 8 конца шайбы 6. Это обеспечивает стопорение гайки 7 относительно двухвитковой шайбы 6.

Таким образом, все резьбовое соединение, изображенное на фиг.1, самостопорится.

Во втором случае радиусное углубление 9 гайки 7 не совпадает с дугообразным выступом 8 конца шайбы 6. Самостопорение гайки 7 не обеспечено. При самоотвинчивании гайки 7 на угол до 90о радиусное углубление 9 гайки 7 совпадает с дугообразным выступом 8 конца шайбы 6, гайка 7 самостопорится, обеспечивая самостопорение всего резьбового соединения, изображенного на фиг.1.

Класс E01B9/44 крепление рельсов к подкладкам 

способ автоматического замкового соединения пары стандартных рельсов в блок с подрельсовой подкладкой -  патент 2488656 (27.07.2013)
рельсовое скрепление -  патент 2398923 (10.09.2010)
нераздельное рельсовое скрепление для пути на железобетонном основании конструкции камышникова -  патент 2300598 (10.06.2007)
замковое соединение рельсов в блок -  патент 2295601 (20.03.2007)

Класс F16B39/24 простыми или пружинными шайбами или упругими пластинками, стопорящимися относительно закрепляемого элемента

Наверх