кинематическая передача

Классы МПК:F16H55/18 приспособления для регулирования зазора между зубьями колес 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Савеловское производственное объединение "Прогресс"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-05
публикация патента:

Изобретение относится к конструкции приводов станков. Кинематическая передача содержит две пары разнонаправленных косозубых колес, каждая пара колес образует блок, установленный на плавающем валу и зафиксированный в осевом направлении с возможностью раздельного вращения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая подпружиненный в продольном направлении плавающий вал, две пары разнонаправленных косозубых колес и замыкающие колеса, одно из колес из каждой пары косозубых колес жестко соединено с соответствующим ему замыкающим колесом с образованием блока, установленного на плавающем валу и зафиксированного на нем в осевом направлении с возможностью раздельного вращения, отличающаяся тем, что каждое из замыкающих зубчатых колес выполнено косозубым.

2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что колеса в блоках выполнены с взаимно простым числом зубьев.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкции приводов станков, роботов и других машин, где люфты в передачах от двигателя к исполнительному звену влияют на точность станка, позиционирование робота, работоспособность машины.

Известны устройства полного устранения зазоров в передаче от двигателя до исполнительного звена [1,2]

Известные устройства содержат две ветви, одна из которых разворачиваются относительно другой силовым элементом.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство [3] содержащее две ветви, косозубые колеса, объединенные в блок (шевровое колесо), установленный на плавающем валу, и силовой элемент.

Недостатком этого и других известных устройств является недоиспользование функциональных возможностей плавающего вала: в развороте ветвей используется только одно зацепление в каждой ветви, другое выполнено с прямозубыми колесами, при осевом перемещении, в котором полезного эффекта не возникает.

Вторым недостатком известного устройства является то, что колеса на плавающем валу необходимо выполнять более широкими на величину большую, чем ход плавающего вала, чтобы гарантировать нормальное зацепление косозубых колес.

Целью изобретения является повышение стабильности и точности перемещения исполнительного звена, увеличение КПД передачи и уменьшение габаритов.

Это достигается тем, что в передаче, содержащей две ветви с одинаковым передаточным отношением, соединяющие двигатель с исполнительным звеном, имеющий косозубые зубчатые колеса, в каждой ветви два косозубых колеса объединены в блоки, блоки обеих ветвей установлены на одной оси с возможностью совместного осевого перемещения от общего силового элемента и разделительного вращения, а так же тем, что колеса в блоках выполнены с взаимно простым числом зубьев.

На чертеже показана схема передачи.

На валу 1, соединенным с двигателем 2, установлены косозубые равнонаправленные зубчатые колеса 3 и 4, на оси 5 с возможностью вращения и осевого перемещения блоки колес, взаимодействующие с силовым элементом 6. Один блок выполнен скреплением зубчатых колес 7 и 8, другой скреплением колес 9 и 10. Оба колеса каждого блока выполнены косозубыми разнонаправленными.

Зубчатое колесо 7 введено в зацепление с зубчатым колесом 3, зубчатое колесо 9 с зубчатым колесом 4, зубчатое колесо 8 с косозубым колесом 11, зубчатое колесо 10 с зубчатым колесом 12. Зубчатые колеса 11 и 12 установлены на валу 13, на котором расположено исполнительное звено 14.

Для применения передачи на рейку или, если недостаточно передаточного отношения двух зубчатых зацеплений, зубчатые колеса 11 и 12 могут быть установлены на отдельных валах, а эти валы соединены с реечными шестернями или с валом, на котором установлено исполнительное звено, известными передачами.

Зубчатые колеса 7 и 8 блока выполнены взаимно простым числом зубьев, зубчатые колеса 9 и 10 другого блока могут быть выполнены с иным взаимно простым числом зубьев. Причем передаточные отношения ветвей передачи выполнены одинаковыми.

Передача работает следующим образом.

Вращение от двигателя 2 передается к исполнительному звену 14. Силовым элементом 6 блоки смещены в осевом направлении до безлюфтового зацепления в обеих ветвях передачи.

Выполнение в блоке обоих колес 7 и 8, 9 и 10 косозубыми повышает стабильность и точность перемещения исполнительного звена, повышает КПД передачи за счет более рациональных углов наклона зуба и симметричного воздействия осевых сил в косозубых зацеплениях на подвижные блоки. Выполнение зубчатых колес блоков с взаимно простым числом зубьев позволяет выполнять зубчатые колеса 3, 4, 8 и 10 меньшей осевой протяженности за счет возможности повышения точности сборки, обеспечиваемой большим количеством неповторяющихся взаимных положений (угловых и, соответственно, осевых) блоков в зацеплении.

Наверх