ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В РФ
НОВЫЕ ПАТЕНТЫ, ЗАЯВКИ НА ПАТЕНТ
БИБЛИОТЕКА ПАТЕНТОВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ

дисковый фрикционный гаситель колебаний

Классы МПК:B61F5/12 с демпферами 
F16F7/04 прижимаемыми в направлении оси вращения 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-11
публикация патента:

Использование: в железнодорожном транспорте для уменшения амплитуды колебаний рельсового транспортного средства. Сущность изобретения: гаситель колебаний содержит установленный между верхней (надрессорная балка 1) и нижней (боковая рама 2) опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски 5, 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. Стержень жестко соединен с подвижным фрикционным диском и выполнен в виде винта 3 и гайки 4 с несамотормозящей резьбой. Гайка установлена в нижней опоре на цапфах 8. Верхняя опора связана с верхним неподвижным фрикционным диском 6 посредством ножевой опоры 10. верхний и нижний неподвижные диски соединены замковым соединением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Рисунки к патенту РФ 2037442

Рисунок 1, Рисунок 2

Изобретение относится к устройствам транспортного машиностроения, а именно: к амортизирующим устройствам, уменьшающим амплитуду колебаний рельсового транспортного средства.

Известен клиновой гаситель колебаний, применяемый в тележках для грузовых вагонов. Гаситель содержит клинья, расположенные в соответствующих гнездах в надрессорной балке тележки и упирающиеся своими наклонными плоскостями в наклонные плоскости балки. Клинья прижимаются к стальным фрикционным планкам, укрепленным на боковых рамах тележки. Силы трения в этом гасителе возникают при относительном вертикальном и горизонтальном перемещениях трущихся поверхностей клиньев по фрикционным планкам боковых рам тележки. Следовательно, клиновой гаситель колебаний может гасить вертикальные и горизонтальные колебания.

Наиболее близким к заявляемому объекту по технической сущности является дисковый фрикционный гаситель колебания, содержащий установленный между верхней и нижней опорами стержень, на котором смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний и верхний неподвижные фрикционные диски. Между дисками установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск. Гаситель снабжен наклонно установленными по окружности между корпусом и одним фрикционным диском стержневыми элементами, одними концами шарнирно связанными с наружным диском, а другими с корпусом.

Основным недостатком данного гасителя является невозможность регулирования силы трения (силы сопротивления) в зависимости от величины действующих на тележку вагона нагрузок при различных условиях эксплуатации (включая груженый и порожний режимы), что снижает эффективность демпфирования.

Целью изобретения является улучшение динамических качеств транспортного средства путем саморегулирования параметров демпфирования в зависимости от эксплуатационного режима загрузки.

На фиг.1 изображен дисковый фрикционный гаситель колебаний в продольном разрезе; на фиг.2 вид по стрелке А на фиг.1.

Гаситель колебаний устанавливают между верхней опорой (надрессорная балка 1 тележки вагона) и нижней опорой (боковая рама 2 тележки). Между надрессорной балкой 1 и боковой рамой 2 закрепляют стержень, выполненный в виде винта 3 и гайки 3 с несамотормозящей резьбой. Винт 3 также имеет несамотормозящую резьбу, которая ввинчивается в гайку 4. Для предотвращения износа резьбы типа "ступенька" (т.е. для равномерного износа резьбы по всей длине в процессе эксплуатации) резьба выполнена не на всю длину винта 3. Гайка 4 имеет такую же резьбу, выполненную не на всю длину. На стержне смонтированы подпружиненные и заблокированные от поворота нижний неподвижный фрикционный диск 5 и верхний неподвижный фрикционный диск 6, между которыми установлен с возможностью поворота подвижный фрикционный диск 7. При этом гайка 4 установлена на боковой раме 2 тележки на цапфах 8, входящих в пазы опоры 9, неподвижно закрепленной на боковой раме 2. Это позволяет паре винт-гайка беспрепятственно наклоняться при поперечных перемещениях надрессорной балки 1 относительно боковой рамы 2.

Надрессорная балка 1 тележки вагона связана с верхним неподвижным фрикционным диском посредством ножевой опоры 10. Нижний 5 и верхний 6 диски связаны замковым соединением.

Предлагаемый дисковый фрикционный гаситель колебаний работает следующим образом.

В процессе движения транспортного средства происходит колебание надрессорной балки 1 тележки относительно боковой рамы 2. При перемещении балки 1 винт 3 ввинчивается по несамотормозящей резьбе в гайку 4, поворачивая жестко закрепленный на нем диск 7. Последний поворачивается между неподвижными дисками 5 и 6, создавая силу трения. Диски 5, 6, 7 зажаты пружиной 11. При нагружении тележки вагона происходит сжатие пружины и ее сила, а следовательно, и сила сопротивления гасителя возрастают пропорционально прогибу. В результате обеспечивается гашение вертикальных колебаний вагона при любых уровнях воздействий.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1. ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, содержащий два неподвижных и размещенный между ними подвижный фрикционные диски, поджатые друг к другу пружиной, охватывающей стержень, верхнюю и нижнюю опоры, отличающийся тем, что стержень выполнен из двух связанных между собой резьбовым соединением частей, одна из которых жестко связана с подвижным фрикционным диском, другая выполнена с цапфами, установленными в нижней опоре, а верхняя опора выполнена ножевой и соединена с внешним неподвижным фрикционным диском.

2. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что неподвижные диски соединены между собой замковым соединением.

Патентный поиск по классам МПК-8:

Класс B61F5/12 с демпферами 

Патенты РФ в классе B61F5/12:
фрикционный гаситель колебаний тележки железнодорожного вагона -  патент 2523513 (20.07.2014)
комбинированное двухрежимное рессорное подвешивание грузового вагона (варианты) -  патент 2497701 (10.11.2013)
способ термической обработки чугунных фрикционных клиньев тележки грузового вагона, закалочное устройство для его осуществления и фрикционный клин из чугуна -  патент 2489499 (10.08.2013)
способ термической обработки стальных фрикционных клиньев тележки грузового вагона и закалочное устройство для его осуществления -  патент 2489498 (10.08.2013)
амортизирующее устройство для тележки железнодорожного вагона -  патент 2461480 (20.09.2012)
амортизирующее устройство для тележки железнодорожного вагона -  патент 2428340 (10.09.2011)
гаситель колебаний тележки железнодорожного транспортного средства -  патент 2386559 (20.04.2010)
фрикционный гаситель колебаний рельсового транспортного средства -  патент 2377151 (27.12.2009)
амортизирующее устройство для железнодорожного вагона -  патент 2348556 (10.03.2009)
поглощающий аппарат -  патент 2338100 (10.11.2008)

Класс F16F7/04 прижимаемыми в направлении оси вращения 





Наверх