предохранительная фрикционная муфта

Классы МПК:F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления) 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ростовский-на-Дону институт автоматизации и технологии машиностроения
Приоритеты:
подача заявки:
1993-05-28
публикация патента:

Сущность изобретения: ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты связаны фрикционным диском 3, зажатым между упорным диском полумуфты 1 и нажимным диском 4, установленным с возможностью осевого и окружного перемещения относительно полумуфты 1. Усилие прижатия создается нажимной пружиной 5. Отжимной стабилизирующий узел муфты выполнен в виде шариков, размещенных в гнездах переменной глубины между упорным диском и отжимной втулкой 8, имеющей возможность перемещения вдоль ступицы полумуфты 1 и связанной с нажимным диском 4 посредством направляющей шпонки 7. При передаче нагрузки на шарики возникает распорная сила, уменьшающая действие нажимной пружины 5 на упорный диск полумуфты 1, что обеспечивает увеличение передаваемой нагрузки и повышение точности срабатывания мутфы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, связанные по меньшей мере одним фрикционным диском, поджатым посредством нажимного упругого элемента к жестко закрепленному на ведущей полумуфте упорному диску через установленный с возможностью осевого и окружного перемещения нажимной диск, и отжимной стабилизирующий узел, включающий тела качения, размещенные в гнездах переменной глубины, первая часть которых выполнена в упорном диске, отличающаяся тем, что вторая часть гнезд переменной глубины выполнена в отжимной втулке, связанной в окружном направлении с нажимным диском, при этом фрикционный диск расположен между нажимным диском и отжимной втулкой.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины.

Известна предохранительная фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, связанные пакетом фрикционных дисков, сжатым нажимной пружиной [1]

Недостатком муфты является низкая точность срабатывания.

Наиболее близкой к предлагаемой является предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, связанные фрикционным диском, поджатым к жестко закрепленному на ведущей полумуфте упорному диску через установленный с возможностью осевого и окружного перемещения нажимной диск посредством нажимного упругого элемента, и отжимной стабилизирующий узел в виде тел качения, размещенных в гнездах переменной глубины между упорным и нажимным дисками [2]

Недостатками этой муфты являются невысокие нагрузочная способность и точность срабатывания.

Задача изобретения повышение нагрузочной способности и точности срабатывания предохранительной фрикционной муфты.

Для этого в предохранительной фрикционной муфте, содержащей ведущую и ведомую полумуфты, связанные по меньшей мере одним фрикционным диском, поджатым посредством нажимного упругого элемента к жестко закрепленному на ведущей полумуфте упорному диску через установленный с возможностью осевого и окружного перемещения нажимной диск, и отжимной стабилизирующий узел, включающий тела качения, размещенные в гнездах переменной глубины, первая часть которых выполнена в упорном диске, вторая часть гнезд переменной глубины выполнена в отжимной втулке, связанной в окружном направлении с нажимным диском, при этом фрикционный диск расположен между нажимным диском и отжимной втулкой.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема предохранительной фрикционной муфты; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1.

Предохранительная фрикционная муфта содержит соосные ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, связанные посредством фрикционного диска 3. Диск 3 зажат между жестко закрепленным на полумуфте 1 упорным диском и установленным с возможностью осевого и окружного перемещения относительно полумуфты 1 нажимным диском 4 при помощи пружины 5. Усилие пружины 5 может быть отрегулировано регулировочным элементом 6.

Нажимной диск 4 связан в окружном направлении посредством направляющей шпонки 7 с отжимной втулкой 8, установленной на полумуфте 1 с возможностью осевого и окружного перемещения.

Отжимной стабилизирующий узел муфты выполнен в виде шариков 9, размещенных в гнездах переменной глубины (фиг.2), которые выполнены в упорном диске и отжимной втулке 8.

Фрикционный диск 3 расположен между нажимным диском 4 и отжимной втулкой 8. Для уменьшения трения между фрикционным диском 3 и отжимной втулкой 8 установлен упорный подшипник.

Муфта может быть выполнена в многодисковом варианте с числом пар поверхностей трения, расположенных как слева, так и справа от фрикционного диска 3, большим 1.

Муфта работает следующим образом.

Половина (при двух поверхностях трения) полного крутящего момента муфты передается от полумуфты 1 на полумуфту 2 посредством пары трения упорный диск фрикционный диск 3. Другая половина крутящего момента передается через шарики 9, отжимную втулку 8, шпонку 7 и нажимной диск 4 на фрикционный диск 3 и полумуфту 2.

При передаче крутящего момента на шариках 9 возникает распорная сила, стремящаяся отжать фрикционный диск 3 от упорного диска вправо. В результате этого уменьшается фактическая сила прижатия фрикционного диска 3 к упорному диску. Сила прижатия нажимного диска 4 к фрикционному диску 3 при этом не изменяется. Следовательно, распорная сила на шариках 9 формируется за счет крутящего момента, передаваемого нажимным диском 4 и изменяющегося прямо пропорционально изменению величины коэффициента трения.

Для определения аналитической зависимости величины предельного крутящего момента от коэффициента трения запишем в общем виде

Т Т1 + Т2, (1) где Т предельный крутящий момент муфты;

Т1, Т2 крутящие моменты, передаваемые соответственно парами трения (1-3) и (3-4).

Решая задачу для общего случая (многодисковый вариант муфты), получаем

Т1 Z Rcp f(Fп Fр); (2)

Т2 Z1 Fп Rcp f, (3) где Z число пар поверхностей трения, расположенных слева от фрикционного диска 3;

Z1 число пар поверхностей трения, расположенных справа от фрикционного диска 3;

Rcp cредний радиус трения фрикционных пар (для левой и правой фрикционных групп принят одинаковым);

f коэффициент трения;

Fп первоначальное усилие сжатия пружины 5;

Fp распорная сила на шариках 9.

Величина распорной силы определяется из выражения

Fр предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345 tgпредохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345 предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345

(4) где r радиус окружности, на которой расположены шарики 9;

предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345 угол наклона боковой поверхности гнезда переменной глубины к оси муфты.

Суммируя выражения (2) и (3) в соответствии с равенством (1) и учитывая при этом выражение (4), получаем

T=FпRсрfпредохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345Zпредохранительная фрикционная муфта, патент № 20363451 предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345 tgпредохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345+Zпредохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345

(5)

Аналогичная аналитическая зависимость для муфты-прототипа

Tпредохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345 предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345

(6)

Численное решение уравнений (5) и (6) при исходных данных Fп 100 кГ, Rcp 0,1 м, r 0,05 м, tg предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345 1, fмин 0,2, fмакс 0,4, Z1, Z1 1, дает Тмин 3,1 кгм, Тмакс 4,8 кгм, Кт 1,5, Т"мин 2,86 кгм, Т"макс 4,44 кгм, Кт"1,55 соответственно.

Принято Z" Z + Z1 2. Cопоставляя полученные результаты, видим, что нагрузочная способность и точность срабатывания предлагаемой муфты выше, чем муфты-прототипа.

Эффект увеличивается с увеличением Z. Так, при приведенных выше данных и Z 2 получаем Тмин 4,4 кгм, Тмакс 5,6 кгм, Кт1,27, Т"мин 3,33 кгм, Т"макс 4,62 кгм, Кт"1,39.

При возрастании Z и Z1 повышается точность срабатывания муфты. Так, при Z 3, Z1 1 получаем Кт 1,14 и Кт" 1,29.

Получаемый эффект повышения точности срабатывания муфты объясняется тем, что, несмотря на наличие пары трения (3-4), на которую не действует распорная сила, величина последней зависит прямо пропорционально (выражение 4) от фактического коэффициента трения f, тогда как в муфте-прототипе от величины приведенного коэффициента трения

Fпр предохранительная фрикционная муфта, патент № 2036345

Следовательно, в рассматриваемой муфте распорная сила имеет большую, чем в муфте-прототипе, величину, а ее рост по мере увеличения крутящего момента более интенсивен, что и предопределяет более высокую степень отжатия фрикционного диска 3 от упорного диска.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить нагрузочную способность и точность срабатывания муфты.

Класс F16D7/02 фрикционного типа (муфты, в которых перегрузка вызывает уменьшение силы нажатия или расцепление, см группы, к которым отнесены муфты сцепления) 

червячная предохранительная муфта -  патент 2495288 (10.10.2013)
изолирующий разъединитель -  патент 2489618 (10.08.2013)
шасси, оборудованное устройством селективной передачи усилия -  патент 2485015 (20.06.2013)
вал передачи крутящего момента -  патент 2484326 (10.06.2013)
привод, содержащий средство защиты от перегрузок, для приведения в движение кольцевой шестерни -  патент 2459988 (27.08.2012)
торсионная разъединительная пружина -  патент 2443917 (27.02.2012)
демпфер крутильных колебаний малой жесткости с возможностью регулирования момента трения -  патент 2399812 (20.09.2010)
муфта предохранительная -  патент 2381395 (10.02.2010)
муфта-амортизатор ма-50-эр -  патент 2376509 (20.12.2009)
проскальзывающая муфта для по меньшей мере одного ходового колеса самодвижущейся единицы подвижного состава на рельсовом ходу -  патент 2376176 (20.12.2009)
Наверх