транспортное средство

Классы МПК:B62M1/04 с возвратно-поступательно движущимися рычагами, например ножными
Патентообладатель(и):Карцев Юрий Андреевич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-02-15
публикация патента:

Использование: в велостроении, в частности в конструировании велосипедов с приводом на заднее колесо и низкой посадкой водителя. Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что транспортное средство велосипедного типа содержит вертикальную раму, например открытую раму традиционного велосипеда с сидением в виде кресла и поворотной вилкой, на котором установлено колесо, содержащее полую ось с большим внутренним отверстием. К нижней части вертикальной рамы жестко прикреплена горизонтальная рама, которая является опорой для установленного на ней в зоне оси переднего колеса кривошипного вала с педалями, концы которого установлены на ней шарнирно, а один из них посредством цепной передачи, проходящей вдоль горизонтальной рамы, соединен с валом каретки. Отрезок средней осевой части кривошипного вала проходит внутри полой оси переднего колеса с возможностью его свободного поворота на заданный угол, не касаясь кривошипного вала. Полая ось подшипника переднего колеса может касаться кривошипного вала только в предельных точках поворота руля. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, состоящее из вертикальной рамы, содержащей рулевую вилку с рулем и управляемым колесом, сиденья, размещенного в центре рамы, каретки с кареточным валом, цепной передачи на втулку заднего колеса, отличающееся тем, что к вертикальной раме жестко прикреплена горизонтальная рама, на боковых сторонах которой шарнирно установлены концы педального кривошипного вала, один из концов которого соединен другой цепной передачей с кареточным валом, причем средняя осевая часть педального кривошипного вала расположена в полой оси втулки управляемого колеса с возможностью свободного поворота последнего на заданный угол при рулении.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к велостроению, в частности к конструированию велосипедов с задним приводом и низкой посадкой водителя.

Известно традиционное техническое решение, обеспечивающее низкую посадку водителя на одноколейном транспортном средстве, велосипеде, содержащем педальные рычаги, размещенные впереди водителя с цепной передней на заднее колесо и вынесенным впереди педальных рычагов переднего управляемого колеса, однако, такое решение имеет основной недостаток, связанный с низкой устойчивостью управления из-за запаздывания водительской реакции, ввиду удаленности от водителя управляемого колеса.

Известно также техническое решение, содержащее низкую посадку водителя, педальные рычаги, размещенные впереди водителя, цепную передачу на заднее колесо и независимое управление на передние колеса (прототип). Известное техническое решение имеет следующие недостатки:

наличие двух передних рулевых колес;

наличие опорных роликов для цепной передачи, проходящей под сиденьем водителя, снижающих эффективность передачи;

ограниченный угол поворота при использовании управляемых колес большого (увеличенного) диаметра, при малой ширине транспортного средства;

неудобство управления ввиду наличия только одной рукоятки управления.

Технический результат, получаемый при использовании предлагаемого изобретения, заключается в сокращении сопротивления качения за счет установки в качестве рулевого одного стандартного колеса повышенного диаметра, при низкой посадке водителя, а также появлении возможности использования горизонтальной рамы для установки на ней обтекателя. Кроме того, при установке дополнительного сиденья на заднюю часть транспортного средства и использования традиционного кареточного вала с цепной передачей на заднее колесо, реализуется функция тандема с зависимым приводом, характерным для устойчивости тандема при движении, без увеличения длины стандартной велосипедной рамы. Обеспечивается устойчивость управления на поворотах ввиду возможности наклона в сторону поворота.

Сущность предлагаемого изобретения заключается в том, что конструкция транспортного средства содержит вертикальную раму, например, открытую раму традиционного велосипеда, с сиденьем и поворотной вилкой, на которой установлено управляемое колесо. Сиденье, в виде кресла, размещено в середине рамы над кареточным узлом. Кареточный вал соединен цепной передачей с втулкой заднего колеса. К вертикальной раме жестко прикреплена горизонтальная рама, которая как бы обводит велосипед и является опорой для установленного на ней кривошипного вала с педалями, концы которого установлены на ней шарнирно, а один из них, посредством цепной передачи, проходящей вдоль одного из краев рамы вертикальной рамы, соединен с валом каретки. Отрезок средней осевой части кривошипного вала проходит внутри полой оси управляемого колеса с возможностью свободного поворота рулевого колеса на заданный угол, не касаясь отрезка средней осевой части кривошипного вала. В случае установки вместо кареточного вала аналогичного кривошипного вала, а также установки дополнительного сиденья в задней части вертикальной рамы, транспортное средство становится тандемом с зависимым приводом, что существенно необходимо для устойчивости такого вида транспорта.

На фиг. 1 изображена конструкция транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 вид сверху; на фиг.3 вид сверху при повороте руля; на фиг.4 конструкция тандемного варианта, вид сверху; на фиг.5 то же, вид сбоку.

Транспортное средство состоит из вертикальной рамы 1, рулевой вилки 2, управляемого колеса 3, содержащего подшипник 4 и полую ось 5 в виде цилиндра, внешняя стенка которого жестко прикреплена к рулевой вилке 2, руля 6, сиденья 7, размещенного в середине рамы 1, каретки 8, установленной на раме 1 с кареточным валом 9, цепной передачи 10, соединяющей кареточный вал 9 с втулкой 11 ведущего колеса 12, жестко прикрепленной к вертикальной раме 1 вертикальной рамы 13, на боковых сторонах которой в передней ее части на вращающихся шарнирах 14 и 15 установлен кривошипный вал 16 с педалями 17, а один из его концов соединен цепной передачей 18 с кареточным валом 9, установленным посредством шарнира 19 на горизонтальной раме 13 и шарнирно в каретке 8. У кривошипного вала 16 отрезок средней осевой части свободно размещен внутри полой оси 5 управляемого колеса 3.

В варианте тандема вместо кареточного вала 9 (фиг.4, фиг.5) установлен кривошипный вал 20 с педалями 21, 22, у которого отрезок средней осевой части установлен шарнирно в каретке 8 и соединен цепной передачей 10 с втулкой заднего колеса 12, а оба конца кривошипного вала 20, посредством шарниров 19, 23 соединены с горизонтальной рамой 13, причем, конец кривошипного вала 20, установленный на шарнире 19, соединен цепной передачей 18 с кривошипными валом 16. Второй седок тандема размещен на сиденьи 24 и удерживается за рукоятки 25, жестко прикрепленные к раме 1.

Транспортное средство работает следующим образом. В статическом состоянии, водитель, размещенный на сидении 7, руками удерживает руль 6, а ногами, установленными внутри или снаружи горизонтальной рамы 13, опирается на дорогу. Во время движения, управляя рулем 6 и воздействуя на педали 17, он вращает кривошипный вал 16, который посредством цепной передачи 18 и 10 передает вращение втулке 11 заднего колес 12. Управление транспортным средством во время движения осуществляется так же, как и велосипедом, путем сохранения равновесия, но с учетом наличия конструктивного ограничения угла поворота рулевой вилки 2, зависящего от габаритов рамы 13 и кривошипного вала 16. Полая ось 5 управляемого колеса 3 может касаться кривошипного вала 16 только в предельных точках угла поворота руля 6. В варианте тандема второй седок, размещенный на сидении 24, удерживаясь во время движения за рукоятки 25 и воздействуя ногами на педали 21, 22, производит вращение кривошипного вала 20, которое является синхронным воздействию водителя на кривошипный вал 16, что обеспечивает единство воздействия на фактор равновесия при движении. При этом вращающиеся ступни ног второго седока проходят под сидением 7 водителя.

Класс B62M1/04 с возвратно-поступательно движущимися рычагами, например ножными

Наверх