гидросистема управления выпуском и уборкой шасси летательного аппарата

Классы МПК:B64C25/22 пневматические или гидравлические 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Нижегородский государственный авиастроительный завод "Сокол"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-01
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике, к гидросистемам самолета. Задача изобретения - повышение безопасности взлета и посадки путем обеспечения кратковременного открытия боковых и тормозных отворок для выпуска и уборки стоек шасси. Гидросистема содержит гидроцилиндры 1 стоек шасси, гидроцилиндры 2 управления боковыми щитками, гидроцилиндры 3 управления тормозными щитками, переключатель 6 тормозных щитков с рабочей полостью и линии выпуска и уборки, золотниковый переключатель 7 и отсечной клапан 8, при этом золотниковый переключатель 7 установлен в линии выпуска и уборки щитков, а рабочая полость переключателя 6 подключена к линии выпуска тормозных щитков. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЫПУСКОМ И УБОРКОЙ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая гидроцилиндры стоек, гидроцилиндры управления боковыми щитками шасси, гидроцилиндры управления тормозными щитками, переключатель тормозных щитков с рабочей полостью и линии выпуска и уборки, отличающаяся тем, что система снабжена золотниковым переключателем и отсечным клапаном, при этом золотниковый переключатель установлен в линии выпуска и уборки щитков с возможностью взаимодействия со стойкой в выпущенном и убранном положениях, отсечной клапан установлен в линии уборки стойки шасси, а рабочая полость переключателя тормозных щитков подключена к линии выпуска тормозных щитков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к гидросистемам управления выпуском и уборкой основных стоек шасси, защищенных щитками, состоящими из основных щитков и передних створок, выполняющих одновременно функцию тормозных щитков.

Известна гидросистема управления выпуском и уборкой шасси летательного аппарата, содержащая гидроцилиндры стоек, гидроцилиндры управления боковыми щитками шасси, гидроцилиндры управления тормозными щитками, переключатель тормозных щитков с рабочей полостью и линию выпуска и уборки.

Однако эта гидросистема имеет недостаточную надежность системы и несовершенство ее принципиальной схемы и функциональных связей между элементами системы, так как взлет и посадка осуществляются при выпущенных тормозных щитках, что приводит к увеличению времени разгона летательного аппарата и требует повышенных скоростей при посадке. Конструкция схемы сложная и многодетальная.

Задачей изобретения является повышение безопасности полета на взлетно-посадочных режимах путем обеспечения кратковременного открытия боковых и тормозных щитков для выпуска или уборки стоек шасси, а также упрощение принци- пиальной схемы системы.

Это реализуется за счет того, что гидросистема управления выпуском и уборкой шасси летательного аппарата, содержащая гидроцилиндры стоек, гидроцилиндры управления боковыми щитками, гидроцилиндры управления тормозными щитками, переключатель тормозных щитков с рабочей полостью и линии выпуска и уборки, снабжена золотниковым переключателем и отсечным клапаном, при этом золотниковый переключатель установлен в линии выпуска и уборки щитков с возможностью взаимодействия со стойкой в выпущенном и убранном положении, отсечной клапан установлен в линии уборки стойки шасси, а рабочая полость переключателя тормозных щитков подключена к линии выпуска тормозных щитков.

На чертеже дана принципиальная схема гидросистемы.

Гидросистема выпуска и уборки шасси, передняя створка которого одновременно выполняет функцию тормозного щитка, содержит кран 1 шасси, цилиндры 2 основных стоек, цилиндры 3 боковых щитков шасси, цилиндры 4 тормозных щитков, кран 5 тормозных щитков, переключатель 6 тормозных щитков, золотниковый переключатель 7 с плавающим золотником, отсечной клапан 8, аварийные переключатели 9 к цилиндрам основных стоек, аварийные переключатели 10 к цилиндрам 3 боковых щитков шасси, аварийные переключатели 11 к цилиндрам 4 тормозных щитков шасси, а также трубопроводы 12-20.

Переключатель 7 спроектирован таким образом, что для перемещения его золотника обязательно требуется наличие одного из усилий R1 или R2.

Система работает следующим образом.

По команде оператора на выпуск шасси давление от крана шасси 1 по линии 12 подается через аварийные переключатели 9 в полости уборки штоков цилиндров 2 основных опор. Однако основные опоры не выпускаются, так как линия 13 выпуска штоков цилиндров 2 заперта осечным клапаном 8. Одновременно давление подается через переключатель 7 по линии 14 через аварийные переключатели 10 в полости выпуска штоков цилиндров 3 боковых щитков и через переключатель 6 тормозных щитков по линии 15 через аварийные переключатели 11 в полости выпуска штоков цилиндров 4 тормозных щитков. Боковые створки и тормозные щитки выпускаются. После выпуска тормозных щитков обжимается шток отсечного клапана 8. При этом полости цилиндров 2 основных опор на выпуск штока по линии 13 через отсечной клапан 8 соединяются по линии 16 через кран шасси 1 со сливом. Штоки цилиндров 2 убираются. Основные опоры выпускаются. При этом в начале хода основных опор на выпуск снимается усилие R1 переключателя 7, однако золотник переключателя остается в исходном фиксированном положении.

В конце хода основных опор на выпуск усилием R2 золотник переключателя 7 перемещается, соединяя линию 12 с линией 17, а линию 18 с линией 14.

После выпуска основных опор давление по линии 12 через переключатель 7 по линии 17 подается в полости цилиндров 3 на уборку штоков. Боковые щитки закрываются. И через обесточенный кран 5 тормозных щитков по линии 19 подается в полости цилиндров 4 тормозных щитков на уборку штоков. Полости выпуска штоков через аварийные клапаны 11, линию 15 через переключатель 6, линию 20 и кран 5 соединяются со сливом. Тормозные щитки убираются. После уборки тормозных щитков снимается усилие со штока отсечного клапана. Линия 13 уборки основных опор запирается.

Перед уборкой шасси золотник переключателя 7 установлен в положении, обусловленном наличием усилия R2. Линия 12 соединена с линией 17, линия 13 с линией 14.

При уборке шасси давление от крана шасси 1 подается по линии 16 к отсечному клапану 8 и "дежурит" у него. Одновременно давление по линии 18 подается через переключатель 7, по линии 14 через аварийные переключатели 10 в полости выпуска штоков цилиндров 3. Боковые щитки выпускаются. Одновременно давление подается через переключатель 6 по линии 15 через аварийные переключатели 11 в полости выпуска штоков цилиндров 4. Полости уборки штоков указанных цилиндров по линии 19 через кран 5, по линии 17 через переключатель 7, по линии 12 через кран 1 соединены со сливом. Тормозные щитки выпускаются.

В конце хода тормозных щитков на выпуск обжимается шток отсечного клапана 8, и жидкость под давлением по линии 16 через отсечной клапан 8 по линии 13 подается в полости выпуска штоков цилиндров 2 основных опор. Основные опоры убираются. При этом в начале хода основных опор на уборку снимается усилие 2 с переключателя 7. В конце хода основных опор на уборку усилием 1 золотник переключателя 7 перемещается, соединяя линии 12 и 14, а также 18 и 17 между собой.

После этого давление по линии 18 через переключатель 7 по линии 17 подается в полости уборки штоков цилиндров 3. Боковые щитки закрываются. И через кран 5 по линии 19 давление подается в полости уборки штоков цилиндров 4 тормозных щитков. Полости выпуска штоков тормозных щитков через аварийные переключатели 11, линию 15, через переключатель 6, линию 20 и кран 5 соединяются со сливом. Тормозные щитки убираются.

В полете при подаче электропитания на кран 5 тормозных щитков жидкость под давлением через кран 5, переключатель 6, по линии 15 через аварийный переключатель 11 подается в полости выпуска штоков цилиндров 4. Полости уборки штоков указанных цилиндров по линии 19 через запитанный кран соединяются со сливом. Тормозные щитки выпускаются. При снятии электропитания с крана 5 тормозные щитки убираются по схеме окончания уборки шасси.

Изобретение позволяет повысить безопасность и надежность взлета посадки летательного аппарата, улучшить функциональные связи между элементами системы, упростить принципиальную схему системы, а также защитить ниши шасси от попадания посторонних предметов.

Наверх