узел шарнирного соединения элементов конструкции

Классы МПК:E05D3/02 с одним стержнем 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Казаков Леонид Алексеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1990-12-29
публикация патента:

Использование: для установки с возможностью поворота на фронтальной поверхности плит, уголков, каркасов створок, дверц, крышек, заслонок и т. п. Сущность: цапфы подвижного и неподвижного элементов шарнирно соединены осью. Неподвижный элемент имеет шип, а его свободный конец выполнен в виде болта с резьбовой нарезкой. Цапфа подвижного элемента имеет прямоугольную или со скосом проушину, а ее свободный конец зафиксирован в полости дверцы винтом. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

УЗЕЛ ШАРНИРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ, преимущественно створок и рам, содержащий шарнирно соединенные между собой, выполненные в виде цапф подвижный и неподвижный элементы, один из которых, подвижный, размещен в полости створки, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет возможности установки створок на сравнительно тонких фронтальных поверхностях рам, упрощения конструкции и повышения технологичности изготовления, свободный конец цапфы неподвижного элемента выполнен в виде болта с резьбовой нарезкой для крепления к фронтальной поверхности рамы, проушина цапфы подвижного элемента выполнена сквозной для симметричного поворота створки в обе стороны либо со скошенной поверхностью в донной части для несимметричного поворота створки на ограниченный угол с упором, при этом шип цапфы неподвижного элемента выполнен соответственно прямоугольным либо со скошенной стенкой и со смещенным относительно продольной оси цапфы отверстием для соединения с цапфой подвижного элемента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к элементам крепления конструктивных элементов, в частности к узлам шарнирного крепления дверц, рам, заслонок и т. п.

Узел крепления предназначен для шарнирного крепления дверц, рам, заслонок и т. п. (в дальнейшем дверц) в шкафах различного назначения.

Известен узел крепления - петля для накладных дверок, содержащий два шарнирно соединенных элемента, один из которых выполнен в виде обоймы с переходной плоскостью, а другой - в виде плоского криволинейного рычага, расположенного между щечками обоймы с крепежными планками, расположенными под углом 90о к плоскости вращения шарнира.

Конструкция данной петли характеризуется относительной сложностью.

Известен узел крепления - петля, содержащий разъемный сферический корпус, состоящий из двух полусфер, удерживаемых относительно друг друга упорным кольцом, причем поверхность сферы корпуса имеет круговой паз, в котором шарнирно размещены две тяги, сопрягаемые с соответствующими щитами.

Недостаток такого узла крепления заключается в сложности конструкции и невозможности шарнирного крепления к сравнительно тонким фронтальным поверхностям типа плит, уголков, каркасов.

Известен узел крепления - петля, содержащий подвижный и неподвижный элементы, шарнирно соединенные и выполненные в виде цапф, установленных внутри сопрягаемых деталей, при этом шарнир расположен в месте пересечения осей цапф, а одна из цапф в месте крепления шарнира имеет выступающую часть - прилив.

Недостатками данной конструкции являются относительная сложность конструкции и нетехнологичность изготовления петли из-за наличия прилива на одной из цапф, невозможность применения данной петли для шарнирного крепления двери к сравнительно тонким фронтальным поверхностям шкафов и каркасов.

Целью изобретения является обеспечение возможности шарнирного крепления к сравнительно тонким фронтальным поверхностям (плитам, уголкам, каркасам и т. п.), упрощение конструкции и повышение технологичности изготовления.

Это достигается тем, что в узле крепления, содержащем подвижный и неподвижный элементы, шарнирно соединенные и выполненные в виде цапф, свободный конец неподвижной цапфы выполнен в виде болта с резьбовой нарезкой на конечной части, цапфы имеют цилиндрическую форму, причем проушина (прорезь) подвижной цапфы выполнена сквозной для двустороннего симметричного поворота в обе стороны или наклонной для несимметричного поворота на ограниченный с упором угол, а шип неподвижной цапфы выполнен соответственно прямоугольным или со скосом (срезом), в последнем случае отверстие под шарнир на шине смещено относительно оси цапфы.

Существенными признаками, отличающими изобретение от прототипа, являются

выполнение свободного конца неподвижной цапфы в виде болта с резьбовой нарезкой на концевой части, что обеспечивает возможность шарнирного крепления цапфы к сравнительно тонким фронтальным поверхностям (плитам, уголкам, каркасам и т. п) с помощью гайки и пружинной шайбы;

выполнение цапф цилиндрическими без прилива, что позволяет изготавливать цапфы из пруткового материала без дополнительной механической обработки. Это упрощает конструкцию и повышает технологичность изготовления;

проушина (прорезь) подвижной цапфы выполнена сквозной (для двустороннего симметричного поворота дверцы в обе стороны на узел шарнирного соединения элементов конструкции, патент № 203053590о и более) или наклонной (для несимметричного поворота дверцы; в одну сторону на 90о и более, в другую - на ограниченный (с упором) угол, зависящий от глубины и угла наклона прорези цапфы);

шип цапфы выполнен со скосом (срезом), зависящим от глубины и угла наклона прорези цапфы, а отверстие под шарнир (ось) на шипе смещено относительно оси симметрии цапфы.

Предлагаемое техническое решение позволяет шарнирно крепить дверцы к сравнительно тонким фронтальным поверхностям (плитам, уголкам, каркасам и т. п.) с желаемыми углами их поворота (двусторонним симметричными на узел шарнирного соединения элементов конструкции, патент № 203053590о и более, несимметричным поворотом с ограничением), что расширяет эксплуатационные возможности узла крепления, упростить конструкцию узла крепления и повысить технологичность изготовления за счет сведения к минимуму числа деталей, упрощения их формы и изготовления из пруткового материала без дополнительной механической обработки.

Предлагаемое техническое решение соответствует критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 показана конструкция узла крепления (пунктиром - конструктивная схема крепления дверцы к тонкой фронтальной поверхности для двустороннего симметричного поворота дверцы в обе стороны); на фиг. 2 - конструкция неподвижной цапфы; на фиг. 3 - конструкция подвижной цапфы; на фиг. 4 - конструкция узла крепления (пунктиром - конструктивная схема крепления дверцы к тонкой фронтальной поверхности для несимметричного поворота дверцы); на фиг. 5 - конструкция неподвижной цапфы; на фиг. 6 - конструкция подвижной цапфы.

Узел крепления (фиг. 1 и 4) содержит неподвижную 1 и подвижную 2 цапфы, соединенные шарнирно осью 3.

Неподвижная цапфа 1 (фиг. 2 и 5) в месте шарнирного крепления имеет шип 4 и отверстие 5 под ось, а свободный конец 6 цапфы имеет форму болта 7 с резьбовой нарезкой на конечной части 8. Плоскости шипа 4 параллельны оси цапфы. Шип 4 торцовой частью 9 скруглен. В цапфе для несимметричного поворота (фиг. 5) шип 4 имеет скос (срез) 10, а отверстие 5 под ось 3 смещено относительно оси цапфы.

Подвижная цапфа 2 (фиг. 3 и 6) в месте шарнирного крепления имеет проушину (прорезь) 11 полную 12 (фиг. 3) для двустороннего симметричного поворота или наклонную 13 (фиг. 6) для несимметричного поворота и отверстие 14 под ось 3, а свободный конец цапфы имеет резьбовое отверстие 15, ось которого параллельна прорези 11.

Неподвижная цапфа 1 крепится к сравнительно тонкой фронтальной поверхности 16 через отверстие 17 в ней с помощью гайки 18 и пружинной шайбы 19. Подвижная цапфа 2 вставляется в отверстие 20 дверцы 21 и крепится в ней посредством винта 22.

Навеска дверцы с помощью предлагаемых узлов крепления производится в следующей последовательности.

Подвижные цапфы узлов крепления (обычно для крепления дверцы используются два узла крепления) вставляются в отверстия 20 дверцы 21 и закрепляются в ней винтами 22. Затем неподвижные цапфы узлов крепления, укрепленные в дверце 21, свободными концами в виде болта 7 вставляются в отверстия 17 фронтальной поверхности 16 и прикрепляются к ней с помощью гайки 18 и пружинной шайбы 19.

Техническая эффективность изобретения по сравнению с прототипом заключается в возможности шарнирного крепления дверцы к сравнительно тонким (до 3-4 мм) фронтальным поверхностям (плитам, уголкам, каркасам и т. п.), выполненным преимущественно из металлических материалов, простоте конструкции и технологичности изготовления. Кроме того, предлагаемый узел крепления сравнительно просто решает задачу ограничения угла поворота моментов вращения (кроме собственного момента трения в шарнире), что позволяет держать дверцу открытой в любом положении или прикрытой без дополнительной фиксации.

Наверх