механизм управления трансмиссией трактора

Классы МПК:F16H59/02 устройства переключения
Патентообладатель(и):Беганский Станислав Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-10
публикация патента:

Изобретение относится к механизмам управления трансмиссиями тракторов, кабины которых установлены на остове машин посредством упругих элементов амортизаторов. Механизм содержит вилку переключения шестерен или зубчатых муфт трансмиссии, соединенную двуплечим рычагом с поворотным валиком, установленным в отверстии крышки корпуса трансмиссии. Валик установлен на крышке посредством втулки со штифтом. Новым в механизме управления является то, что он снабжен установленной на полу кабины крышкой, в отверстии которой установлен дополнительный поворотный валик, соединенный с управляющим рычагом. Дополнительный валик установлен на крышке посредством втулки со штифтом. Втулки снабжены дополнительными штифтами и связаны друг с другом посредством промежуточного компенсирующего элемента, выполненного в виде стержня, установленного во втулках с зазором. На концах стержня перпендикулярно друг другу выполнены продольные пазы, внутренние поверхности которых контактируют с дополнительными штифтами втулок. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАКТОРА, содержащий вилку переключения шестерен или зубчатых муфт трансмиссии, соединенную двуплечим рычагом с поворотным валиком, предназначенным для установки в отверстии крышки корпуса трансмиссии трактора посредством втулки со штифтом, и рычаг управления, предназначенный для установки в кабине трактора, отличающийся тем, что он снабжен крышкой, предназначенной для установки в отверстии пола кабины трактора, дополнительным поворотным валиком, установленным в отверстии крышки посредством втулки со штифтом и соединенным с управляющим рычагом, и соединяющим поворотные валики промежуточным компенсирующим элементом.

2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что втулки поворотных валиков снабжены дополнительными штифтами, а промежуточный компенсирующий элемент выполнен в виде установленного с зазором во втулках поворотных валиков стержня, на концах которого выполнены перпендикулярно друг к другу продольные пазы, внутренние поверхности которых контактируют с дополнительными штифтами втулок.

3. Механизм по п.2, отличающийся тем, что расстояние между торцами пазов стержня выполнено меньшим расстояния между дополнительными штифтами втулок, а длина стержня - большей расстояния между упомянутыми штифтами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам управления трансмиссиями тракторов, кабины которых установлены на остове машин посредством упругих элементов (амортизаторов) и в процессе работы перемещаются под воздействием нагрузок в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Известен механизм управления трансмиссией трактора, содержащий вилку переключения шестерен, связанную с валом и рычагом управления, установленными на крышке корпуса трансмиссии и полу кабины [1].

Недостатки известного технического решения - сложность конструкции, обусловленная наличием большого количества деталей сложной конфигурации и недостаточная надежность герметизации кабины трактора, обусловленная наличием отверстия для рычага управления в полу кабины, закрытого резиновым чехлом, который очень быстро выходит из строя.

Известен механизм управления трансмиссией трактора, содержащий вилку переключения шестерен или зубчатых муфт трансмиссии, соединенную двуплечим рычагом с поворотным валиком, предназначенным для установки в отверстии крышки корпуса трансмиссии трактора посредством втулки со штифтом, и рычаг управления, предназначенный для установки в кабине трактора [2].

Известный механизм управления трансмиссией трактора по своей технической сути является наиболее близким к предлагаемому техническому решению и поэтому принимается в качестве прототипа.

Недостатки прототипа: затрудненность использования механизма управления на тракторах с кабинами, установленными на остове машин посредством упругих элементов (амортизаторов), обусловленная необходимостью увеличения длины рычага управления, размещения его в специальном отверстии, выполненном в полу кабины и уплотнения этого отверстия специальными устройствами, не отличающимися надежностью и долговечностью; относительно высокая трудоемкость монтажа и демонтажа механизма управления на тракторах с вышеупомянутыми кабинами, обусловленная необходимостью установки и снятия кабины при установленном на трансмиссии рычаге управления механизма; ненадежность герметизации кабины трактора, обусловленная трудностью уплотнения отверстия в полу кабины, предназначенного для выведения в кабину рычага управления механизма; вертикальные и горизонтальные колебания (перемещения) кабины (всего рабочего места тракториста) относительно рычага управления, обусловленные тем, что рычаг установлен на остове трактора жестко, а кабина установлена на упругих амортизаторах и, естественно, колеблется относительно остова. В выполненных известных конструкциях тракторов (например, на тракторе Т-70С, выпускаемом Кишиневским тракторным заводом, амплитуда таких колебаний достигает 5 мм). Это создает дополнительные неудобства для тракториста.

Цель изобретения - обеспечение возможности использования механизма управления трансмиссией на тракторах с кабинами, установленными на остове машин посредством упругих элементов (амортизаторов); обеспечение надежной герметизации кабины трактора в месте расположения рычага управления механизмом; снижение трудоемкости и повышение удобства монтажа и демонтажа механизма управления на тракторе; устранение вертикальных и горизонтальных колебаний кабины относительно рычага управления (рычаг управления, установленный на полу кабины, колеблется синхронно с кабиной). Тем самым повышается удобство работы тракториста на тракторе.

Поставленная цель достигается тем, что механизм управления трансмиссией трактора, содержащий вилку переключения шестерен или зубчатых муфт трансмиссии, соединенную двуплечим рычагом с поворотным валиком, предназначенным для установки в отверстии крышки корпуса трансмиссии трактора посредством втулки со штифтом, и рычаг управления, предназначенный для установки в кабине трактора, в отличие от известных механизмов управления снабжен крышкой, предназначенной для установки в отверстии пола кабины трактора, дополнительным поворотным валиком, установленным в отверстии крышки посредством втулки со штифтом и соединенным с управляющим рычагом, и соединяющим поворотные валики промежуточным компенсирующим элементом. Втулки поворотных валиков снабжены дополнительными штифтами. Промежуточный компенсирующий элемент выполнен в виде установленного с зазором во втулках поворотных валиков стержня, на концах которого выполнены перпендикулярно друг другу продольные пазы, внутренние поверхности которых контактируют с дополнительными штифтами втулок.

Расстояние между торцами пазов стержня (компенсирующего элемента) выполнено меньшим расстояния между дополнительными штифтами втулок, а длина стержня - большей расстояния между штифтами.

На фиг.1 показан механизм управления трансмиссией трактора, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Механизм управления трансмиссией трактора содержит вилку 1, служащую для соединения (переключения) зубчатой муфты 2 с шестернями 3 и 4, установленными в корпусе 5 трансмиссии, составляющем остов трактора. Вилка 1 посредством двуплечего рычага 6 соединена с поворотным валиком 7, установленным с возможностью поворота в отверстии 8 крышки 9 корпуса 5 трансмиссии.

Валик 7 установлен в отверстии 8 крышки 9 посредством втулки 10 со штифтом 11. В отверстии пола (платформы) 12 кабины 13, установленной на корпусе 5 трансмиссии (остове) трактора посредством упругих (резиновых) элементов (амортизаторов) 14, установлена крышка 15, в отверстии которой 16 размещен дополнительный поворотный валик 17, соединенный с управляющим рычагом 18. Валик 17 установлен в отверстии 16 крышки 15 посредством втулки 9 со штифтом 20.

Во втулках 10 и 19, снабженных дополнительными штифтами 21, установлен с радиальным зазором промежуточный компенсирующий элемент 22, выполненный в виде стержня. Концы стержня 22 снабжены продольными пазами 23, выполненными перпендикулярно друг другу. Внутренние поверхности 24 пазов 23 стержня 22 контактируют с дополнительными штифтами 21, соединяя друг с другом поворотные валики 7 и 17.

Расстояние l1 между торцами 25 пазов 23 выполнено меньшим расстояния l2 между дополнительными штифтами 21 втулок 10 и 19, а длина l3 стержня 22 - большей расстояния l2 между штифтами 21 т.е. l1< l2 < l3.

Механизм управления трансмиссией трактора работает следующим образом. При необходимости введения в зацепление зубчатой муфты 2 с шестернями 3 или 4 поворачивают управляющий рычаг 18 в ту или другую сторону (направления поворота показаны стрелками на фиг.1), тем самым поворачивая поворотный валик 17 в отверстии 16 крышки 15 и втулку 19, соединенную с валиком 17 штифтом 20. При этом дополнительный штифт 21 втулки 19, взаимодействуя с внутренними поверхностями 24 паза 23 верхнего конца стержня 22, поворачивает последний. Паз 23 нижнего конца стержня 22 своими внутренними поверхностями 24 воздействует на дополнительный штифт 21 втулки 10 и поворачивает ее. Через штифт 11 вращение передается поворотному валику 7, двуплечему рычагу 6 и через него - вилке 1, которая и перемещает зубчатую муфту 2, вводя ее попеременно в зацепление с шестернями 3 и 4.

При возникновении вертикальных колебаний (перемещений) пола (платформы) 12 кабины 13 на упругих элементах (амортизаторах) 14 относительно корпуса 5 трансмиссии дополнительный штифт 21 втулки 19 перемещается в пазу 23 верхнего конца стержня 22.

При возникновении горизонтальных колебаний (перемещений) пола (платформы) 12 кабины 13 на амортизаторах 14, благодаря установке стержня 22 во втулках 10 и 19 с зазором и оснащению обоих концов стержня 22 взаимно перпендикулярными продольными пазами 23, стержень 22 имеет возможность перекашиваться во втулках 10 и 19, не теряя контакта с дополнительными штифтами 21 втулок 10 и 19, и, работая как карданный вал, обеспечивает работоспособность механизма управления трансмиссией трактора.

Выполнение расстояния l1 между торцами 25 пазов 23 меньшим расстояния l2 между дополнительными штифтами 21 втулок 10 и 19, а стержня 22 длиной l3, большей расстояния l2 между штифтами 21, предотвращает выскакивание штифта 21 втулки 19 из паза 23 верхнего конца стержня 22 и жесткий удар всей тяжестью кабины вышеупомянутым штифтом по торцу 25 паза 23 верхнего конца стержня 22 и далее по остальным элементам механизма управления. Тем самым обеспечивается надежная работа механизма управления трансмиссией трактора.

По сравнению с прототипом механизм управления трансмиссией трактора обладает рядом существенных преимуществ, а именно возможностью: использования его на тракторах, оснащенных кабинами, установленными на остове машин посредством упругих элементов (амортизаторов); обеспечения надежной герметичности машины, исключающей попадания пыли через отверстие в полу кабины, в котором размещен управляющий рычаг; снижения трудоемкости и повышения удобства монтажа и демонтажа механизма управления на тракторе; повысить удобство работы тракториста путем устранения колебаний кабины относительно рычага управления трансмиссией трактора.

Класс F16H59/02 устройства переключения

устройство управления планетарной коробкой передач -  патент 2518788 (10.06.2014)
предотвращение двойного переключения передач -  патент 2505726 (27.01.2014)
система обратной связи для использования в коробке передач транспортного средства -  патент 2482361 (20.05.2013)
механизм автоматического переключения передач -  патент 2450187 (10.05.2012)
устройство управления трансмиссией -  патент 2438058 (27.12.2011)
механизм переключения передач с переменным блокирующим усилием, препятствующим неправильному переключению передач -  патент 2415321 (27.03.2011)
система автоматического переключения передач ступенчатой трансмиссии транспортного средства и устройство блокировки механизма переключения передач этой системы -  патент 2409782 (20.01.2011)
устройство переключения ступеней в трансмиссии -  патент 2409781 (20.01.2011)
устройство переключения для коробки передач -  патент 2384776 (20.03.2010)
устройство индикации включенной передачи -  патент 2352841 (20.04.2009)
Наверх