вентиляционная система салона транспортного средства

Классы МПК:B63H1/24 автоматически 
Патентообладатель(и):Мохов Станислав Алексеевич
Приоритеты:
подача заявки:
1990-10-09
публикация патента:

Использование: в автомобилестроении. Сущность изобретения: вентиляционная система содержит воздухозаборное отверстие в крышке автомобиля. Использованный воздух поступает в коллектор и далее к отверстиям, которые расположены в зоне пониженного давления в сужающемся воздушном канале. В верхней задней части воздушного канала выгорожена полость, которая сообщена щелевыми отверстиями с окружающей средой для отсоса пограничного слоя и с воздушным каналом. 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая воздушный канал, выполненный с сужением в задней части и образованный крышей транспортного средства и панелью с боковинами, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности системы, она снабжена коллектором, сообщенным с салоном транспортного средства, а крыша последнего, образующая одну из стенок воздушного канала, выполнена с уклоном к передней части транспортного средства, причем в верхней задней части воздушного канала выгорожена полость, сообщенная щелевыми отверстиями с окружающей средой для отсоса пограничного слоя и с воздушным каналом, а в зоне сужения канала в нижней его стенке выполнены отверстия, сообщающие воздушный канал с упомянутым коллектором.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к вентиляционным системам легковых автомобилей и автобусов.

Известна конструкция автомобиля с полостью в крыше его кузова, через которую воздух попадает в салон и отсасывается вентилятором, размещенным в задней части салона [1]. Недостатки этой конструкции - необходимость в затратах на приобретение и эксплуатацию вентилятора, потребность в пространстве для размещения вытяжного вентилятора.

Известна конструкция автомобиля, содержащего воздушный канал, выполненный с сужением в задней части и образованный крышей транспортного средства и панелью с боковинами [2].

Недостаток этой конструкции - нерациональное использование энергии воздушного потока.

Цель изобретения - повышение эффективности системы.

Цель достигается тем, что система снабжена воздуховодом, сообщенным с салоном транспортного средства, а крыша последнего, образующая одну из стенок воздушного канала, выполнена с уклоном к передней части транспортного средства. В верхней задней части воздушного канала выгорожена полость, сообщенная щелевыми отверстиями с окружающей средой для отсоса пограничного слоя и с воздушным каналом. В зоне сужения канала в нижней его стенке выполнены отверстия, сообщающие воздушный канал с воздуховодом.

На фиг.1 изображена задняя часть автобуса, вид сбоку; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 - задняя часть автобуса, вид сверху; на фиг.4 - то же, вид сзади; на фиг.5 - продольный разрез по концевой части П-образного элемента; на фиг.6 - разрез Б-Б на фиг.5.

Вентиляционная система содержит воздухозаборные отверстия 1, расположенные в крыше автомобиля, воздуховоды 2, размещенные под потолком салона и разводящие чистый воздух с последующей раздачей его через распределительные отверстия. В один из воздуховодов 2, подающий свежий воздух в переднюю часть салона, ведет первый ряд отверстий 1, а в другой воздуховод - второй ряд этих отверстий. Отверстия 3 снабжены фильтрами, очищающими воздух от пыли и при необходимости от загазованности. Воздухоприемные отверстия 4, размещенные равномерно в воздухосборных коробах 5, подающих использованный воздух к коллектору 6 и далее к отверстиям 7, которые расположены в зоне пониженного давления в сужающемся воздушном канале, который образован перекрытием 8 П-образного элемента, его боковыми частями 9 и крышей 10 кузова автомобиля, выполненной в этом месте с обратным уклоном. Концевая часть 11 перекрытия П-образного элемента снабжена полостью 12, которая сообщается через щелевые отверстия 13 с зоной пониженного давления в сужающемся воздушном канале и имеет расположенную в несколько рядов систему отверстий 14 для отсоса пограничного слоя. Аналогичную систему щелевых отверстий 15 имеет закругление, сопрягающее крышу кузова с его задней стенкой. Через эти отверстия заторможенные массы воздуха из пограничного слоя удаляются в полость 16, которая образована вставкой 17, выгораживающей из пространства салона коллектор 6. Расширяющаяся часть воздушного канала заканчивается отклонителем потока с лопастями 18, размещенными таким образом, чтобы эффективно поворачивать воздушный поток вдоль задней стенки 19 кузова автомобиля. Воздушный канал под П-образным элементом разделен на части вертикальными продольными перегородками 20 для предотвращения сбоя воздушного потока при воздействии сильного бокового ветра. Система отверстий 15 сообщается с изолированной внутренней полостью, которая соединена с областью пониженного давления в воздушном канале, отверстиями 21, размещенными рядом с отверстиями 7.

Вентиляционная система работает следующим образом. При движении автомобиля обтекающий его крышу воздушный поток попадает в канал, расположенный под П-образным элементом, соединенным с крышей кузова автомобиля. В передней части этого воздушного канала размещены два ряда воздухозаборных отверстий 1. Каждое отверстие 1 снабжено отклонителем воздушного потока, размещенным над отверстием и предназначенным для забора чистого воздуха из описанного выше воздушного канала. Первый ряд отверстий 1 выполнен в воздуховоде 2, через который воздух попадает в переднюю часть салона. Второй ряд отверстий 1 размещен в воздуховоде, подающем в воздух в заднюю часть салона. В наиболее узком сечении воздушного канала под П-образным элементом создается зона пониженного давления, в которую отсасывается использованный воздух из салона автомобиля. Далее воздушный поток попадает в расширяющуюся часть канала и под воздействием закругления концевой части перекрытия П-образного элемента, лопастей 18 отклонителя потока и отсоса пограничного слоя через отверстия 15 поворачивает вдоль задней стенки 19 кузова автомобиля. За счет плавного расширения потока и уменьшения его скоростей происходит восстановление давления в нем до атмосферного, что приводит к снижению аэродинамического сопротивления автомобиля. Безотрывное обтекание воздушным потоком концевого закругления перекрытия П-образного элемента в связи с отсосом пограничного слоя обеспечивает дополнительное снижение аэродинамического сопротивления автомобиля.

Наверх