бортовая передача гусеничного транспортного средства

Классы МПК:B62D55/12 размещение, крепление и приспосабливание ведущих звездочек 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Челябинский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-02
публикация патента:

Использование: область транспортного машиностроения. Сущность изобретения: бортовая передача гусеничного транспортного средства, содержащая корпус, ведущее колесо, закрепленное на ступице, шестерни с подвижными и неподвижными осями. Корпус бортовой передачи связан с корпусом гусеничного транспортного средства посредством радиально-упорного подшипника и рычага. Рычаг опирается на другие элементы, закрепленные на корпусе гусеничного транспортного средства. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

БОРТОВАЯ ПЕРЕДАЧА ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус, ведущее колесо, закрепленное на ступице, шестерни с подвижными и неподвижными осями, отличающаяся тем, что корпус бортовой передачи связан с корпусом гусеничного транспортного средства посредством радиально-упорного подшипника и рычага, опирающегося на упругие элементы, закрепленные на корпусе гусеничного транспортного средства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции ходовой системы.

Известна бортовая передача гусеничного транспортного средства, содержащая ведущее колесо, закрепленное на ступице, полуось, жестко связанную с корпусом гусеничной машины, шестерни с подвижными или неподвижными осями, заключенные в корпусе бортовой передачи [1].

Ось ведущего колеса располагается таким образом, что ведущее колесо поднято на определенную высоту над поверхностью грунта. Это позволит исключить передачу толчков и ударов при движении по неровностям на корпус гусеничного транспортного средства. Эти удары воспринимаются опорными катками и упругими элементами подвески, например поперечной рессорой полужесткой подвески.

Однако конструкция такой бортовой передачи не позволяет увеличить длину опорной поверхности гусеничной машины без увеличения продольной базы гусеничной машины. Это ведет к снижению тягово-сцепных свойств при использовании гусеничной машины в тяговом режиме, например снижение тяговосцепных свойств промышленного транспорта в режимах бульдозирования и рыхления. Повышение тягово-сцепных свойств может быть достигнуто путем такого расположения оси ведущего колеса, при котором обеспечивается контакт ведущего колеса с грунтом. Тем самым опорная поверхность увеличивается на расстояние между осью ведущего колеса и осью ближайшего к нему опорного катка.

Однако это ведет к тому, что толчки и удары, возникающие при движении гусеничной машины, передаются через ось ведущего колеса на корпус машины.

Техническим эффектом изобретения является повышение эффективности подрессоривания ведущего колеса, повышение надежности и долговечности в работе и упрощение конструкции.

На фиг. 1 показана предлагаемая передача с ведущим колесом; на фиг.2 - кинематическая схема бортовой передачи.

Бортовая передача содержит ведущее колесо 1, гусеничную цепь 2, ступицу 3 ведущего колеса, планетарный ряд 4 и цилиндрические шестерни 5 и 6, закрепленные в корпусе 7 бортовой передачи.

Последний связан с корпусом транспортного средства рычагом 8, опирающимся сверху и снизу на упругие элементы 9 и 10 с возможностью поворота относительно корпуса 12 транспортного средства на радиально-упорном подшипнике 11.

Устройство работает следующим образом. При движении гусеничной машины ведущее колесо 1 перекатывается по поверхности грунта, при наезде на неровности происходит поворот корпуса бортовой передачи 7 относительно корпуса 12 гусеничного транспортного средства на упорно-радиальном подшипнике 11, при этом рычаг 8 сжимает упругий элемент 10, это обеспечивает гашение ударов, возникающих при движении.

После преодоления указанной неровности сжатый упругий элемент 10 восстанавливает свою форму и заставляет корпус 7 бортовой передачи перемещаться вниз, при этом вступает в работу упругий элемент 9, который обеспечивает гашение ударов при обратном ходе.

При движении трактора вперед за счет усиления натяжения гусеницы 2 осуществляется прижатие ведущего колеса к поверхности грунта, этим достигается улучшение тягово-сцепных свойств и эффективности в работе.

При движении гусеничного транспортного средства назад осуществляется подъем ведущего колеса 1 над поверхностью грунта, что ведет к снижению ударных воздействий на корпус гусеничного транспортного средства, повышению эффективности подрессоривания и росту скорости отката.

При повороте корпуса 7 на подшипнике 11 относительно корпуса 12 гусеничного транспортного средства цилиндрическая шестерня 5 обкатывается по шестерне 6, что позволяет избежать динамических перегрузок в зацеплении.

Наверх