двухскоростной привод хода дорожной машины

Классы МПК:B60K17/32 для привода движителей, например колес, подвешенных на горизонтальной оси 
Патентообладатель(и):Самуйлов Виктор Андреевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-02-17
публикация патента:

Использование: в машиностроении, в частности в конструкциях приводов дорожных машин. Сущность изобретения: привод содержит бортредуктор 1 с закрепленной на нем планетарной передачей 2, гидромотор 3 и тормозное устройство 4. Входной вал 7 бортредуктора соединен с водилом 16 планетарной передачи 2, которое выполнено с зубчатой полумуфтой 22. Силовой цилиндр с поршнем 23, соединенным с зубчатой двухвенцовой муфтой 25, размещен между планетарной передачей 2 и гидромотором 3 привода. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ДВУХСКОРОСТНОЙ ПРИВОД ХОДА ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ, преимущественно асфальтоукладчика, содержащий гидромотор, связанный с планетарной передачей с переключением передач, силовой цилиндр, поршень которого штоком связан с зубчатой муфтой переключения передач указанной планетарной передачи, и бортовой редуктор, выходной вал которого соединен с движителем, отличающийся тем, что он снабежн тормозным устройством, кинематически связанным с выходным валом бортового редуктора, входной вал которого соединен с водилом планетарной передачи, а силовой цилиндр с зубчатой муфтой размещены между планетарной передачей и гидромотором, вал которого установлен с возможностью соединения через зубчатую муфту соответственно с солнечной шестерней и водилом планетарной передачи.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к приводам хода дорожных машин.

Известен привод хода в виде двухскоростного мотор-колеса транспортного средства, содержащего ступицу-корпус, в котором расположены двигатель, колесный редуктор и планетарный редуктор, кинематически связанные между собой, фрикционные муфты, управляемые силовыми цилиндрами, полости которых имеют возможность соединения с источником давления.

Недостатком этого устройства является сложность конструкции, т.к. имеется несколько гидроцилиндров с системами управления, что ухудшает его эксплуатационные свойства.

Наиболее близким к изобретению является двухскоростной привод хода дорожной машины, содержащий гидромотор, планетарную передачу с переключением скоростей, силовой цилиндр, поршень которого связан с зубчатой муфтой, и бортредуктор.

Недостатком этого известного привода является возможность невключения зубчатой муфты при переключении передачи на уклоне, что может привести к неуправляемому разгону машины и, как следствие, к аварии.

Предлагаемое изобретение направлено на повышение эксплуатационных свойств машины путем обеспечения безопасного ее движения при переключении передач на уклоне.

Решение поставленной задачи достигается тем, что двухскоростной привод хода дорожной машины, содержащий гидромотор, планетарную передачу с переключением скоростей, силовой цилиндр, поршень которого связан с зубчатой муфтой, и бортредуктор, выходной вал которого соединен с движителем, снабжен тормозным устройством, кинематически связанным с выходным валом бортредуктора, входной вал соединен с водилом планетарной передачи, а силовой цилиндр с зубчатой муфтой размещен между планетарной передачей и гидромотором, вал которого установлен с возможностью соединения или с солнечной шестерней, или с водилом планетарной передачи.

В известных конструктивных решениях приводов хода, например, колесных машин в дисках колесного движителя устанавливается тормозное устройство, которое требует своего привода. Такие тормозные устройства обычно используются как рабочее тормозное устройство. Кроме того, машины оснащаются стояночными тормозами. Предлагаемое изобретение направлено на упрощение тормозных систем машины путем установки одного тормозного устройства, выполняемого в виде замкнутой дисковой фрикционной муфты, работающей в масляной ванне, что сокращает износ, повышает долговечность и надежность тормозной системы.

На фиг.1 изображен двухскоростной привод хода дорожной машины, вид сбоку; на фиг.2 - схема привода хода; на фиг.3 - установка ведущей звездочки гусеничного движителя.

Двухскоростной привод хода дорожной машины, например асфальтоукладчика, содержит бортредуктор 1, закрепленную на нем планетарную передачу 2, гидромотор 3 и тормозное устройство 4.

Бортредуктор 1 (фиг. 2) включает корпус 5, ведущую шестерню 6, установленную на входном валу 7, ведомое зубчатое колесо 8, установленное на выходном валу 9, шестерню 10 тормоза, вал 11, который соединен, например, с постоянно замкнутым дисковым тормозным устройством 4.

На выходном валу 9 может быть установлена, например, ведущая шестерня 12 ступенчатого редуктора 13, на котором смонтирован колесный движитель 14. Как вариант, на валу 9 может быть установлена звездочка 15 (фиг.3) гусеничного движителя (не показан).

Входной вал 7 бортредуктора 1 соединен с водилом 16 планетарной передачи 2, которая включает корпус 17, прикрепленный, например, к корпусу 5 бортредуктора 1, закрепленную в корпусе 17 коронную шестерню 18, сателлиты 19 и солнечную вал-шестерню 20, снабженную зубчатой полумуфтой 21, а водило 16 выполнено с зубчатой полумуфтой 22.

Силовой цилиндр с поршнем 23, соединенным через подшипник 24 с зубчатой подвижной двухвенцовой муфтой 25, размещен между планетарной передачей 2 и гидромотором 3 привода и имеет возможность через отверстия 26 и 27 соединяться с источником давления рабочей жидкости (не показан).

Зубчатая муфта 25 подвижно установлена на валу 28 гидромотора 3.

Двухскоростной привод хода работает следующим образом.

При подаче давления рабочей жидкости в полость силового цилиндра к поршню 23 через отверстие 27 он смещается вправо (фиг.2) и зубчатая муфта 25 соединяет вал 28 гидромотора 3 через полумуфту 21 с валом- шестерней 20 планетарной передачи 2.

В э том случае привод хода имеет максимальное передаточное число, равное произведению передаточных чисел планетарной передачи 2, бортредуктора 1 и ступенчатого редуктора 13.

Для включения второй передачи привода хода давление рабочей жидкости в полость силового цилиндра к поршню 23 подают через отверстие 26. Поршень 23 смещается влево (фиг.2) и зубчатая муфта 25 соединяет вал 28 гидромотора 3 с зубчатой полумуфтой 22 водила 16.

В этом случае передаточное число привода хода миниманое, т.к. передаточное число планетарной передачи равно 1.

Преимущества предлагаемого двухскоростного привода хода дорожной машины перед известным конструктивным решением заключается в том, что он обеспечивает безопасное переключение передач при нахождении машины на уклоне, т. к., если зубчатая муфта 25 при переключении не вошла в зацепление с ответной полумуфтой, сработает тормозное устройство 4, кинематически жестко связанное с движителем 14.

Класс B60K17/32 для привода движителей, например колес, подвешенных на горизонтальной оси 

колесо транспортного средства -  патент 2493022 (20.09.2013)
устройство для стабилизации крутящего момента на ведущих колесах транспортного средства -  патент 2481967 (20.05.2013)
колесный движитель перекатывающегося типа -  патент 2467890 (27.11.2012)
способ получения плоского поступательного движения колесного движителя перекатывающегося типа наземных транспортных средств -  патент 2465153 (27.10.2012)
ведущий мост транспортного средства -  патент 2460651 (10.09.2012)
привод ведущего колеса -  патент 2422298 (27.06.2011)
узел крепления коронной шестерни планетарного или дифференциального редуктора -  патент 2402711 (27.10.2010)
привод колеса транспортного средства -  патент 2396174 (10.08.2010)
трактор -  патент 2389615 (20.05.2010)
ведущий мост транспортного средства -  патент 2333847 (20.09.2008)
Наверх