шарнирный узел шасси самолета

Классы МПК:B64C25/04 конструкции и расположение их на самолетах 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Авиационный научно-технический комплекс им.О.К.Антонова
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-10
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной и аэрокосмической технике, в частности к тяжелонагруженным шарнирным узлам шасси. Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение массы шарнирного узла шасси самолета путем равномерного распределения давления. Шарнирный узел шасси самолета содержит ухо 5 и вилку 6, шарнирно соединенные между собой посредством оси 7 с втулками 8. Узел снабжен кольцами 9, установленными на выступающих из вилки 6 концах втулок 8. На внутренней и внешней поверхностях втулок 8 и торцевых поверхностях колец 9 нанесено упругое антифрикционное покрытие 10. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ ШАССИ САМОЛЕТА, содержащий ухо и вилку, шарнирно соединенные между собой посредством оси с втулками, имеющими антифрикционное покрытие на внутренних поверхностях и установленными в вилке, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения массы путем равномерного распределения давления, он снабжен кольцами, установленными на выступающих из вилки концах втулок, при этом на внутренних и внешних поверхностях втулок и торцевых поверхностях колец нанесено упругое антифрикционное покрытие.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной и аэрокосмической технике, в частности к тяжелонагруженным шарнирным узлам шасси, и может быть использовано в других областях техники.

Известны шарнирные узлы шасси самолетов в соединениях типа ухо - вилка, вилка - вилка, гребенка - гребенка, работающие в качательном режиме [1]. Кроме того, в шарнирный узел входят ось и втулки с буртиками, выполненные из антифрикционной бронзы, по которым скользит ось с помощью смазки.

При работе шасси ось под нагрузкой упруго изгибается и защемляется на краях жестких бронзовых втулок, увеличивая давление в зоне защемления в 1,5 - 2 раза относительно расчетного равномерного распределения.

Недостатками такой конструкции являются низкая надежность шарнирного узла, так как в зоне защемления происходят выдавливание смазки, наволакивание бронзы на поверхность оси и следует быстрый износ втулок. Кроме того, шарнирный узел имеет большую массу, т. к. для того, чтобы давление на втулку в зоне защемления не превышало допустимые, площадь контакта оси и втулки соответственно увеличивают в 1,5 - 2 раза.

Ближайшими по технической сущности являются такие же шарнирные узлы с металлофторопластовыми втулками, не требующими смазки [2].

Так как антифрикционный слой металлофторопластовых втулок представляет собой пористую бронзу, пропитанную фторопластом, то работа металлофторопластовых втулок в шарнирных узлах самолета практически не отличается от работы бронзовых втулок и имеет указанные недостатки.

Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение массы шарнирного узла шасси самолета путем равномерного распределения давления.

Для этого шарнирный узел шасси самолета, содержащий ухо и вилку, шарнирно соединенные между собой посредством оси с втулками, имеющими антифрикционное покрытие на внутренних поверхностях и установленными в вилке, снабжен кольцами, установленными на выступающих из вилки концах втулок, при этом на внутренних и внешних поверхностях втулок и торцевых поверхностях колец нанесено упругое антифрикционное покрытие.

На фиг. 1 показана стойка шасси самолета; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I в увеличенном масштабе.

На стойке 1 шасси самолета, например, полурычажного типа шарнирно закреплены звено 2 и рычаг 3 с колесами 4. Шарнирные узлы представляют собой, например, соединение уха 5 и вилки 6 с помощью оси 7 (см. фиг. 2). Ось 7 неподвижно закреплена в ухе 5, а в вилке 6 установлены втулки 8 и кольца 9, причем кольца 9 размещены на хвостовики, образованные втулками 8. Втулки 8 и кольца 9 (см. фиг. 3) снабжены упругим антифрикционным покрытием 10 (например, оргалон), причем втулки 8 имеют покрытие как по внутренней, так и по наружной поверхности, а кольца 9 - по торцовым поверхностям.

Шарнирный узел работает следующим образом.

При действии взлетно-посадочных нагрузок на стойку 1 шасси звено 2 и рычаг 3 с колесами 4 совершают качательные движения в шарнирных узлах. При этом ось 7 упруго изгибается во втулках 8, а втулки 8 за счет обжатия упругого антифрикционного покрытия 10 с наружной и внутренней сторон самоориентируются по линии изогнутой оси 7, равномерно распределяя давление на антифрикционное покрытие 10 без резких скачков.

Кольца 9, воспринимающие осевые нагрузки, за счет обжатия упругого антифрикционного покрытия 10 по торцовым поверхностям равномерно передают давление на трущиеся поверхности, компенсируя монтажный и деформационный перекос их.

Класс B64C25/04 конструкции и расположение их на самолетах 

способ изготовления тяги из композитного материала -  патент 2484319 (10.06.2013)
узел крепления траверсы стойки шасси самолета к каркасу крыла -  патент 2412865 (27.02.2011)
самолет -  патент 2256587 (20.07.2005)
многоопорное шасси летательного аппарата -  патент 2245822 (10.02.2005)
Наверх