противоугонное устройство

Классы МПК:B62H5/14 препятствующие вращению колеса 
Патентообладатель(и):Безруков Валерий Павлович[LV]
Приоритеты:
подача заявки:
1991-04-22
публикация патента:

Изобретение относится к средствам, предотвращающим пользование велосипедом посторонними лицами за счет блокирования ведущего колеса при воздействии на тормозное устройство. Сущность изобретения: устройство содержит замок 1 и тормоз, состоящий из двух сопряженных рычагов 2, 3 с тормозными подушками 5, охватывающих колесо нижними плечами и соединенных с ручной тягой 8, размещенной на руле 9. Корпус замка 1 содержит полый засов 13 и установочные диски. Полый засов соединен с ручной тягой и рычагами тросом 6 в гибкой оболочке 7. Длина хода засова в корпусе замка 1 и длина перемещения тормозных подушек при нажатии на рулевую тягу для блокирования колеса связаны между собой и определяются из математического выражения. Фиксирование полого засова при нажатой рулевой тяге осуществляется поворотом установочных дисков, захватывающих выступы на полом засове. Выключение замка возможно только при соответствующей установке дисков. При выключенном замке устройство работает как обычный тормоз. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее замок и тормоз, состоящий из двух сопряженных рычагов, смонтированных на вилке велосипеда и взаимодействующих своими тормозными подушками нижними плечами с колесом велосипеда, и приводной трос в гибкой оболочке, соединенный одним концом с ручной тягой, смонтированной на руле, а другим - с тормозом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения удобства в использовании, корпус замка установлен на верхнем плече первого из рычагов, снабжен установочными дисками, частично выступающими наружу корпуса, блокировочными втулками со сквозными отверстиями соединенными с соответствующими дисками и установленными одна над другой, и полым засовом с выступами, взаимодействующими с втулками, выполнен со сквозными отверстиями и соединен с гибкой оболочкой троса, при этом трос размещен в сквозных отверстиях корпуса, втулок и засова, соединен с последним и закреплен на верхнем плече второго из рычагов, причем величины свободного хода засова противоугонное устройство, патент № 2022861 lз и перемещения тормозных подушек противоугонное устройство, патент № 2022861 lт из крайнего положения до положения блокирования колеса связаны между собой соотношением

противоугонное устройство, патент № 2022861 lз = противоугонное устройство, патент № 2022861 lт kb / a ,

где a, b - длины соответственно нижних и верхних плечей рычагов тормоза;

K - коэффициент, определяемый из выражения

K = противоугонное устройство, патент № 2022861,

где противоугонное устройство, патент № 2022861 , противоугонное устройство, патент № 2022861 - значения углов, образованных соответственно нижними и верхними плечами рычагов в крайнем положении;

противоугонное устройство, патент № 2022861 - значение угла поворота рычагов в положении блокирования колеса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к средствам, предотвращающим пользование велосипедом посторонними лицами, а именно к средствам, препятствующим вращению ведущего колеса при воздействии на тормозное устройство, и может быть использовано на велосипеде с ручным приводом тормоза.

Известно противоугонное устройство для велосипеда (патент ФРГ N 3439412, кл. В 62 Н 5/06, 1988), содержащее замковый механизм, размещенный на рулевой колонке велосипеда, который в запертом положении блокирует рулевое управление переднего колеса.

Недостаток устройства состоит в том, что оно своим действием не предотвращает вращение колеса и, следовательно, не ограничивает свободу передвижения велосипеда, т. е. недостаточно надежно выполняет свою основную функцию.

Известно также противоугонное устройство для велосипеда (патент Великобритании N 2146297, кл. В 62 Н 5/16, 1985), содержащее замковый механизм и складной засов, размещенные на вилке колеса, при этом в рабочем положении засов продет между спицами и блокирует вращение колеса.

Недостатком данного устройства является громоздкость его конструкции и необходимость расположения сбоку вилки колеса, что повышает вероятность повреждения засова, а также допускает забрызгивание его грязью с вращающегося колеса при движении велосипеда.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является устройство, содержащее замок и тормоз, размещенный на вилке велосипеда, состоящий из двух сопряженных рычагов, охватывающих ведущее колесо нижними плечами с тормозными подушками, и приводного троса в гибкой оболочке, соединенного с ручной тягой, смонтированной на руле. Замок в такой конструкции служит для блокирования ручной тяги.

Недостатком устройства является то, что его тормозной и запирающий механизм пространственно разделены. Это усложняет конструкцию, снижает надежность противоугонной защиты, а запирание замка с помощью ключа создает определенные неудобства, связанные, например, с хранением ключа.

Целью настоящего изобретения является упрощение конструкции и повышение удобства использования противоугонного устройства путем совмещения тормозного и замкового механизмов в одном конструктивном узле.

Поставленная цель достигается тем, что в противоугонном устройстве, содержащем замок и тормоз, состоящий из двух сопряженных рычагов, размещенных на вилке велосипеда и охватывающих колесо нижними плечами с тормозными подушками, и приводного троса в гибкой оболочке, соединенного с ручной тягой, смонтированной на руле, согласно изобретению, корпус замка выполнен со сквозными отверстием, содержит размещенные в корпусе и вращаемые снаружи установочные диски, сцепленные с соответствующими им блокирующими втулками, опирающимися одна на другую, установлен на верхнем плече одного из рычагов и снабжен полым засовом с выступами, при этом корпус соединен с гибкой оболочкой троса, который пройдет через сквозное отверстие и засов, закреплен внутри засова и соединен с верхним плечом второго рычага, причем длина свободного хода засова противоугонное устройство, патент № 2022861lз из крайнего положения до положения захвата его выступов блокирующими втулками при соответствующей установке дисков и длина перемещения тормозных подушек противоугонное устройство, патент № 2022861lт из крайнего положения до положения блокировки колеса связаны между собой соотношением

противоугонное устройство, патент № 2022861lз = противоугонное устройство, патент № 2022861lтК противоугонное устройство, патент № 2022861 b/a, (1) где а, b - длины, соответственно нижнего и верхнего плеча тормозного рычага, а значение коэффициента К вычисляется по формуле, полученной в результате решения эпюры на фиг.4.

K = противоугонное устройство, патент № 2022861 , где противоугонное устройство, патент № 2022861 и противоугонное устройство, патент № 2022861 - значение углов, образованных нижними и верхними плечами рычагов в крайнем положении, противоугонное устройство, патент № 2022861 - значение угла поворота рычагов в положение блокирования колеса.

На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое устройство; на фиг.2, 3 - механизм замка в разрезе, для случаев, когда рычаги и засов находятся в крайнем положении и положении блокирования колеса соответственно; на фиг.4 - схема взаимного перемещения рычагов из крайнего положения в положение блокирования.

Противоугонное устройство содержит замок 1 и тормоз, состоящий из двух сопряженных рычагов 2, 3, размещенных на вилке велосипеда и охватывающих колесо 4 нижними плечами с тормозными подушками 5, и приводного троса 6 в гибкой оболочке 7, соединенного с ручной тягой 8, смонтированной на руле 9. Корпус замка 1 выполнен со сквозным отверстием 10, содержит размещенные в корпусе 1 и вращаемые снаружи установочные диски 11, сцепленные с соответствующими им блокирующими втулками 12, опирающимися одна на другую, установлен на верхнем плече одного из рычагов 3 и снабжен полым засовом 13 с выступами 14, при этом корпус 1 соединен с гибкой оболочкой 7 троса 6, который пройдет через сквозное отверстие 10 и засов 13, закреплен внутри засова и соединен с верхним плечом второго рычага 2, причем длина свободного хода засова противоугонное устройство, патент № 2022861lз из крайнего положения до положения захвата его выступов 14 блокирующими втулками 12 при соответствующей установке дисков 11 и длина перемещения противоугонное устройство, патент № 2022861lт тормозных подушек 5 из крайнего положения до положения блокирования колеса 4 связаны между собой соотношением

противоугонное устройство, патент № 2022861lз = противоугонное устройство, патент № 2022861lтKb/a, (1) где a, b - длина, соответственно нижнего и верхнего плеча тормозного рычага, а значение коэффициента вычисляется по формуле, полученной в результате решения эпюры на фиг.4

K = противоугонное устройство, патент № 2022861 ,

(2) где противоугонное устройство, патент № 2022861 и противоугонное устройство, патент № 2022861 - значение углов, образованных нижними и верхними плечами рычагов в крайнем положении, противоугонное устройство, патент № 2022861 - значение угла поворота рычагов в положение блокирования. Блокирующие втулки 12 удерживаются в корпусе замка 1 запорной втулкой 15, положение которой фиксируется шпонкой 16, образуя неразъемное соединение. Для удержания дисков 11 в установленном положении они стопорятся подпружиненными кулачками 17, размещенными в отверстиях 18 в корпусе замка 1, а тормозные рычаги 2, 3 находятся в крайнем положении под действием пружинной скобы 19. Конец троса 6 закреплен к рычагу 2 с помощью гильзы 20.

Предложенное устройство обеспечивает выполнение двух функций - торможение велосипеда в процессе его движения и противоугонную защиту на стоянке. В первом случае работа устройства происходит при установке дисков 11 в положение, показанное на фиг.2, когда шлицы в блокирующих втулках 12 совмещаются и образуют общий канал для движения выступов 14 засова 13. В крайнем положении, соответствующем состоянию, когда колесо 4 велосипеда не зажато тормозными подушками 5, детали механизма удерживаются под действием пружинной скобы 19. Торможение колеса 4 происходит путем воздействия на ручную тягу 8, в результате чего усилие через приводной трос и гибкую оболочку 7 передается на тормозные рычаги 2, 3, которые смыкаются, и тормозные подушки 5 входят в соприкосновение с колесом 4, создавая тормозной момент.

В процессе этого действия засов втягивается в корпус замка 1, но не фиксируется в нем. При снятии воздействия с ручной тяги 8 механизм устройства под действием пружинной скобы 19 возвращается в исходное положение, и колесо 4 освобождается от действия тормозного момента.

Противоугонная функция устройства реализуется путем фиксирования положения механизма в режиме торможения и полной остановки колеса 4, что достигается поворотом диска 11 вокруг своей оси до положения, которое показано на фиг.3. В этом случае положения шлицев во втулках 12 и выступов 14 не совпадают, и засов 13, а вместе с ним и весь механизм, поскольку длина перемещения засова и тормозных подушек связаны соотношением (1), оказываются заблокированными.

Возвращение механизма в исходное положение возможно только при установке блокирующих втулок 12 в первоначальное положение, для определения которого на дисках 11, сцепленных со втулками 12 с помощью выступов 14, по периметру наносят цифры, например от 1 до 10, в местах, соответствующих фиксированным положениям дисков 11. Фиксирование дисков в этих положениях достигается путем стопорения их подпружиненными кулачками 17.

Выполнение засова 13 полым позволяет избежать перекоса, возникающего из-за изменения относительного положения места крепления конца троса 6 в гильзе 20 и вертикальной оси засова, в результате чего исключается заклинивание механизма замка.

Технико-экономические преимущества предлагаемого устройства в сравнении с прототипом заключаются в следующем:

- упрощается конструкция и повышается надежность противоугонной защиты велосипеда за счет совмещения тормоза и корпуса замка в один механизм;

- повышается удобство эксплуатации устройства, выражающееся в том, что для приведения его в действие не требуется дополнительных средств.

Наверх