задвижка с ручным управлением

Классы МПК:F16K31/60 рукоятки, маховички 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Шелепин Юрий Петрович,
Жилин Юрий Дмитриевич
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-03
публикация патента:

Использование: на трубопроводах, транспортирующих различные среды под давлением. Сущность изобретения: маховик соосно связан резьбовой ступицей со шпинделем. Одна из двух шестерен подвижная, другая неподвижная. Неподвижная втулка установлена соосно с маховиком и резьбовой втулкой. Дополнительная втулка выполнена с внутренней расточкой и размещена в маховике асимметрично ступице. Подвижная шестерня размещена в расточке с возможностью обкатки вокруг неподвижной шестерни при приложении усилия к рукоятке, подвижно связанной с подвижной шестерней. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

ЗАДВИЖКА С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ, содержащая маховик, соосно связанный резьбовой ступицей со шпинделем, и рукоятку, отличающаяся тем, что она снабжена двумя шестернями, одна из которых подвижная, а другая неподвижная, и дополнительной втулкой, при этом неподвижная шестерня установлена соосно с маховиком и резьбовой втулкой, а дополнительная втулка выполнена с внутренней расточкой и размещена в маховике асимметрично ступице, причем подвижная шестерня размещена в расточке с возможностью обкатки вокруг неподвижной шестерни при приложении усилия к рукоятке, подвижно связанной с подвижной шестерней.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано при эксплуатации задвижек с ручным приводом, установленных на трубопроводах, транспортирующих различные среды под давлением.

Известны задвижки больших диаметров (300-600 мм) с ручным управлением, в которых в качестве привода используются редукторы цилиндрические, конические и др.

Целью изобретения является снижение металлоемкости и усилия управления задвижкой с ручным управлением.

Указанная цель достигается тем, что для управления задвижками в основном больших проходов (300-600 мм), где применяются редукторы различных конструкций, используется механизм, состоящий из двух шестерен, одна из которых неподвижно соединена со стойкой задвижки и располагается соосно маховику и резьбовой втулке, а другая (меньшая) имеет возможность обкатки вокруг неподвижной и закрепляется во втулке маховика асимметрично ступице маховика.

На фиг. 1 показана задвижка в разрезе; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.

Маховик 1 задвижки через шпонку 2 связан с резьбовой втулкой 3. Втулка 3 связана резьбой со шпинделем 10. Под нижним торцем ступицы маховика на наружном диаметре соосно с резьбовой втулкой 3 посажена ведомая шестерня 4, которая неподвижно закреплена болтами 5 на верхнем торце стойки задвижки, являясь одновременно крышкой бугельного узла задвижки. На маховике 1 асимметрично ступице в одной из спиц неподвижно крепится дополнительная втулка 6, во внутренней расточке которой располагается малая шестерня 7, имеющая возможность обкатки вокруг неподвижной шестерни 4 при приложении усилия к рукоятке 8, которая подвижно соединена с шестерней 7.

Работает задвижка следующим образом.

Для отрыва клина 9 задвижки от седла корпуса в начальный момент открывания задвижки усилие прилагается к рукоятке 8, которая максимально выдвинута в соединении с малой шестерней 7 для увеличения плеча приложения силы. Сумма передаточного числа неподвижной и малой шестерен и максимального плеча рукоятки дает шестикратное увеличение крутящего момента для отрыва клина задвижки от седла. Для поднятия клина до разгерметизации задвижки (8-10 оборотов малой шестерни) рукоятка 8 снимается и дальнейшее открытие производится с помощью маховика 1. Этот же прием используется и при закрывании задвижки в момент запирания клина седла корпуса для создания герметичности затвора.

Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в снижении металлоемкости запорных задвижек и упрощении их обслуживания.

Наверх