маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом

Классы МПК:G01P15/08 с преобразованием в электрические или магнитные величины 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Раменское приборостроительное конструкторское бюро
Приоритеты:
подача заявки:
1991-03-01
публикация патента:

Использование: изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам для измерения ускорения. Сущность изобретения: устройство включает соединенный с корпусом при помощи упругого подвеса, маятник, центр масс которого расположен между двумя парами упоров, устройство для измерения перемещения и датчик уравновешивания. Упоры расположены относительно маятника и конца упругого элемента на расстояниях, определяемых из условия, приведенного в описании. Количество пар вторых упоров может равняться количеству упругих элементов, в этом случае они образуют с первыми упорами плоскость опоры для маятника. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. МАЯТНИКОВЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР С УПРУГИМ ПОДВЕСОМ, содержащий корпус, чувствительный элемент, соединенный с корпусом при помощи упругого подвеса, устройство для измерения перемещения чувствительного элемента, датчик уравновешивания и два упора, ограничивающих перемещение чувствительного элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, устанавливаются вторые два упора так, чтобы центр масс чувствительного элемента находился между первым и вторым упорами, расположенными по одну сторону от чувствительного элемента, а расстояния от конца упругого элемента до первого и второго упоров и от плоскости чувствительного элемента до первого и второго упоров удовлетворяли условию:

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484+ маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484- маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484д2оп маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 0,

где Cу, Cл - угловая и линейная жесткости упругого элемента;

W - момент сопротивления сечения упругого элемента;

S - площадь сечения упругого элемента;

l - длина упругого элемента;

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп - допустимое напряжение в упругом элементе;

h, h1 - расстояние от конца упругого элемента до первых и вторых упоров соответственно;

H, H1 - расстояние от плоскости чувствительного элемента до первых и вторых упоров соответственно.

2. Акселерометр по п.1, отличающийся тем, что вторые упоры устанавливают у каждого упругого элемента подвеса и образуют с первым упором плоскость.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам для измерения ускорения, и может быть использовано в системах навигации и ориентации.

Известны маятниковые компенсационные акселерометры с упругим подвесом, предназначенные для определения ускорения объекта (патент Франции N 2562254, кл. G 01 P 15/08, 1986). Такие акселерометры имеют чувствительный элемент (ЧЭ) в виде маятника на упругом подвесе, устройство для измерения перемещения ЧЭ, выход которого через усилитель соединен с входом датчика уравновешивания.

Недостатком таких акселерометров является возможность линейного перемещения ЧЭ из-за податливости упругого подвеса при действии пиковых ускорений, например ударных, приводящая к пластическим деформациям упругого подвеса, либо к его разрушению.

Из известных акселерометров наиболее близким по технической сущности является маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом (см. патент Франции N 2562254, кл. G 01 P 15/08, 1986), принятый за прототип и содержащий корпус, ЧЭ, соединенный с корпусом при помощи упругого подвеса, устройство для измерения перемещения ЧЭ, датчик уравновешивания и по одному упору с каждой стороны ЧЭ, ограничивающему перемещение ЧЭ и расположенному в центре удара ЧЭ, благодаря чему нагрузка в упругом подвесе равна нулю (см. Николаи Е.А. Теоретическая механика. Ч. II. М., 1958, с.317).

Недостатком акселерометра является необходимость размещения упоров с большой точностью в строго определенном месте, что не всегда достижимо, исходя из заданных конструктивных требований и особенностей конструкции узлов и сборок, а также за счет неизбежных технологических допусков. В реальной конструкции точка соприкосновения ЧЭ с упором может не совпадать с центром удара, что приведет к возникновению недопустимых напряжений в упругом элементе при действии внешних сил, к появлению пластической деформации упругого подвеса, либо к его разрушению, что практически является отказом акселерометра и навигационной системы.

Целью изобретения является повышение надежности маятникового компенсационного акселерометра с упругим подвесом.

Цель достигается тем, что в маятниковом компенсационном акселерометре с упругим подвесом, содержащем корпус, ЧЭ, соединенный с корпусом при помощи упру- гого подвеса, устройство для измерения перемещения ЧЭ, датчик уравновешивания и по одному упору с каждой стороны, ограничивающему угловое перемещение ЧЭ, устанавливают дополнительно вторые упоры, по одному с каждой стороны таким образом, чтобы центр масс ЧЭ находился между первым и вторым упорами, расположенными по одну сторону маятника, а расстояния h и h1 от конца упругого элемента подвеса (УП) до первого и второго упоров и расстояния Н и Н1 от плоскости ЧЭ до первого и второго упоров удовлетворяли условию

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484+ маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484- маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 20204842допмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 0 ,

(1) где Су - угловая жесткость упругого элемента подвеса;

Сл - линейная жесткость упругого элемента подвеса;

W - момент сопротивления сечения упругого элемента;

S - площадь сечения упругого элемента подвеса;

h - расстояние от конца упругого элемента до первых упоров;

h1 - расстояние от конца упругого элемента до вторых упоров;

Н - расстояние от плоскости ЧЭ до первых упоров;

Н1 - расстояние от плоскости ЧЭ до вторых упоров;

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп - допустимое напряжение в упругом элементе подвеса;

l - длина упругого элемента подвеса.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что предложенное техническое решение отвечает критерию "новизна".

На фиг.1-4 показан предлагаемый акселерометр.

На ЧЭ действует возмущающая сила

Рв=m маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484ax, где ax - ускорение, приложенное к центру масс ЧЭ;

m - масса ЧЭ.

Пользуясь леммой о параллельном переносе линии действия силы, можно заменить эту силу силой, приложенной к концу УП и некоторой присоединенной парой сил с моментом, равным моменту данной силы относительно новой точки ее приложения (фиг. 1). Таким образом, УП нагружен поперечной силой, приложенной к его концу

Р=Pв и изгибающим моментом

М=Рв маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 L, где L - расстояние от центра масс ЧЭ до его УП.

Изобразим УП отдельно фиг.2. Для описания перемещения УП воспользуемся универсальным уравнением упругой линии (см. Писаренко Г.С. и др. Сопротивление материалов/ Киев.: Вища школа, 1979, с.285)

Xмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484(Zмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484) = Xo+маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484oZмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484+(EJ-1маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 - маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 ,

(2) где хо и маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484o - соответственно прогиб и угол поворота в начале координат;

Мо и Ро - изгибающий момент и поперечная сила, действующие в сечении, совпадающем с началом координат;

Е - модуль Юнга материала;

J - центральный момент инерции поперечного сечения УП.

Дифференцируя (2), получим уравнение углов поворота сечений УП

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484(Zмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484) = маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484o+(EJ)маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484MoZмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484- маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(3)

Из условий статического равновесия

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 -маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(4)

Поскольку для УП, имеющего заделку, прогиб и угол поворота сечения равны нулю, то

хо= маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484o = 0 (5) (см. Писаренко Г.С. и др. Сопротивление материалов. Киев: Вища школа, 1979, с.273). Следовательно, (2) и (3) с учетом (4) и (5) для z=l можно записать в виде:

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(6) где l - длина УП.

По определению, жесткость УП есть отношение нагрузки, действующей на УП, к перемещению, вызванному этой нагрузкой. Следовательно, коэффициенты cij, i, j=1,2) в выражениях для Р и М, полученных из (6), представляют собой жесткости рассматриваемого упругого элемента

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(7)

Для упругого элемента известно понятие центра жесткости. Особенность этой точки заключается в том, что для системы координат, начало которой совпадает с центром жесткости упругого элемента, диагональные элементы cij (iмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484j) матрицы жесткостей с=ll cij ll обращаются в нуль (см. Вибрация в технике. Под ред. Болотина В.В. Т.1, М.: Машиностроение, 1978 с.74). Переходя в (7) к новой системе координат ОХZ с началом в центре жесткости (фиг.3), имеем

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484-lмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(8) где l - расстояние между центром жесткости и заделкой УП.

Из уравнений (7) и (8) имеем

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(9) где Р и М - поперечная сила и изгибающий момент, действующие на УП в системе координат ОХZ.

Так как точка О - центр жесткости УП, то из условия равенства нулю диагональных членов матрицы жесткостей найдем ее положение

l1= - маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 = маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 , а уравнения (9) примут вид

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 (10) где Сл11 - линейная жесткость УП;

Су2221l1 - угловая жесткость УП.

При положении 3 ЧЭ на первом 1 и втором 2 упорах, размещенных таким образом, что центр 5 масс ЧЭ находится между ними, конец 4 УП повернут на угол маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 и смещен на х (фиг.4). При этом

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(11)

где h1, h - расстояние от конца УП до вторых и первых упоров соответственно;

Н1, Н - расстояния от плоскости, определяемой осями подвеса Y и Z ЧЭ, до вторых и первых упоров соответственно.

Так как ввиду малости угла маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 tg маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 , то уравнения (10) примут вид

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(12)

Очевидно, что независимо от величины нагрузки, приложенной к ЧЭ 3 (фиг. 4), момент и поперечная сила, приложенные к концу УП, будут определяться уравнениями (12), т.е. будут определяться только конструкцией прибора.

Поскольку УП представляет собой балку, один конец которой заделан, а второй нагружен поперечной силой Р и моментом М, то нормальные, касательные и эквивалентные напряжения определяются по формулам (см. В.И.Феодосьев. Сопротивление материалов. М.: Наука, 1967, с.135-139, 267)

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484

(13) где маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484,маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484,маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484экв - нормальные, касательные и эквивалентные напряжения соответственно.

Условие отсутствия деформации УП

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484экв маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп, (14) где маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп - допустимые напряжения в УП.

Подставив в (14) выражения (12) и (13), получаем

маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484+ маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484- маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 20204842допмаятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 0

(15)

Таким образом, расположение в акселерометре двух пар упоров, ограничивающих перемещение ЧЭ, на расстояниях h и h1 от конца УП и Н и Н1 от плоскости ЧЭ прибора, связанных между собой соотношением (15), ограничивает напряжения в УП заранее заданной величиной маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп, обеспечивающей отсутствие остаточных деформаций УП, что повышает надежность.

Из изложенного можно сделать вывод, что предлагаемое техническое решение отвечает критерию "Существенное отличие".

На фиг.1 представлена схема нагружения ЧЭ; на фиг.2 - схема нагружения УП; на фиг.3 - схема нагружения УП в системе координат с началом в центре жесткости УЭ; на фиг.4 - маятниковый компенсационный акселерометр, состоящий из корпуса 8, с которым при помощи упругого подвеса 4 соединен чувствительный элемент 3, центр 5 масс которого расположен между упорами 1 и 2, устройства 7 измерения перемещения, датчика 6 уравновешивания и усилителя 9.

Рассмотрим акселерометр, УП которого имеет следующие характеристики:

Сл=2,94 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484104 н/м;

Су=4маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-4 н маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484м/рад;

l=1,5маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-4 м;

W=5,4маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-14 м3;

S=1,8маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048418-8 м2; маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп=1маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484108 н/м2

Пусть первые упоры расположены таким образом, что h=8,8маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-5 м, а Н= 5,1маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-5 м, а для вторых - h1=1,1маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-3 м, тогда из уравнения (15) имеем Н11= 7,0маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-6 м и Н12=4,8маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-6 м, т.е. при 4,8маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-6 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484 Н1 маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 20204847,0маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-6 м напряжения в УП будут маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 2020484доп. Случай Н1=7,0маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-6 м показан на фиг.4, а при Н1= 4,8маятниковый компенсационный акселерометр с упругим подвесом, патент № 202048410-6 м конец УП будет находиться правее оси Z (фиг.4).

Использование двух пар упоров, расположенных в соответствии с уравнением (15), выгодно отличает предлагаемый акселерометр от прототипа, так как обеспечивает надежность работы УП и при этом не требует расположения упоров в строго определенном месте, определяемом конструкцией.

Класс G01P15/08 с преобразованием в электрические или магнитные величины 

чувствительный элемент интегрального акселерометра -  патент 2526789 (27.08.2014)
емкостный датчик перемещений -  патент 2521141 (27.06.2014)
молекулярно-электронный акселерометр -  патент 2517812 (27.05.2014)
чувствительный элемент микромеханического акселерометра -  патент 2492490 (10.09.2013)
способ измерения параметров углового движения контролируемых объектов -  патент 2491555 (27.08.2013)
микроакселерометр -  патент 2490650 (20.08.2013)
чувствительный элемент углового акселерометра -  патент 2489722 (10.08.2013)
способ изготовления наноэлектромеханического преобразователя и наноэлектромеханический преобразователь с автоэлектронной эмиссией -  патент 2484483 (10.06.2013)
датчик угловых ускорений с жидкостным ротором -  патент 2469337 (10.12.2012)
устройство для измерения параметров углового движения объектов -  патент 2465605 (27.10.2012)
Наверх