учебное пособие по географии я.п.шебалина

Классы МПК:G09B25/06 для геодезии; для географии, например, рельефные модели местности
Патентообладатель(и):Шебалин Ярослав Петрович
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-11
публикация патента:

Изобретение относится к физике, к средствам обучения, моделям и макетам для топографии, географическим, например, к реальной модели местности. Цель изобретения - изменение конструкции известного пособия с целью расширения области применения для изучения впадин и увеличения наглядности. Учебное пособие по географии Я. П.Шебалина включает плоское основание и набор плоскостей-горизонталей, края которых выполнены в соответствии с рельефом. Эти края плоскостей-горизонталей размещены внутри соответствующей плоскости-горизонтали, образуя в ней отверстие или впадину. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Учебное пособие по географии, представляющее собой модель рельефа местности, состоящую из расположенных одна на другой пластин, на каждой из которых нанесены обозначения контура сечения, отличающееся тем, что по контуру сечения в каждой пластине выполнено отверстие для формирования в модели впадины рельефа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к физике, к средствам обучения, моделям и макетам, не отнесенным к группе научных, медицинских и математических моделей, к моделям для топографии, географическим, например, к рельефной модели местности, и может быть изготовлено на предприятиях, производящих оборудование для учебных заведений - общеобразовательных школ и др.

Преимущественная область эксплуатации - уроки географии, географические факультативы, занятия по обучению вычерчивания горизонталей.

Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее набор плоскостей-горизонталей, на которых нанесен контур соответствующей горизонтали, а плоскости выполнены из прозрачного материала (стеклянная горка Ф. Уварова). Отличие возвышенности от впадины показывается известным способом (берт-штрихами, расположением цифр и т.п.) (см.Ф.Мовчан. Изучение горизонталей в средней школе, М.: Учпедгиз, 1958, с.13, рис.1; с.16, рис.4).

Накладывают пластины с изображением горизонталей одна на другую, используя для ориентации углы и края пластины или специальную марку и получают объемное изображение рельефа.

Недостаток известного устройства - недостаточная наглядность.

Известно наглядное учебное пособие по географии, включающее плоское основание и набор плоскостей-горизонталей, края которых выполнены в соответствии с рельефом, и средство соединения плоских элементов друг с другом (И. И.Самойлов. Учебно-наглядное пособие по географии. Пособие для учителей. М. : Просвещение, 1975, с.125).

Модель представляет собой одиночную горку, выполненную в масштабе 1: 5000. Состоит модель из горизонтальных плоскостей, установленных пирамидой на вертикальной оси. На модели показаны склоны различной крутизны (пологий, средний, крутой, обрыв) и некоторые элементы положительных форм рельефа (гребень, вершина, подошва). У подошвы горы - море. Основанию нижнего блока соответствует изогипса 0 м. Нулевая изогипса в местах среза горки уходит под уровень земной поверхности. Заложение последующих изогипс 1 см, что в масштабе горки соответствует 50 м. Вдоль склонов горки от вершины до подошвы проведена линия фиксированных блоков. Модели используются как раздаточный материал при формировании представлений, понятий и практических знаний об изображении рельефа на карте способом горизонталей при изучении тем "Изображение Земли на глобусе и картах" (5 класс)". Карты и приемы работы с ними".

Недостатком известного пособия является ограниченная область применения - только для возвышенностей и недостаточная наглядность.

Целью изобретения является расширение области применения для изучения впадин и повышение наглядности.

Цель достигается тем, что в известном наглядном учебном пособии, включающем плоское основание и набор плоскостей-горизонталей, края которых выполнены в соответствии с рельефом, края плоскостей горизонталей размещены внутри соответствующей плоскости-горизонтали, образуя в ней отверстие или разомкнутый вырез.

Наличие признаков, отличающих заявленное решение от прототипа, свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию "Новизна".

Докажем соответствие нашего технического решения критерию "существенные отличия". Для этого необходимо определить, в каких известных технических решениях имеются признаки, сходные с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, и сравнить свойства заявляемого и известных решений, обусловленные наличием в них указанных признаков. В "Справке об исследовании заявляемого объекта по патентной документации и научно-технической литературе" приведен список источников информации, в которых не обнаружено всей совокупности отличительных признаков. Следовательно заявляемое решение соответствует критерию "Существенные отличия".

Расширение области применения обеспечивается тем, что впервые создана возможность демонстрации разборных макетов впадин и строить на макетах рельефные карты впадин (при известности макетов горок) благодаря наличию в пластинах-горизонталях отверстия или впадины.

Повышение наглядности обеспечивается тем, что учащиеся могут на макетах впадины чертить рельефные карты подобно тому, как это делалось на макетах горок.

На фиг.1 приведена схема пособия, вид в плане; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Учебное пособие по географии Я.П.Шебалина включает плоское основание 1 и набор 2 (обведен пунктиром на фиг.2) плоскостей-горизонталей 3-6, края 7 (показан позицией один край плоскости 3) которых выполнены в соответствии с рельефом. Эти края 7 плоскостей-горизонталей размещены внутри соответствующей плоскости-горизонтали, образуя в ней отверстие 8 (см.фиг.2, условно показано отверстие в одной плоскости-горизонтали 3) или впадину. Плоскости-горизонтали могут быть выполнены прозрачными.

На фиг.1 показано учебное пособие по географии Я.П.Шебалина в собранном виде - на основании 1 положены пластины-горизонтали 3-6. Фиксируют положение пластин два стержня 9, установленные в основании 1 перпендикулярно ему.

На фиг. 2 показан профиль впадины, образованный краями 7 отверстий 8 в каждой плоскости-горизонтали 3-6, наложенных на основание 1, в котором нет отверстий. Стержень 9 выступает из набора плоскостей-горизонталей.

На фиг. 1 нельзя определить, какой план; возвышенности или впадины мы видим; фиг.2 дает ответ на этот вопрос.

Пособием пользуются следующим образом.

Берут чистый лист бумаги размером с основанием 1 и с отверстиями для стержня 9. Накладывают его на собранное пособие, как показано на фиг.2, и обводят пальцем по краю отверстия 8. Снимают лист 10, кладут на стол и обводят полученную линию карандашом. Снимают плоскость-горизонталь 3, кладут на плоскость-горизонталь 4 лист 10 бумаги, снова ставят плоскость-горизонталь 3 и проводят карандашом вторую горизонталь на листе бумаги. Перекладывают лист бумаги под каждую плоскость-горизонталь и проводят карандашом соответствующую линию. Сняв лист 10 с основания 1, проводят вертикальные штрихи, направленные внутрь колец, и сравнивают полученную карту с сечением впадины.

Наверх