способ измерения расхода жидкости и газа доплеровским расходомером
| Классы МПК: | G01F1/66 измерением частоты, фазового сдвига, времени распространения электромагнитных или других волн, например ультразвуковые расходомеры |
| Автор(ы): | Исмаилов М.М., Ким Ю.М., Мун Г.В., Арипов И.А., Петренко А.А. |
| Патентообладатель(и): | Исмаилов Мурад Марифович |
| Приоритеты: |
подача заявки:
1991-09-18 публикация патента:
15.06.1994 |
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано на предприятиях тепло- и энергоснабжения, а также их ирригационный системах. Сущность изобретения: способ заключается в том, что измерение местной или средней скорости осуществляют в точке диаметрального сечения потока на расстоянии от оси трубы с учетом погрешности ее площади сечения, причем измерение местной скорости осуществляют в произвольной точке заданного рабочего диаметрального сечения потока, ось которого совпадает с осью трубы. Измерение производят по формуле, приведенной в тексте описания.
Формула изобретения
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА ЖИДКОСТИ И ГАЗА ДОПЛЕРОВСКИМ РАСХОДОМЕРОМ, включающий измерение местной скорости в точке диаметрального сечения трубопровода на расстоянии от оси трубы и определение величины расхода, отличающийся тем, что измерение местной скорости производят в произвольной точке диаметрального сечения ограниченного эффективным радиусом ro=
R, где
- погрешность измерения площади сечения трубопровода, R - внутренний радиус трубопровода, а определение величины Q расхода осуществляют по формулеQ=(1
k)
vr
1-
,где vr - величина местной скорости;
K - удельный дисперсионный коэффициент.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в эксплуатационных системах для контроля расхода жидкости и газа на предприятиях тепло и энергоснабжения, а также ирригационных системах. Известен способ измерения расхода жидкости, основанный на эффекте Допплера. Способ заключается в том, что измерение местных скоростей осуществляется в ряде точек диаметрального сечения потока для получения профиля скоростей, причем в поток посылаются акустические импульсы определенной длительности и частоты. Измеряя время задержки, получают информацию о скорости частиц, находящихся в разных точках сечения потока. Согласно этому способу относительная погрешность измерения расхода обычно равна 0,02-0,03. Недостатком способа является то, что он используется только для измерения расхода жидкостей с достаточно большой погрешностью. Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является способ, заключающийся в том, что измерение средней скорости осуществляется на расстоянии 0,758 r (где r - внутренний радиус трубы) от оси трубы. При этом большой градиент скорости в данной точке приводит к нежелательному спектру допплеровского сигнала, затрудняющего измерение его средней частоты. При определении расхода жидкости и газа необходимо учесть величину погрешности площади сечения трубопровода. Основным недостатком способа является необходимость измерения скоростей с выполнением обязательного условия симметричности потока. Корректировка этих условий требует дополнительных технологических приемов и материальных затрат на специфическое аппаратурное оформление. Недостатком способа также является большая погрешность измерения, равная 0,02-0,03. Целью изобретения является упрощение способа и повышение точности измерения расхода жидкости и газа. Это достигается тем, что в способе измерения расхода жидкости и газа, включающем измерение местной или средней скорости в точке диаметрального сечения потока на расстоянии от оси трубы и определение величины расхода, измерение местной скорости осуществляют в произвольной точке диаметрального сечения потока, ограниченного эффективным радиусом rр, равнымro=
R, где
- погрешность, равная 0,005-0,1;R - внутренний радиус трубы,
а определение расхода жидкости и газа осуществляют по формуле:
Q=(1
k)
vr
1-
,где vr - местная скорость;
k - удельный дисперсионный коэффициент, равный 0,005-0,1;
ro - эффективный радиус измерительного объема. Измерение расхода жидкости и газа Q основывается на определении значений и использовании местной скорости vr и диаметрального сечения потока. Интегральное выражение расхода представляется в виде
Q=vo
1-a(r)
rdr, (1) где vo - максимальная скорость потока;R - гостируемый радиус внутреннего сечения трубопровода;
r - радиус измеряемого дифференциального объема (в качестве объема - точка измерения),
а(r) - функция, определяющая эффективную площадь сечения измеряемого дифференциального объема и радиальное распределение скоростей. Приведенная измеренная скорость по vo равна
vr/vo=1-a(r) r2 (2) Отсюда
= - 2a(r)
r-
r2 (3) В идеальном случае
=0 Соответственно
= 2
(4)выражение (4) приводят к виду
ln a(r) = -2ln
= ln
(5)a(r)=
(6)где r - эффективный радиус измерительного объема. Для учета погрешности определения расхода жидкости и газа рассчитываются дисперсионные характеристики скорости и транспортного времени
vr и
Tтр по массивам значений vr и Ттр.
vr=
; (7)
(8)где vr и Трт - удельные средние значения местной скорости и транспортного времени соответственно;
и
- текущие значения местной скорости и транспортного времени соответственно;N - текущее число измерений. Связь между транспортным временем и эффективным радиусом измеряемого объема определяется как
ro=vr
Tтр (9)Из (1) номинальный расход
Qн= vrSэфф= vr
1-
(10) дисперсная характеристика расхода жидкости и газа определяется как
Q=kQн (11)где К - удельный дисперсионный коэффициент расхода
К=(Кs2+Kv2+Ks
Kv)1/2; (12)где Ks - удельный дисперсионный коэффициент площади сечения потока;
Кv - удельный дисперсионный коэффициент местной скорости
Ks=
exp
-2
; (13)Kv=
(14)Для выполнения условий по погрешности
:K

; (15)ro=
R , (16)
=0,005-0,1, учитывая эксплуатационные условия. Предлагаемый способ обеспечивает надежность, достоверность измерений с точностью 0,005-0,1. Способ реализуется на известном оборудовании и не требует дополнительных материальных расходов.
Класс G01F1/66 измерением частоты, фазового сдвига, времени распространения электромагнитных или других волн, например ультразвуковые расходомеры
