устройство для смазки верхней подшипниковой опоры вертикального вала зубчатой передачи

Классы МПК:F16N7/14 с подачей смазочного вещества из резервуара с помощью механических средств
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Копейский машиностроительный завод им.С.М.Кирова
Приоритеты:
подача заявки:
1991-02-20
публикация патента:

Сущность изобретения: полый вал установлен концами в нижней и верхней подшипниковых опорах корпуса передачи. Корпус снабжен контрольной пробкой уровня масла. Маслосборное гнездо выполнено в форме цилиндрического стакана, установленного соосно валу на нижнюю подшипниковую опору с разложением верхнего среза стакана ниже уровня размещения контрольной пробки. Средство подачи масла выполнено в виде крыльчатки, размещенной внутри стакана и закрепленной на валу через распорную втулку. На внутренней поверхности стакана под крыльчаткой выполнены продольные канавки. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ВЕРХНЕЙ ПОДШИПНИКОВОЙ ОПОРЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВАЛА ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ, содержащее полый вал, установленный концами в нижней и верхней подшипниковых опорах корпуса передачи, средство подачи масла в полость вала и сообщенное с последней маслосборное гнездо, отличающееся тем, что корпус дополнительно снабжен контрольной пробкой уровня масла, при этом маслосборное гнездо выполнено в форме цилиндрического стакана, установленного соосно валу на нижнюю подшипниковую опору с расположением верхнего среза стакана ниже уровня размещения контрольной пробки корпуса, причем средство подачи масла выполнено в виде крыльчатки, размещенной внутри стакана и укрепленной на валу через распорную втулку, а на внутренней поверхности стакана под крыльчаткой выполнены продольные канавки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала.

Известно устройство для смазки зубчатых передач с вертикальным расположением вала, которое конструктивно сложно и не надежно в эксплуатации.

В этом устройстве маслонасос выполнен в виде винтовой нарезки на торце червячного вала, входящего в гладкое маслосборное гнездо нижней подшипниковой опоры.

В данной конструкции нижняя и верхняя подшипниковые опоры не подвергаются принудительной смазке, причем нижняя подшипниковая опора находится выше уровня масла в корпусе зубчатой передачи.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому (прототип) является устройство, содержащее полый вал с радиальными отверстиями в верхней части, а внутри полого вала - неподвижный винт.

К недостаткам данного устройства можно отнести относительную сложность его конструкции, связанную с выполнением винта длиной, равной длине отверстия вертикального вала, и достижением его соосности с отверстием вала.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение эксплуатационной надежности.

Это достигается тем, что в устройстве для смазки верхней подшипниковой опоры вертикального вала зубчатой передачи, содержащем полый вал, установленный концами в корпусах верхней и нижней подшипниковой опоры корпуса передачи и средства подачи масла с маслосборным гнездом, последние выполнены в виде цилиндрического стакана, установленного соосно полому валу на наружную проточку корпуса нижней подшипниковой опоры корпуса передачи с расположением верхней грани стакана ниже контрольной пробки корпуса передачи, а полый вал снабжен размещенной в верхней части стакана над подшипником в пакете с распорной втулкой крыльчаткой, причем на внутренней поверхности стакана под крыльчаткой выполнены вертикальные продольные канавки.

Таким образом благодаря наличию над подшипником цилиндрического стакана, установленного на наружной проточке корпуса нижней подшипниковой опоры, решается новыми техническими средствами гарантированная подача смазки к верхней подшипниковой опоре, а с выполнением на внутренней поверхности цилиндрического стакана под крыльчаткой продольных канавок стало возможным повысить производительность подачи смазки за счет исключения раскручивания масла, находящегося в стакане под крыльчаткой, и следовательно повысить под ней избыточное давление.

Следовательно, устройство соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнивая заявленное техническое решение не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники, позволяет сделать вывод об отсутствии в них признаков, сходных с существенными отличительными признаками в заявленном устройстве, и признать заявленное решение соответствующим критерию "существенные отличия".

На фиг.1 показана зубчатая передача с вертикальным расположением вала; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - сечение В-В на фиг.1.

Устройство включает корпус 1, который содержит корпус нижней подшипниковой опоры 2, верхней подшипниковой опоры 3, в которых на подшипниках 4 и 5 соответственно установлен вертикальный полый вал 6 с каналом 7, закрепленный от осевого смещения крышками 8 и 9. Полый вал 6 несет на себе зубчатое колесо 10, взаимодействующее с зубчатым колесом 11, и зубчатое колесо 12, взаимодействующее с зубчатым колесом следующей ступени (не показано). Корпус нижней подшипниковой опоры 2 выполнен с наружной проточкой, на которой установлен герметично цилиндрический стакан 13 с расположением его верхней грани ниже контрольной пробки 14 корпуса 1 передачи. В верхней части стакана на конце полого вала, над подшипником 4, в пакете с распорной втулкой 15 установлена крыльчатка 16, причем на внутренней поверхности цилиндрического стакана 13 под крыльчаткой 16 выполнены продольные канавки 17. Для подачи смазки необходимо чтобы верхний торец цилиндрического стакана 13 находится ниже минимального уровня масла в корпусе 1 зубчатой передачи.

Устройство работает следующим образом.

При вращении зубчатого колеса 11 приводится зубчатое колесо 10, связанное с полым валом 6, который начинает вращаться, приводя в движение крыльчатку 16. Благодаря вращению крыльчатки 16 находящееся масло в стакане 13 под некоторым давлением начинает перетекать через подшипник 4 в полость крышки 8 и попадает в канал 7 вала 6. Поднимаясь по каналу 7, масло попадает в полость крышки 9 и через подшипник 5, смазывая его, вытекает на зубчатое колесо 10 и контактирующее с ним колесо 11, а также на колесо 12, собираясь в конечном итоге в корпусе 1 зубчатой передачи.

Изобретение позволяет достигнуть интенсивной смазки не только верхней подшипниковой опоры вертикального вала, но и взаимодействующих между собой зубчатых колес, находящихся в корпусе редуктора.

Наверх