способ регулирования положения монтируемого ахтерштевня

Классы МПК:B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Львовский политехнический институт
Приоритеты:
подача заявки:
1990-11-26
публикация патента:

Использование: в технологии судостроения, в способах контроля монтажа ахтерштевня. Сущность: способ включает задание положения опорной прямой плазовыми метками, причем метку 1 располагают на носовой переборке машинного отделения, а метку 3 - вне корпуса судна за кормой. Измеряют расстояние от опорной прямой до внутренней поверхности сквозного отверстия в яблоке 5 ахтерштевня и перемещают ахтерштевень в заданное положение. Повышение точности монтажа достигается благодаря тому, что отображают форму поперечных сечений в яблоке ахтерштевня с кормовой и носовой частей судна в виде кривых малого масштаба, определяют центры сечений и фиксируют их положение. Перемещение ахтерштевня осуществляют в положение совмещения центров поперечных сечений отверстия в его яблоке 5 с опорной прямой. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МОНТИРУЕМОГО АХТЕРШТЕВНЯ относительно оси валопровода главного судового двигателя, заключающийся в том, что излучением и плазовыми метками определяют положение базовой прямой, при этом одну из меток располагают на носовой перегородке машинного отделения, а другую - вне корпуса судна за его кормой, после чего позиционируют ахтерштевень относительно базовой прямой, отличающийся тем, что, с целью повышения точности монтажа ахтерштевня в носовой и кормовой частях яблока ахтерштевня, форму его поперечных сечений отображают с помощью центровочного приспособления и контурографа в виде кривых уменьшенного масштаба, определяют центры сечений, фиксируют их совмещением с центрами прозрачных мишеней, которые располагают в центровочном приспособлении, а затем совмещают луч базовой прямой с центрами этих прозрачных мишеней посредством перемещения ахтерштевня.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам регулирования положения ахтерштевня во время монтажа его.

Известен способ контроля монтажа ахтерштевня относительно оси валопровода главного судового двигателя, заключающийся в том, что излучением и плазовыми метками определяют положение базовой прямой и перемещают ахдтерштевень в заданное положение.

Недостатком способа является низкая точность монтажа.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является способ регулирования положения монтируемого ахтерштевня относительно оси валопровода главного судового двигателя, заключающийся в том, что плазовыми метками задают положение базовой прямой, при этом одну из меток располагают на носовой перегородке машинного отделения, а другую - вне корпуса судна за его кормой, после чего позиционируют ахтерштевень относительно базовой прямой.

Недостатком известного способа является его невысокая точность. Это связано с тем, что ахтерштевень устанавливают относительно базовой прямой на основании линейных измерений от прямой до внутренней поверхности сквозного отверстия в яблоке ахтерштевня. Если базовую прямую реализуют визирной осью зрительной трубы оптического прибора, то величину расстояния отсчитывают по проекции перекрестия сетки нитей зрительной трубы на измерительном приборе, например линейке. Для этого же совмещают с центром перекрестия губку нутромера или штангенциркуля. По команде наблюдателя перемещают ахтерштевень таким образом, чтобы расстояние до четырех диаметрально расположенных точек, например, по горизонтали и вертикали были попарно равны. Такие же измерения производят и в том случае, если базовая прямая реализована с помощью стеклиня или оси лазерного излучения. Во всех случаях линейные измерения приходится производить на весу, что не позволяет достичь высокой точности.

Линейные измерения в четырех точках сечений, используемые в известном способе, могли бы обеспечить нахождение центров поперечных сечений отверстия в яблоке ахтерштевня с требуемой точностью в том случае, если бы отверстие имело идеальную круговую форму. Однако отверстия такого диаметра (до 1,5 м) идеальной формы не имеют. Определение центров сечений по четырем точкам не обеспечивает высокой точности измерений.

Определенная в результате линейных измерений точка, совмещаемая впоследствии с базовой прямой, не является центром поперечного сечения ахтерштевня. Центром поперечного сечения является точка, расположенная на наименьшем удалении от всех точек линии, полученной в результате пересечения внутренней поверхности отверстия в яблоке ахтерштевня с плоскостью сечения.

При регулировании положения монтируемого ахтерштевня известным способом отсутствует возможность совмещения центров поперечных сечений в отверстии ахтерштевня с базовой прямой, являющейся теоретической осью валопровода. Поэтому при расточке отверстия в яблоке ахтерштевня ось борштанги для расточки, которую ориентируют по оси валопровода, смещается относительно оси отверстия в яблоке ахтерштевня. Это приводит к неравномерности припуска на съем металла по периметру сечения и увеличению времени на расточку отверстия.

Целью изобретения является повышение точности монтажа ахтерштевня.

Поставленная цель достигается тем, что по способу регулирования положения монтируемого ахтерштевня, заключающемуся в том, что излучением и плазовыми метками определяют положение базовой прямой, при этом одну из меток располагают на носовой перегородке машинного отделения, а другую - вне корпуса судна за его кормой, после чего позиционируют ахтерштевень относительно базовой прямой, согласно изобретению в носовой и кормовой частях яблока ахтерштевня форму его поперечных сечений отображают с помощью центровочного приспособления и контурографа в виде кривых уменьшенного масштаба, определяют центры сечений, фиксируют их совмещением с центрами прозрачных мишеней, которые располагают в центровочном приспособлении, а затем совмещают луч базовой прямой с центрами этих прозрачных мишеней посредством перемещения ахтерштевня.

На фиг. 1 представлена схема регулирования положения монтируемого ахтерштевня; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - контурограмма поперечного сечения отверстия в яблоке ахтерштевня.

Способ регулирования положения монтируемого ахтерштевня относительно оси валопровода главного судового двигателя реализуется следующим образом. Теоретическую ось I-I валопровода главного судового двигателя закрепляют излучением и плазовыми метками, которые определяют положение базовой прямой. Метку 1 располагают на носовой перегородке 2 машинного отделения, а метку 3 - вне корпуса судна за его кормой, например на шергене 4. Измеряют расстояние от базовой прямой до поверхности сквозного отверстия в яблоке 5 ахтерштевня. Опорную прямую материализуют, например, осью коллимированного лазерного излучения. Для этого устанавливают за кормой в зоне второй плазовой метки лазерный излучатель 6, а в зоне первой плазовой метки устанавливают двухкоординатное приемное устройство, например ФЭРУ 7.

В носовой и кормовой частях яблока ахтерштевня форму его поперечных сечений А-А отображают с помощью центровочного приспособления 8 и контурографа 9, установленного в отверстии центральной части 10 центровочного приспособления. Рабочий орган контурографа выполнен в виде поворотного рычага.

За один полный оборот рычага записывающий орган контурографа отобразит в уменьшенном виде поперечное сечение отверстия в яблоке ахтерштевня, например, в виде конхоиды 11. Определяют центры сечений как центры тяжести кривых, отображающих сечения в уменьшенном масштабе, и совмещают с ними центры отверстий в центральной части центровочных приспособлений. Положение центров сечений фиксируют совмещением с центрами прозрачных мишеней 12, которые располагают в отверстиях центральных частей центровочных приспособлений. Ахтерштевень позиционируют, для чего совмещают луч базовой прямой с центрами этих прозрачных мишеней посредством перемещения ахтерштевня.

Регулирование положения монтируемого ахтерштевня относительно оси валопровода главного судового двигателя осуществляется следующим образом. Теоретическую ось I-I валопровода главного судового двигателя закрепляют излучением и плазовыми метками, которые определяют положение базовой прямой. Базовая прямая совпадает с теоретической осью валопровода. Метку 1 располагают на носовой перегородке 2 машинного отделения, а метку 3 располагают пне корпуса судна за его кормой, например на шергене 4. Измеряют расстояние от базовой прямой до поверхности сквозного отверстия в яблоке 5 ахтерштевня. Базовую прямую материализуют, например, осью коллимированного лазерного излучения. Для этого устанавливают за кормой, на шергене 4, в зоне плазовой метки 3 лазерный излучатель 6, снабженный коллиматором. В зоне плазовой метки 1 устанавливают двухкоординатное приемное устройство, например ФЭРУ 7. Нулевой отсчет по ФЭРУ соответствует совпадению его центра с плазовой меткой 1 и опорной прямой. Ось лазерного излучения совмещают с плазовой меткой 3 и центром ФЭРУ 7. При этом ось лазерного излучения совмещают с базовой прямой. В выбранных поперечных сечениях яблока 5 ахтерштевня, например в сечениях А-А, устанавливают и закрепляют центровочное приспособление 8, конструкция которого предусматривает возможность перемещения в небольших пределах его центральной части 10. В отверстии центральной части 10 приспособления 8 устанавливают контурограф 9, рабочий орган которого выполнен, например, в виде рычага. Один конец рычага содержит, например, подпружиненный ролик, контактирующий с поверхностью отверстия в яблоке ахтерштевня, а другой конец - записывающий орган для отображения формы поперечного сечения в уменьшенном масштабе. За один полный оборот рычага записывающий орган отобразит форму поперечного сечения отверстия в яблоке ахтерштевня в виде кривой малого масштаба, например конхоиды 11.

Центр сечения определяют как центр тяжести конхоиды. Ось вращения контурографа, совпадающая с осью отверстия в центральной части 10 приспособления 8, не совпадает с центром сечения.

Определяют координаты сечения относительно оси вращения контурографа и перемещают в плоскости поперечного сечения центральную часть 10 центровочного приспособления 8 до совмещения оси отверстия центральной части 10 с центром сечения. Фиксируют положение центров сечений. Для этого вместо контурографа 9 устанавливают в отверстие центральной части 10 прозрачные мишени 12, центры которых совпадают с центрами сечений.

Ахтерштевень позиционируют, для чего совмещают луч базовой прямой с центрами прозрачных мишеней 12 посредством перемещения ахтерштевня. При этом с помощью коллиматора расфокусировывают пучок лазерного излучения, добиваясь устойчивой интерференционной кольцевой структуры проекций лазерного пучка на прозрачных мишенях 12. Центры мишеней совмещают с центрами проецируемых на них интерференционных колец.

Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам

способ монтажа зонального блока в отсеке судна -  патент 2527251 (27.08.2014)
способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов -  патент 2526399 (20.08.2014)
способ возведения железобетонного палубного перекрытия с большим пролетом -  патент 2522712 (20.07.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
морская гравитационная платформа -  патент 2512783 (10.04.2014)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
плавучая топливозаправочная станция, цистерна для плавучей топливозаправочной станции и способ изготовления плавучей топливозаправочной станции -  патент 2489304 (10.08.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
способ сборки конструкции судна с металлическим корпусом -  патент 2486097 (27.06.2013)
способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна -  патент 2483965 (10.06.2013)
Наверх