защитный шлем летчика

Классы МПК:B64D10/00 Летные костюмы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Научно-производственное предприятие "Звезда"
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-05
публикация патента:

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения экипажа скоростного самолета при катапультировании, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для пилотов скоростных самолетов. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения надежности защиты от набегающего воздушного потока при катапультировании. Защитный шлем летчика содержит закрепленный на жесткой части смотровой щиток 4, установленный на оси кулачка 2 при помощи кронштейна 5 со штырем-фиксатором 6 и промежуточного элемента-упора 8, соединенных шарнирно как между собой, так и с кулачком 2, при этом запорная рукоятка 7, установленная на штыре-фиксаторе 6 кронштейна 5, выполнена с выступом-упором и используется при фиксации как распорка между кронштейном 5 и промежуточным элементом-упором 8, запирающая штырь-фиксатор 6 во впадине кулачка 2, кроме того, шарнир, соединяющий кронштейн 5 с промежуточным элементом-упором 8, расположен выше оси кулачка 2, что позволяет использовать воздействие воздушного потока и вертикальных перегрузок как силы, дополнительно запирающей штырь-фиксатор 6 во впадине кулачка 2. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

ЗАЩИТНЫЙ ШЛЕМ ЛЕТЧИКА, содержащий смотровой щиток, закрепленный на жесткой части шлема посредством левого и правого узлов крепления, состоящих из кронштейнов, закрепленных на смотровом щитке, кулачков, выполненных за одно целое с осями и закрепленных на жесткой части шлема, штырей-фиксаторов, винтовых цилиндрических пружин и запорной рукоятки, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем повышения надежности защиты от набегающего воздушного потока при катапультировании, каждый узел крепления снабжен промежуточным элементом-упором, установленным шарнирно на кронштейне и на оси кулачка, запорная рукоятка выполнена с выступом-упором и установлена на штыре-фиксаторе, закрепленном на левом кронштейне, винтовые цилиндрические пружины установлены соответственно между запорной рукояткой и промежуточным элементом-упором левого узла крепления и между кронштейном и промежуточным элементом-упором правого узла крепления, при этом шарниры, соединяющие кронштейны с промежуточными элементами-упорами, расположены выше шарниров, соединяющих промежуточные элементы-упоры с осями кулачков.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к индивидуальным средствам спасения экипажа самолета, а именно к защитным шлемам летчика, предназначенным для пилотов скоростных самолетов.

За прототип взят отечественный серийный защитный шлем летчика ЗШ-5, содержащий смотровой щиток, закрепленный на жесткой части шлема посредством левого и правого узлов крепления, состоящих из кронштейнов, закрепленных на смотровом щитке, кулачков, выполненных за одно целое с осями и закрепленных на жесткой части шлема, штырей-фиксаторов, винтовых цилиндрических пружин и запорной рукоятки.

Недостатком конструкции известного защитного шлема является недостаточная надежность фиксации правого кронштейна в нижнем положении, при относительно надежной фиксации левого кронштейна, набегающий воздушный поток при катапультировании бывает пульсирующим и неоднородным, т. е. штырь-фиксатор правого кронштейна, дополнительно подпружиненного, может иметь возвратно-поступательные колебания в пределах паза, т. е. может быть выведен из впадины правого кулачка. Фиксация смотрового щитка обеспечивается только штырем-фиксатором запорной рукоятки левого кронштейна, что недостаточно, так как подъемная сила воздушного потока поднимает правую сторону смотрового щитка, образуется широкая щель между щитком и кислородной маской, увеличивая парусность, что резко увеличивает подъемную силу, которая в итоге часто приводит к разрушению смотрового щитка.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем воздействия набегающего воздушного потока при катапультировании.

Цель достигается тем, что в защитном шлеме летчика, содержащем смотровой щиток, закрепленный на жесткой части шлема посредством левого и правого узлов крепления, состоящих из кронштейнов, закрепленных на смотровом щитке, кулачков, выполненных за одно целое с осями и закрепленных на жесткой части шлема, штырей-фиксаторов, винтовых цилиндрических пружин и запорной рукоятки, согласно изобретению, каждый узел крепления снабжен промежуточным элементом-упором, установленным шарнирно на кронштейне и на оси кулачка, запорная рукоятка выполнена с выступом-упором и установлена на штыре-фиксаторе, закрепленном на левом кронштейне, винтовые цилиндрические пружины установлены соответственно между запорной рукояткой и промежуточным элементом-упором левого узла крепления и между кронштейном и промежуточным элементом-упором правого узла крепления, при этом шарниры, соединяющие кронштейны с промежуточными элементами-упорами, расположены выше шарниров, соединяющих промежуточные элементы-упоры с осями кулачков.

На фиг. 1 показан вид шлема слева (винтовая цилиндрическая пружина не показана; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид шлема справа (винтовая цилиндрическая пружина не показана); на фиг. 4 - сечение Б-Б, фиг. 3.

Защитный шлем летчика содержит собственно шлем 1 с левым 2 и правым 3 кулачками, выполненными за одно целое с осями, смотровой щиток 4, левый кронштейн щитка 5 со штырем-фиксатором 6, запорной рукояткой 7, промежуточным элементом-упором 8, винтовой цилиндрической пружиной 9, правый кронштейн щитка 10, со штырем-фиксатором 11 с промежуточным элементом-упором 12 и винтовой цилиндрической пружиной 13.

Фиксация смотрового щитка 4 в нижнем (опущенном) положении осуществляется за счет того, что пружина 9, установленная между промежуточным элементом-упором 8 и запорной рукояткой 7, а также пружина 13, установленная между промежуточным элементом-упором 12 и кронштейном 10, поворачивают кронштейны 5, 10 вокруг второго шарнира, соединяющего кронштейны с промежуточными элементами. При этом штыри-фиксаторы 6, 11 задвигаются в нижние впадины кулачков 2, 3. Кроме того, запорная рукоятка 7, поворачиваемая пружиной 9 относительно кронштейна 5, становится враспор с промежуточным элементом-упором 8 и препятствует выходу штыря-фиксатора 6 из нижней впадины кулачка 2, а также препятствует выходу штыря-фиксатора 11 из нижней впадины кулачка 3, так как фиксаторы 6 и 11 связаны соединительным элементом смотровым щитком 4. Поворот смотрового щитка 4 возможен лишь только при сжатии навстречу друг другу лапок запорной рукоятки 7 и промежуточного элемента-упора 8, при этом запорная рукоятка 7, поворачиваясь относительно кронштейна 5, выходит из распорного положения. При дальнейшем повороте запорная рукоятка 7 упирается в кронштейн 5 и поворачивает его, при этом выводит штырь-фиксатор 6 из нижней впадины кулачка 2 соответственно и с правой стороны выводится штырь-фиксатор 11 из нижней впадины кулачка 3. Далее за сжатые лапки запорной рукоятки 7 и промежуточного элемента-упора 8 производят поворот смотрового щитка 4 в верхнее положение, отпускают лапки, штыри-фиксаторы 6, 11 заходят в верхние впадины кулачков 2, 3 и фиксируют смотровой щиток 4 в верхнем положении. (56) Авторское свидетельство СССР N 436522, кл. А 62 В 3/00.

Класс B64D10/00 Летные костюмы

противоперегрузочный костюм (варианты) -  патент 2452665 (10.06.2012)
прибор ночного видения для пилота -  патент 2442725 (20.02.2012)

стимулятор венозного потока -  патент 2391086 (10.06.2010)
система подачи кислорода пассажирам воздушного судна -  патент 2363624 (10.08.2009)
комплект полетного костюма для космонавта -  патент 2358625 (20.06.2009)
полетное нательное теплое белье для космонавта -  патент 2358624 (20.06.2009)
носки для космонавта -  патент 2358623 (20.06.2009)
высотный компенсирующий комплект -  патент 2258547 (20.08.2005)
противоперегрузочный костюм бескамерного типа -  патент 2254272 (20.06.2005)
защитная обувь скафандра -  патент 2225334 (10.03.2004)
Наверх