устройство для фиксации резьбового стержня

Классы МПК:F16B39/10 пластинкой или кольцом, неподвижными относительно болта или закрепляемого им элемента
F16B39/24 простыми или пружинными шайбами или упругими пластинками, стопорящимися относительно закрепляемого элемента
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Войсковая часть 25840
Приоритеты:
подача заявки:
1991-05-07
публикация патента:

Использование: в машиностроении для стопорения резьбовых элементов. Сущность изобретения: устройство содержит гайку 1, резьбовой стержень 2, охватывающий его стопорный элемент в виде шайбы 3 из эластичного материала, плоскую шайбу 4 и шайбу 5 с буртом, выполненным со стороны гайки. При этом отверстие в шайбе 5 выполнено фигурным с кольцевым срезом 8 в сторону соединяемой детали 6. 5 з. п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗЬБОВОГО СТЕРЖНЯ, содержащее навинченную на резьбу стержня гайку, расположенную под гайкой подкладную шайбу, а также стопорный элемент из эластичного материала и шайбу с буртом, размещенную на стержне со стороны соединяемой детали и обращенную буртом в сторону гайки, при этом стопорный элемент расположен между шайбами с охватом резьбового стержня, а наружный диаметр подкладной шайбы больше максимального торцового размера гайки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации при длительной эксплуатации устройства, стопорный элемент выполнен в виде шайбы, подкладная шайба выполнена плоской диаметром, меньшим диаметра стопорного элемента.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что высота бурта шайбы больше толщины стопорного элемента.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что высота бурта шайбы больше суммарной толщины стопорного элемента и плоской шайбы.

4. Устройство по пп. 1 - 3, отличающееся тем, что отверстие шайбы с буртом выполнено конусным с большим основанием, обращенным в сторону соединяемой детали.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что отверстие в шайбе с буртом выполнено фигурным.

6. Устройство по п. 5, отличающееся тем, что боковые стенки фигурного отверстия в шайбе с буртом выполнены наклонными с увеличением диаметра отверстия в сторону соединяемой детали.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при стопорении резьбовых соединений (болтов, шпилек).

Известно резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, гайку с выточкой и установленный в выточке стопорный элемент, выполненный в виде резинового кольца, стопорящего при затяжке как гайку, так и резьбовой стержень относительно соединяемой детали [1] .

Недостатком этого устройства является ограниченная эффективность и надежность.

Известно также устройство для фиксации резьбового стержня, содержащее гайку, резьбовой стержень и охватывающий его стопорный элемент в виде эластичной шайбы [2] .

Недостатками этого устройства являются низкие эксплуатационные возможности и ограниченная надежность.

Наиболее близким решением к изобретению является устройство для фиксации резьбового стержня, содержащее навинченную на резьбу стержня гайку, расположенную под гайкой прокладную шайбу, а также стопорный элемент из эластичного материала и шайбу с буртом, размещенную на стержне со стороны соединяемой детали и обращенную буртом в сторону гайки, при этом стопорный элемент расположен между шайбами с охватом резьбового стержня, а наружный диаметр подкладной шайбы больше максимального торцового размера гайки [3] .

Недостатком данного объекта является снижение надежности фиксации при длительной эксплуатации устройства.

Целью изобретения является повышение надежности фиксации при длительной эксплуатации устройства.

Это достигается тем, что стопорный элемент выполнен в виде шайбы, подкладная шайба выполнена плоской, диаметром меньше диаметра стопорного элемента.

Кроме того, шайба с буртом может быть выполнена с высотой бурта, превышающей толщину стопорного элемента и превышающей суммарную толщину стопорного элемента и плоской шайбы.

Отверстие шайбы с буртом может быть выполнено конусным с большим основанием, обращенным в сторону соединяемой детали; фигурным; с наклонными боковыми стенками фигурного отверстия с увеличением диаметра отверстия в сторону соединяемой детали. Фигурное отверстие может быть выполнено в виде лепестков, секторов, сегментов.

На фиг. 1 изображено устройство для фиксации резьбового стержня до затяжки соединения; продольный разрез; на фиг. 2 - то же, после затяжки соединения; на фиг. 3 - шайба с буртом, вид со стороны бурта.

Устройство для фиксации резьбового стержня содержит гайку 1, резьбовой стержень 2, охватывающий его стопорный элемент в виде шайбы 3 из эластичного материала, плоскую шайбу 4 и шайбу с буртом 5. При этом плоская шайба 4 установлена между гайкой 1 и стопорным элементом 3, шайба с буртом 5 - между стопорным элементом 3 и соединяемой деталью 6, а диаметр плоской шайбы 4 меньше диаметра стопорного элемента 3.

В вариантах устройства высота бурта 5 больше толщины стопорного элемента 3 или больше толщины стопорного элемента 3 и плоской шайбы 4. Наружный диаметр шайбы 4 больше наружного диаметра гайки 1. Диаметр отверстия шайбы с буртом 5 больше диаметра отверстия стопорного элемента 3. Отверстие шайбы с буртом 5 выполнено коническим в сторону соединяемой детали 6. Отверстие в шайбе с буртом выполнено фигурным, например, в виде лепестков 7, секторов, сегментов. В фигурном отверстии шайбы с буртом боковые стенки 8 выполнены наклонными в сторону соединяемой детали.

Устройство работает следующим образом.

Ввинчивают резьбовой стержень 2 в отверстие соединяемой детали 6. На резьбовой стержень последовательно устанавливают шайбу с буртом 5, стопорный элемент 3, шайбу 4 и гайку 1. Затем затягивают гайку 1, при этом стопорный элемент 3, деформируясь, фиксирует резьбовой стержень 2 от самопроизвольного отвинчивания.

Разборку соединения производят в обратном порядке.

Положительный эффект предложения состоит в том, что повышается надежность стопорения за счет деформации элемента 3 и охватывания шайб 3 и 5 с разных сторон. Применение фигурного отверстия 7 с наклонными стенками 8 обеспечивает возможность центрирования стержня 2 и повышение надежности его фиксации.

Варианты конструкции по п. 2-6 обеспечивают повышение надежности фиксации резьбового стержня 2 за счет улучшения возможности деформации стопорного элемента 3.

Устройство обеспечивает расширение его эксплуатационных возможностей, оно может быть использовано не только для болтов, но и для шпилек. (56) 1. Патент Франции N 711612, кл. F 16 B 39/10, 1931.

2. Авторское свидетельство СССР N 720215, кл. F 16 B 39/10, 1980.

3. Патент США N 3216475, кл. 151-15, 1965.

Класс F16B39/10 пластинкой или кольцом, неподвижными относительно болта или закрепляемого им элемента

устройство для стопорения -  патент 2501994 (20.12.2013)
устройство для слива топливного компонента из бака изделия -  патент 2495264 (10.10.2013)
многогранная шайба конструкции землякова для установки на грани головки дополнительного болта -  патент 2412382 (20.02.2011)
способ резьбового крепления деталей -  патент 2401950 (20.10.2010)
стопорный болт землякова для крепления в глухом отверстии -  патент 2354861 (10.05.2009)
стопорный болт землякова для сквозного резьбового отверстия -  патент 2353832 (27.04.2009)
замок королева в.м. для поворотного крепежного элемента и шарнирный узел механической системы управления поверхностями управления самолета с использованием упомянутого замка -  патент 2263831 (10.11.2005)
резьбовое соединение конструктивных элементов -  патент 2253050 (27.05.2005)
устройство для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей аэрогидравлических каналов газотурбинных двигателей и вариант его выполнения -  патент 2247267 (27.02.2005)
резьбовое соединение фланцев -  патент 2226625 (10.04.2004)

Класс F16B39/24 простыми или пружинными шайбами или упругими пластинками, стопорящимися относительно закрепляемого элемента

Наверх