двигатель внутреннего сгорания с возвратно-качательным движением рабочих органов

Классы МПК:F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Слукин Евгений Юрьевич,
Слукин Юрий Евгеньевич
Приоритеты:
подача заявки:
1990-06-22
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к роторным двигателям. Цель изобретения - улучшение весогабаритных характеристик. Роторный двигатель содержит компрессорную и рабочую камеры, соединенные каналами с запорными элементами в виде цилиндрических золотников с диаметральным проходным отверстием, управляемым кулачком, лопастью, установленной на оси ротора, и отсечных клапанов. Запорные элементы в коллекторе выпуска выполнены в виде двуплечей качающейся заслонки, общей для двух соседних полостей, подвижно установленной на оси в радиальном выступе корпуса с рычагом, охваченным качающейся вилкой на оси, контактирующей с толкателем , установленным на оси ротора. 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11

Формула изобретения

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВОЗВРАТНО-КАЧАТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ РАБОЧИХ ОРГАНОВ, содержащий корпус, в котором расположены компрессорная и рабочая секции с цилиндрическими рабочими камерами, разделенными радиальными выступами корпуса на полости изменяемого объема, ротор с качающимся валом, расположенный по оси секций и снабженный рабочими органами в виде лопасти, механизм преобразования движения ротора, связанный с выходным валом, впускной коллектор компрессорной секции с автоматическими клапанами на входе, перепускной канал, связывающий компрессорную и рабочую секции, и коллектор выпуска отработавших газов из рабочей секции, причем перепускной канал и коллектор выпуска снабжены запорными элементами, отличающийся тем, что, с целью улучшения массогабаритных характеристик, запорные элементы перепускного канала выполнены в виде последовательно расположенных качающегося цилиндрического золотника с диаметральным проходным отверстием, управляемого кулачком, установленным на оси ротора, и подпружиненного отсечного клапана, а запорный элемент коллектора выпуска выполнен в виде двуплечей качающейся заслонки, общей для двух соседних полостей и подвижно установленной на оси в радиальном выступе корпуса, а на оси заслонки закреплен рычаг, охваченный качающейся вилкой, контактирующей с толкателем, установленным на оси ротора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при разработке роторных двигателей.

Известен двигатель внутреннего сгорания с возвратно-качательным движением рабочих органов, содержащий корпус с цилиндрическими рабочими камерами, разделенными радиальными выступами, ротор с качающимся валом, расположенный по оси секции, снабженный рабочими органами в виде пустотелых лопастей, участвующих своей внешней поверхностью совместно с поверхностью корпуса в регулировке входа горючей смеси и выхода отработанных газов.

Недостатком данного устройства является большой объем, который занимают пустотелые лопасти ротора.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству в качестве прототипа взят двигатель внутреннего сгорания с возвратно-качательным движением рабочих органов, содержащий корпус, в котором расположены компрессорная и рабочая секция с цилиндрическими рабочими камерами, разделенными радиальными выступами корпуса на полости изменяемого объема, ротор с качающимся валом, расположенный по оси секций и снабженный рабочими органами в виде лопастей, механизм преобразования движения ротора, связанный с выходным валом, впускной коллектор компрессорной секции с автоматическими клапанами на входе, перепускной канал, связывающий компрессорную и рабочую секции, и коллектор выпуска отработавших газов из рабочей секции, причем перепускной канал и коллектор выпуска снабжены запорными элементами.

Недостатком этого двигателя является внедрение каналов в радиальные выступы корпуса, что требует установки дополнительного блока с запорными элементами и наличие перепускных каналов в виде трубопроводов большой протяженности от компрессора до рабочей секции.

Целью изобретения является улучшение весогабаритных характеристик за счет внедрения запорных элементов перепускного канала, выполненных в виде последовательно расположенных качающихся цилиндрических золотников с диаметральными проходными отверстиями, управляемых кулачками, установленными на осях ротора, служащими для связи камер компрессора и двигателя, и подпружиненного отсечного клапана для своевременного перекрытия рабочей и компрессорной камеры, а также за счет внедрения запорного элемента в виде двуплечей качающейся заслонки, общей для двух соседних полостей и подвижно установленной на оси в радиальном выступе корпуса, служащей для выпуска отработанных газов, на оси заслонки закреплен рычаг, охваченный качающейся вилкой, контактирующей с толкателем, установленным на оси ротора.

Указанная цель достигается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания с возвратно-качательным движением рабочих органов, содержащем корпус, в котором расположены компрессорная и рабочие секции с цилиндрическими рабочими камерами, разделенными радиальными выступами корпуса на полости изменяемого объема, ротор с качающимся валов, расположенный по оси секции и снабженный рабочими органами в виде лопастей, механизм преобразования движения ротора, связанный с выходным валом, впускной коллектор компрессорной секции с автоматическими клапанами на входе, перепускной канал, связывающий компрессорную и рабочую секции, и коллектор выпуска отработавших газов из рабочей секции, перепускной канал и коллектор выпуска снабжены запорными элементами, при этом запорные элементы перепускного канала, соединяющие компрессорную и рабочие секции, выполнены в виде последовательно расположенных качающегося цилиндрического золотника с диаметральным проходным отверстием, управляемого кулачком, установленным на оси ротора, служащего для своевременного открытия канала из компрессорной в рабочую камеры при создании рабочего такта, и подпружиненного отсечного клапана для предотвращения перепуска отработанных газов из рабочей в компрессорную камеру, а для регулировки выхода сгоревших газов служит запорный элемент коллектора выпуска, выполненный в виде двуплечей качающейся заслонки, общей для двух соседних полостей и подвижно установленной на оси в радиальном выступе корпуса, на оси заслонки установлен рычаг, охваченный вилкой, контактирующй с толкателем, установленным на оси ротора.

Сравнение заявляемого технического решения с прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна".

При изучении других известных технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 изображен предлагаемый двигатель и насос, воб сбоку; нафиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - двигатель и компрессор, вид сбоку; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3. (регулировка двуплечей заслонки, (I вариант); на фиг. 5 - двигатель и компрессор, вид сбоку; на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 5 (регулировка двуплечей заслонки, (II вариант); на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг; 1; на фиг. 8 - двуплечая заслонка в аксонометрии; на фиг. 9 - подпружиненные золотники с кулачками, отсечные клапаны и канал из камеры компрессора в камеру сгорания двигателя (разрез Д-Д на фиг. 7); на фиг. 10 - подпружиненные золотники с кулачками, отсечные клапаны и каналы из компрессорной камеры в камеру сгорания (разрезы Е-Е и Ж-Ж на фиг. 9); на фиг. 11 - подпружиненные золотники с кулачками, отсечной клапан и каналы из компрессорной секции в камеру сгорания двигателя.

Двигатель имеет корпус 1 с двуплечими заслонками 2 и 21, ограниченный с обеих сторон крышками 3 и 31, подвижной ротор 4, совершающий возвратно-качательное движение с лопастями 5, связанный жестко через вал 6 с кривошипно-шатунным механизмом 8, передающим вращательное движение валу 9, закрытому крышкой 10 с камерой 11. В корпусе имеются выходные каналы 12 и 121 из каждой рабочей камеры 13, выход из которых регулируется двуплечей заслонкой 14, установленной на осях 15 в крышках корпуса с возможностью колебательного движения. Двуплечая заслонка в верхней части имеет плоские поверхности 16 под углом с уклоном к выходным каналам, а нижняя часть входит в вырез 17 в радиальном выступе корпуса. На валу ротора жестко закреплены кронштейн 18 с толкателями 19, закругленными в верхних крайних частях и действующими на коромысло 20, имеющее форму двуплечей заслонки и жестко закрепленное на оси 21 двуплечей заслонки (I вариант регулировки двуплечей заслонки) и кронштейн 22 с толкателями 23, действующими на качающуюся вилку 24 с осью 25, передающую колебательное движение через рычаг 26, жестко закрепленный осью 27 двуплечей заслонки (II вариант регулировки двуплечей заслонки).

Для подачи горючей смеси под давлением в камеры сгорания 28 служит роторный компрессор, жестко закрепленный с валом двигателя, имеющим корпус 29 с радиальными выступами 30 и 311, ограниченный с обеих сторон крышками 31 и 311, впускные клапаны 32 и 321 на каждую рабочую камеру 33 и ротор 34 с радиальными выступами 35.

Для впуска горючей смеси на каждый рабочий такт двигателя из рабочей камеры компрессора служат подпружиненные, последовательно расположенные качающиеся цилиндрические заслонки 36 и 361, находящиеся в корпусе 37, закрепленные в крышках корпусов двигателя и компрессора с диаметральными проходными отверстиями 38 и 381, управляемыми кулачками 39 и 391, установленными на оси ротора и выступающими в рабочей камере компрессора, и подпружиненные отсечные клапаны 40 и 401, связанные с камерой сгорания двигателя через каналы 41 и 411 в корпусе клапана.

Работа двигателя происходит (показана работа одной рабочей камеры двигателя и компрессора) следующим образом.

Кронштейн 18 с толкателем 19 действует на коромысла 20 и через оси 21 и 15 на двуплечую заслонку 14, которая при колебательном движении через вырез 17 своей плоской поверхностью 16 касается корпуса 1 и перекрывает выходной канал 12, а выходной канал 121 открывается для выхода сгоревших газов из рабочей камеры 13 двигателя, ограниченной крышками 3 и 31. При дальнейшем движении лопасти 5 ротора 4, когда выходной канал 12 уже закрыт, для предотвращения выброса горючей смеси 43 рабочей камеры 33 роторного компрессора, ограниченной крышками 31 и 311, впускные подпружиненные клапаны 32 и 321 закрыты. Лопасть ротора 34 действует на кулачки 39 подпружиненного золотника 36 в корпусе 37 с каналом 41, открывая проход через отверстия 38 в камеру сгорания 28 двигателя. Отсечной подпружиненный клапан 40, который работает в направлении камеры сгорания, открывается, пропуская горючую смесь, а когда давление в камере сгорания и в компрессорной камере сравняется, канал перекрыватся.

С противоположных сторон рабочих камер двигателя и компрссора выходной канал 12 открыт, а впускной клапан 321, канал 411 в корпусе 37 клапаном 361 с диаметральными отверстиями 381, кулачками 391 и отсечным клапаном 401 закрыты. При сгорании горючей смеси в камере сгорания образовавшиеся газы давят на лопасть 5 ротора двигателя, которая начинает движение от одного радиального выступа к другому - выступу, а лопасть ротора компрессора - от радиального выступа 30 к радиальному выступу 301 корпуса 29. Действие на кулачки 39 прекращается и подпружиненный золотник 36 закрывает канал 41. При дальнейшем движении лопасти компрессора возникает вакуум и горючая смесь поступает через открывшийся подпружиненный клапан 32, а ранее поступившая горючая смесь сжимается между лопастью ротора и радиальным выступом 301 корпуса 29. Действие на кулачки 39 прекращается и подпружиненный золотник 36 закрывает канал 41.

При подходе лопастей к противоположным радиальным выступам двигателя и компрессора рабочий процесс повторяется в обратном порядке . Возвратно-качательное движение лопастей двигателя и компрессора, вала 6, кронштейна 7 через кривошипно-шатунный механизм 8 превращается во вращательное движение вала 9, который работает в камере 11 с крышкой 10, где происходит смазка трущихся поверхностей (I-й ваpиант регулировки двуплечей заслонки). При втором варианте регулировки двуплечей заслонки на нее действует подпружиненный с возможностью регулировки толкатель 23 на кронштейне 22, жестко закрепленного с валом ротора, через вилку 24 с осью 25 на рычаг 26, закрепленный жестко на оси 27. В результате этого выходной канал 12 закрывается, а канал 121 открывается и рабочий процесс в дальнейшем происходит подобно рабочему процессу в I варианте.

Использование предлагаемого технического решения позволяет получить двигатель двустороннего действия, повысить производительность двигателя за счет увеличения количества рабочих секций, выполнить принудительную подачу горючей смеси под давлением в камеру сгорания с помощью роторного компрессора, установленного на одном валу с двигателем, и принудительную регулировку выхода сгоревших газов из рабочих секций от вала ротора.

(56) Патент США N 2989040, кл. 123-18, опубл. 1961.

Класс F02B53/00 Конструктивные элементы и отличительные особенности роторно-поршневых двигателей или двигателей с качающимися рабочими органами, обусловленные внутренним сгоранием

сферический роторно-волновой двигатель с управляемыми параметрами -  патент 2529614 (27.09.2014)
двигатель внутреннего сгорания: 6-ти тактный роторный двигатель с вращающимися запорными элементами, раздельными роторными секциями разного назначения, камерами сгорания неизменного объема, расположенными в рабочих роторах -  патент 2528796 (20.09.2014)
роторный двигатель -  патент 2528784 (20.09.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2527808 (10.09.2014)
двухсекционный роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2525559 (20.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2524795 (10.08.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания -  патент 2511953 (10.04.2014)
роторно-поршневой двигатель "fym-2"(варианты) -  патент 2509222 (10.03.2014)
роторный двигатель внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2506439 (10.02.2014)
бескривошипный роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания изменяемой мощности -  патент 2506438 (10.02.2014)
Наверх