система посадки летательного аппарата

Классы МПК:B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Институт высоких температур Научного объединения "ИВТАН"
Приоритеты:
подача заявки:
1992-06-30
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и предназначено для посадки летательных аппаратов посредством управляемых электромагнитных полей в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы. Технической задачей изобретения является повышение безопасности при посадке летательного аппарата путем его пространственной ориентации электромагнитным полем. Для этого в системе, включающей летательный аппарат, на нижней поверхности установлены регулируемые элементы с электромагнитными свойствами, размещенные по крайней мере в количестве не менее трех по разные стороны от центра масс летательного аппарата. Элементы взаимодействуют с электромагнитами, установленными на взлетно-посадочной полосе. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

СИСТЕМА ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая установленные вдоль взлетно-посадочной полосы под ее покрытием источники электромагнитного поля, взаимодействующие с элементами с электромагнитными свойствами, размещенными на корпусе летательного аппарата, отличающаяся тем, что элементы с электромагнитными свойствами выполнены с возможностью регулировки магнитного потока и установлены на нижней поверхности летательного аппарата в вершинах треугольника, охватывающего центр масс летательного аппарата.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации и предназначено для посадки летательных аппаратов посредством управляемых электромагнитных полей в условиях ограниченной длины взлетно-посадочной полосы.

Известно устройство (прототип) для торможения летательных аппаратов, содержащее установленные под покрытием взлетно-посадочной полосы ряд электромагнитов, подключенных к питающей сети, которые взаимодействуют с нижней поверхностью летательного аппарата.

Недостаток - отсутствие управления посадкой летательного аппарата, что ухудшает безопасность при посадке.

Технической задачей изобретения является создание системы повышенной безопасности при посадке летательного аппарата путем управления его пространственной ориентации электромагнитным полем.

Это достигается тем, что в системе посадки летательного аппарата, содержащей установленные вдоль взлетно-посадочной полосы под ее покрытием источники электромагнитного поля, взаимодействующие с элементами с электромагнитными свойствами, размещенными на корпусе летательного аппарата, элементы с электромагнитными свойствами выполнены с возможностью регулировки магнитного потока и установлены в вершинах треугольника, охватывающего центр масс летательного аппарата.

Наличие регулируемых элементов на летательном аппарате позволяет управлять потокосцеплением, т. е. изменять силу электродинамического взаимодействия между летательным аппаратом и электромагнитами, установленными на взлетно-посадочной полосе.

Установка указанных элементов по разные стороны относительно центра масс и управление каждым элементом по отдельности позволяет создавать моменты сил относительно центра масс летательного аппарата, которые управляют угловым пространственным положением аппарата, т. е. изменяют угол тангажа, крена и т. д.

Таким образом изобретение позволяет управлять угловым пространственным положением летательного аппарата, используя дополнительно установленные на нем регулируемые элементы, и тем самым повысить безопасность при посадке летательного аппарата.

На фиг. 1 показана система, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид внизу на летательный аппарат; на фиг. 3 - электрически регулируемый элемент; на фиг. 4,5 - механически регулируемый элемент.

Система посадки включает летательный аппарат 1, на нижней поверхности которого установлены элементы 2 с электромагнитными свойствами, размещенные по разные стороны от центра масс аппарата.

Под взлетно-посадочной полосой 3 установлены электромагниты 4, которые подключены к питающей сети. Регулируемые элементы 2 могут быть выполнены в виде электрических контуров 5, к зажимам которых через управляющий блок 6 подключен и набор конденсаторов, индуктивностей и резисторов.

Контур 5 конструктивно может быть выполнен из электрических катушек с различным числом витков и с различной охватываемой ими поверхностью. В этом случае части катушек также посредством переключателя автономно включаются. Указанные схемные решения позволяют изменять потокосцепление между регулируемыми элементами и электромагнитами 4. Так как такие контура известны, то их подробное описание не приводится.

Вариант выполнения механически регулируемого элемента 2 показан на фиг. 4, где показано, что он образован из электропроводящих панелей 7, которые закреплены шарнирно и могут посредством тяги 8 поворачиваться в горизонтальное положение относительно корпуса 9. При горизонтальном положении панелей 7 потокосцепление с электромагнитами 4 максимально. При вертикальном положении панелей 7, наоборот, потокосцепление будет минимальным.

На фиг. 5 показан еще один вариант выполнения регулируемого элемента, где электропроводящая панель 10 передвигается приводом 11 относительно неэлектропроводящей панели 12. В положении, когда панель 10 полностью выдвинута и закрывает панель 12, потокосцепление и силовое взаимодействие с электромагнитным полем максимальны.

Система работает следующим образом.

При подлете аппарата 1 к взлетно-посадочной полосе 3 включается питание электромагнитов 4. При этом при снижении аппарата 1 в регулируемых элементах 2 начинают индуцироваться токи, возникающие от взаимодействия магнитного потока, создаваемого электромагнитами 4. При этом создается отталкивающая сила. Так как контуры 5 выполнены регулируемыми и установлены по разные стороны от центра масс, то, изменяя потокосцепление между этими контурами и электромагнитами 4, изменяют и силу электромагнитного взаимодействия, а следовательно создают момент силы относительно центра масс, что позволяет управлять угловым и пространственным положением аппарата 1 над взлетно-посадочной полосой 3 и тем самым обеспечить безопасность посадки. (56) Technology Reviev "an Elec, 1977, p. p. 9-11. tromagnatic "Sligshof" for Space Propulsion: , the massanchussetts In-t of Technology, 1977, рр. 9-11.

Класс B64F1/02 аэродромные тормозные посадочные устройства; жидкостные аэродромные тормозные посадочные устройства 

взлетно-посадочный комплекс с универсальным силовым устройством -  патент 2497714 (10.11.2013)
взлетно-посадочный комплекс авианесущего корабля -  патент 2494005 (27.09.2013)
способы взлета и посадки летательных аппаратов и взлетно-посадочная система для осуществления этих способов -  патент 2466913 (20.11.2012)
способ аэродромного обеспечения взлета и посадки летательного аппарата -  патент 2453479 (20.06.2012)
способ посадки беспилотного самолета на аэрофинишер -  патент 2399560 (20.09.2010)
устройство управления генераторами газового потока на взлетно-посадочной полосе -  патент 2374694 (27.11.2009)
способ посадки летательного аппарата -  патент 2352503 (20.04.2009)
устройство для взлета и посадки самолетов -  патент 2316453 (10.02.2008)
устройство для аварийной посадки самолета при отказе шасси -  патент 2272756 (27.03.2006)
летательный аппарат -  патент 2235045 (27.08.2004)
Наверх