способ дрессировки стальных отожженных полос

Классы МПК:B21B1/28 холодной 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-01
публикация патента:

Изобретение предназначено для снижения энергозатрат прокатного производства и может быть использовано при дрессировке стальных холоднокатаных отожженных полос в клети с по меньшей мере одним приводным валком. Способ включает заправку полосы в стан с помощью электроприводных рабочих валков при обжатии с относительной величиной 0,5-2,0% и последующую прокатку в рабочих валках, вращаемых с заданной скоростью. Пластическое течение металла только в направлении вращения валков обеспечивается за счет того, что после завершения заправки полосы в стан электропривод рабочих валков отключают, производят плавное увеличение заднего и переднего натяжений, причем заднее натяжение увеличивают до удельного значения, равного 0,05-0,20 от условного предела текучести отожженной стальной полосы, а переднее натяжение - до начала вращения рабочих валков с заданной скоростью прокатки. Переднее натяжение увеличивают до удельного значения, не превышающего 0,8 от условного предела текучести отожженной стальной полосы. 1 табл., 1 пр.

Формула изобретения

Способ дрессировки стальных отожженных полос с приложением заднего и переднего натяжений, включающий заправку полосы в стан посредством электроприводных рабочих валков с обжатием полосы до закрепления переднего конца полосы на моталке и последующую дрессировку в рабочих валках, вращаемых с заданной скоростью, отличающийся тем, что после завершения заправки полосы электропривод рабочих валков отключают, производят плавное увеличение заднего и переднего натяжений, причем заднее натяжение увеличивают до удельного значения, равного 0,05-0,20 от условного предела текучести отожженной стальной полосы, а переднее натяжение - до удельного значения, не превышающего 0,8 от условного предела текучести отожженной стальной полосы, при увеличении переднего натяжения до начального момента вращения валков с заданной скоростью прокатки, при этом дрессировку производят с относительным обжатием, составляющим 0,5-2,0%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при дрессировке стальных холоднокатаных отожженных полос в клети с по меньшей мере одним приводным валком.

Известен способ дрессировки стальных отожженных полос на заданной скорости при относительном обжатии около 1% с помощью пары электроприводных рабочих валков с приложением к полосе заднего и переднего натяжений, создаваемых разматывателем и моталкой [1].

Недостатком известного способа являются высокие энергозатраты на осуществление дрессировки.

Известен также способ прокатки металлических полос из алюминия и его сплавов, включающий первую прокатку на стане кварто с приводными опорными валками до промежуточной толщины и окончательную холодную прокатку в неприводных валках при удельном переднем натяжении, создаваемом моталкой, превышающем удельное заднее натяжение, скорости прокатки 50-100 м/мин и обжатии за проход 40-55% [2].

Недостатки известного способа состоят в том, что он не пригоден для дрессировки стальных отожженных полос, и его реализация требует больших энергозатрат. Кроме того, передние концы полос длиной, равной расстоянию от неприводных валков до моталки, являются некондиционными.

Наиболее, близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ дрессировки стальных отожженных полос с относительным обжатием от 0,5 и до 8-10%, включающий установку рулона на разматыватель, заправку полосы в стан с помощью пары электроприводных рабочих валков, закрепление переднего конца на барабане моталки и дрессировку полосы (прокатку) с заданной скоростью прокатки с приложением заднего и переднего натяжений, создаваемых электроприводами разматывателя и моталки [3].

Недостатки известного способа состоят в том, что при дрессировке электроприводы рабочих валков, разматывателя и моталки в энергетическом смысле работают противонаправленно. Помимо этого, поскольку скорость входа полосы в электроприводные рабочие валки меньше их окружной скорости (вследствие действия эффекта отставания), металл в очаге деформации пластически течет навстречу движению валков, что увеличивает нагрузку на электропривод. Все это повышает энергозатраты на дрессировку.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в снижении энергозатрат.

Для решения технической задачи в известном способе дрессировки стальных отожженных полос с приложением заднего и переднего натяжений, включающий заправку полосы в стан посредством электроприводных рабочих валков с обжатием полосы до закрепления переднего конца полосы на моталке и последующую дрессировку в рабочих валках, вращаемых с заданной скоростью, согласно изобретению, после завершения заправки полосы электропривод рабочих валков отключают, производят плавное увеличение заднего и переднего натяжений, причем заднее натяжение увеличивают до удельного значения, равного 0,05-0,20 от условного предела текучести отожженной стальной полосы, а переднее натяжение - до удельного значения, не превышающего 0,8 от условного предела текучести отожженной стальной полосы, при увеличении переднего натяжения до начального момента вращения рабочих валков с заданной скоростью прокатки, при этом дрессировку производят с относительным обжатием, составляющим 0,5-2,0%.

Сущность предложенного технического решения состоит в следующем. Заправка полосы в дрессировочный стан с помощью электроприводных рабочих валков позволяет провести транспортирование переднего конца полосы по линии дрессировочного стана и способствует надежной его привязке к барабану моталки. В процессе заправки приводные рабочие валки производят обжатие (дрессировку) переднего конца полосы, что исключает образование некондиционной металлопродукции.

При повышении удельного переднего натяжения способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1 до величины, не превышающей 0,8 от условного предела текучести способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0.2 отожженной стальной полосы, как показали эксперименты, дрессировка с относительным обжатием 0,5-2,0% в насеченных и гладких рабочих валках протекает стабильно за счет силового действия только переднего натяжения, т.е. при выключенном электроприводе рабочих валков. На всем протяжении очага деформации металл пластически течет только по направлению вращения рабочих валков. Благодаря этому достигается снижение энергозатрат на осуществление дрессировки.

При величине удельного заднего натяжения Сто менее 0,05 от способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0.2 имеет место ухудшение плоскостности полос без снижения энергозатрат. Увеличение удельного заднего натяжения способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0 более 0,20 от способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2 приводит к росту энергозатрат на дрессировку, вследствие чего нецелесообразно.

Экспериментально установлено, что при относительном обжатии менее 0,5% стальные отожженные полосы после дрессировки сохраняют площадку и зуб текучести на диаграмме растяжения образцов, и их отделка поверхности остается низкой, т.е. не достигается цель дрессировки. При увеличении относительного обжатия более 2,0% для стабильного протекания процесса дрессировки при отключенном электроприводе рабочих валков требуется повышение способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1 более 0,5 от способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2. При этом не исключается разрыв полосы в дрессировочном стане и создание аварийной ситуации.

Также из экспериментов установлено, что увеличение удельного переднего натяжения способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1 более 0,8 от условного предела текучести способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2 отожженной стальной полосы не исключает разрывов полос в линии дрессировочного стана, что недопустимо.

Примеры реализации способа

Холоднокатаную отожженную полосу сечением 0,7×780 мм из стали марки 08Ю, смотанную в рулон, устанавливают на разматывателе одноклетевого дрессировочного стана 1700. Условный предел текучести дрессируемой полосы составляет: способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2=295 МПа.

Передний конец полосы на заправочной скорости 0,5 м/с задают во вращаемые от электродвигателей пару рабочие валков. С помощью нажимных механизмов устанавливают обжатие полосы, равное: способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 =1,0%.

После выхода из валков передний конец полосы транспортируют к барабану моталки и осуществляют привязку к нему путем плотной намотки 5 витков. Затем электродвигатели привода рабочих валков отключают.

Увеличением тока якоря электродвигателя разматывателя плавно повышают заднее натяжение полосы до достижения удельного значения

способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0=0,12·способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2=0,12·295 МПа=35,4 МПа.

Одновременно с этим при помощи электродвигателя моталки осуществляют плавное повышение переднего натяжения полосы вначале до начала вращения рабочих валков, и в дальнейшем до увеличения скорости прокатки до заданной Vдр=20 м/с.При этом удельное переднее натяжение способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1 составляет:

способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1=118 МПа=0,40·способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2,

т.е. способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1<0,8·способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2=236 МПа.

Под действием переднего натяжения полосы, создаваемого электродвигателем моталки, полоса протягивается через зазор, образованный рабочими валками, и обжимается ими с относительным обжатием способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 =1,0%, чем достигается ее дрессировка. Наличие заднего натяжения обеспечивает высокую плоскостности полосы (неплоскостность А не превышает 3 мм/м) и стабильность процесса прокатки.

Суммарная измеренная мощность, т.е. энергозатраты на дрессировку, потребляемая электродвигателями моталки и разматывателя в процессе дрессировки с указанными параметрами, составляет:

Nспособ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 =137 кBт,

что существенно меньше, чем в известном способе [3].

Варианты реализации предложенного способа и показатели их эффективности приведены в таблице.

Таблица.
Режимы дрессировки отожженных полос сечением 0,7×780 мм из стали марки 08Ю на одноклетевом стане 1700 и их эффективность
№ вариантаспособ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 , %способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0/способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 1/способ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 0,2Nспособ дрессировки стальных отожженных полос, патент № 2492947 , кВтА, мм/м Примечания
1. 0,40,040,20 2808-10 Неплоскостность
2. 0,50,050,30 1304 Без замечаний
3. 1,00,120,40 1373 Без замечаний
4. 2,00,200,80 1373 Без замечаний
5. 2,50,250,90 2763-10 Обрыв полос
6. [3] 1,0не регл.не регл.2983-5 Без замечаний

Из данных, приведенных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты № 2-4) достигается снижение потребляемой электродвигателями разматывателя и моталки суммарной мощности, и, следовательно, энергозатрат на дрессировку. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты № 1 и № 5) процесс дрессировки нестабилен из-за остановок стана или обрыва полос. В случае реализации известного способа (вариант № 6) с приводом рабочих валков от электродвигателей в процессе дрессировки имеет место увеличение суммарной потребляемой мощности и энергозатрат на дрессировку.

В качестве базового объекта принят ближайший аналог [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства холоднокатаных полос на 3-5% за счет снижения себестоимости продукции.

Источники информации

1. В.Л. Мазур и др. Повышение качества листового проката. К.: Технiка, 1979, с.106-109.

2. Патент РФ № 2048217, МПК B21B 3/00, 1995 г.

3. М.А. Беняковский и др. Автомобильная сталь и тонкий лист. Череповец, Издательский дом «Череповец», 2007 г., с.344-349.

Класс B21B1/28 холодной 

способ производства холоднокатаного проката для упаковочной ленты -  патент 2529325 (27.09.2014)
способ холодной непрерывной прокатки широкополосной стали -  патент 2506131 (10.02.2014)
способ производства холоднокатаного проката для упаковочной ленты -  патент 2499640 (27.11.2013)
способ холодной прокатки стальных полос -  патент 2499639 (27.11.2013)
способ производства холоднокатаной листовой стали -  патент 2493924 (27.09.2013)
способ производства листовой низкоуглеродистой стали -  патент 2492945 (20.09.2013)
способ дрессировки стальных горячекатаных полос -  патент 2492006 (10.09.2013)
способ прокатки металлических полос -  патент 2486975 (10.07.2013)
способ производства низколегированной холоднокатаной трубной стали -  патент 2483122 (27.05.2013)
способ производства холоднокатаной нагартованной листовой стали -  патент 2480299 (27.04.2013)
Наверх