способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением

Классы МПК:B21B1/22 для прокатки полос или листов произвольной длины
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-03-30
публикация патента:

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос на непрерывных широкополосных станах. Способ включает нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, при котором прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков и относительном обжатии 8-25%, а охлаждение в последнем межклетевом промежутке ведут подачей воды на полосу с удельным расходом 10-80 м32·ч, при этом окружную скорость рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке устанавливают больше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%. Способ обеспечивает повышение стойкости валков и качество полос. 1 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, включающий нагрев слябов из углеродистой стали, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, и охлаждение, отличающийся тем, что прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков при относительном обжатии 9-25%, а охлаждение в последнем межклетевом промежутке ведут подачей воды на полосу с удельным расходом 10-80 м 3/(м2·ч).

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что окружную скорость рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке устанавливают меньше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при горячей прокатке рифленых полос из углеродистых сталей на непрерывных широкополосных станах.

Известен способ производства рифленых полос, включающий многопроходную прокатку, согласно которому прокатку в последнем проходе ведут в паре рабочих валков, на бочке одного из которых выполнены многозаходные винтовые ручьи левого и правого направлений, образующие ромбические калибры. Ромбические калибры вытянуты вдоль оси валка и образуют в диаметральных плоскостях тупые углы, которые в 2,9-3,0 раза больше углов ромбических калибров по оси валка [1].

Недостатки известного способа состоят в низкой стойкости рабочего валка, бочка которого ослаблена многозаходными винтовыми ручьями. Низкая стойкость рабочего валка является причиной ухудшения качества рифленых полос.

Известен также способ производства полос из углеродистой стали марки Ст3сп с односторонним чечевичным рифлением на непрерывном широкополосном стане, включающий многопроходную горячую прокатку с относительным обжатием полосы в последнем проходе 27% в паре рабочих валков, на бочке одного из которых выполнены чередующиеся ряды лунок, при этом диаметр рабочего валка с лунками превышает диаметр бочки другого рабочего валка в 1,005-1,015 раза [2].

Недостатки известного способа состоят в низких стойкости рабочего валка с чередующимися рядами лунок и качестве полос с односторонним рифлением.

Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением из углеродистой стали марки БСт2сп, включающий нагрев слябов до температуры 1190-1220°С, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены ряды лунок для рифления [3].

Недостатки известного способа состоят в том, что асимметрия условий контактного взаимодействия валков на разных сторонах полосы приводит к увеличению пути скольжения металла по бочке рабочего валка с лунками. Следствием этого является разрушение его поверхности, искажение формы рифов, снижение стойкости валка и качества полосы.

Техническая задача, решаемая изобретением, состоит в повышении стойкости валков и качества полос. Для этого в известном способе производства полос с односторонним чечевичным рифлением из углеродистой стали, включающем нагрев слябов, многопроходную горячую прокатку полос с заключительным проходом при температуре полосы 800-950°С в паре рабочих валков, на поверхности бочки одного из которых выполнены ряды лунок, согласно предложению прокатку в заключительном проходе ведут с рассогласованием окружных скоростей рабочих валков и относительным обжатием 9-25% и подачей на полосу в последнем межклетевом промежутке воды с удельным расходом 10-80 м32·ч, при этом окружную скорость рабочего валка с рядами лунок на бочке устанавливают меньше окружной скорости парного с ним рабочего валка на 0,2-1,8%.

Сущность предложенного технического решения состоит в следующем. При деформировании полосы в последнем проходе металл затекает в лунки на бочке рабочего валка, в результате чего вытяжка полосы и скорость ее скольжения относительно этого рабочего валка (опережение) резко снижается. Следствием проявления деформационной асимметрии является увеличение касательных контактных напряжений, действующих на лунки, их ускоренный износ, ухудшение качества полос с односторонним рифлением.

Введение рассогласования скоростей рабочих валков (скоростной асимметрии) путем снижения окружной скорости рабочего валка с рядами лунок на бочке относительно окружной скорости парного с ним рабочего валка с гладкой бочкой на 0,2-1,8% обеспечивает компенсацию негативного влияния деформационной асимметрии, вызванной наличием лунок на его поверхности. Однако, как показали эксперименты, эта компенсация имеет место лишь в прокатке углеродистых сталей с относительным обжатием, ограниченным диапазоном 9-25%, при температуре полосы 800-950°С. Подача воды на полосу в последнем межклетевом промежутке с удельным расходом 10-80 м32·ч обеспечивает подстуживание тонкого поверхностного слоя, компенсацию асимметрии процесса, уменьшение разгара рифленого рабочего валка и улучшение отпечатываемости рифов.

Экспериментально установлено, что снижение окружной скорости рабочего валка с рядами лунок на бочке более 1,8% приводит к «перекомпенсации» - пробуксовкам парного валка с гладкой бочкой, его повышенному износу и снижению качества рифленых полос. Снижение окружной скорости рабочего валка с чередующимися рядами лунок на бочке менее 0,2% вызывает увеличение износа рабочего валка с лунками и ухудшение качества прокатываемых полос.

Увеличение относительного обжатия более 25% приводит к искажению формы рифов на поверхности полосы из углеродистой стали и сокращает срок службы рабочего валка с лунками вследствие увеличения интенсивности продольного течения металла в очаге деформации. Снижение относительного обжатия менее 9% приводит к невыполнению профиля чечевичных рифов.

Если температура полосы из углеродистой стали в последнем проходе будет ниже 800°С, то из-за недостаточных пластических свойств металла не обеспечивается полного заполнения лунок на поверхности бочки рабочего валка, что ведет к невыполнению формы рифов. Увеличение температуры полосы в последнем проходе выше 950°С приводит к росту термических напряжений на поверхности бочки рабочего валка, ослабленной лунками. Это способствует образованию трещин на бочке, снижению стойкости валка и качества полос.

При удельном расходе охлаждающей воды в последнем межклетевом промежутке менее 10 м32·ч снижается стойкость валков и качество полос. Увеличение удельного расхода охлаждающей воды более 80 м32 ·ч нецелесообразно, так как при этом повышения стойкости валков и качества полос не происходит.

Примеры реализации способа

В последнюю, 7-ю клеть кварто чистовой группы непрерывного широкополосного стана 2000 (НШС 2000) заваливают пару чугунных рабочих валков. На бочке верхнего рабочего валка выполнены ряды лунок с максимальной глубиной h=3,0 мм. Нижний рабочий валок имеет гладкую бочку.

В методическую печь загружают непрерывнолитые слябы толщиной 250 мм из углеродистой стали марки Ст3сп и производят их нагрев до температуры аустенитизации Та=1230°С. Очередной нагретый сляб прокатывают в черновой группе клетей НШС 2000 в раскат с промежуточной толщиной 40 мм. Затем раскат задают в непрерывную 7-клетевую чистовую группу клетей кварто с приводными рабочими валками и производят его прокатку до конечной толщины 5,0 мм.

В процессе прокатки полосы в заключительном проходе рабочие валки 7-й клети чистовой группы вращают с помощью электродвигателей главного привода с рассогласованием окружных скоростей, а именно: нижний рабочий валок, имеющий гладкую бочку, вращают с большей окружной скоростью V1=8,00 м/с, тогда как верхний рабочий валок, на бочке которого выполнены ряды лунок, вращают с меньшей окружной скоростью V2 =8,08 м/с. Таким образом, окружная скорость нижнего рабочего валка V1 превышает окружную скорость верхнего рабочего валка V2 на величину А, равную:

способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930

Относительное обжатие полосы при ее рифлении в заключительном проходе в 7-й клети устанавливают равным способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 р=17%, а температуру полосы в этом проходе поддерживают равной Тр=870°С. В последнем межклетевом промежутке на полосу подают охлаждающую воду с удельным расходом Q=45 м 32·ч.

В заключительном проходе верхний рабочий валок формирует на верхней стороне полосы чечевичное рифление. Благодаря рассогласованию окружных скоростей валков и охлаждению поверхностного слоя полосы водой в межклетевом промежутке в этом проходе достигается выравнивание вытяжек по сторонам полосы, снижаются контактные касательные напряжения на рабочем валке с лунками на бочке. В результате достигается повышение стойкости рабочих валков и качества полос с односторонним чечевичным рифлением.

Прокатанную полосу с односторонним чечевичным рифлением охлаждают водой и сматывают в рулон.

Варианты реализации способа производства полос с односторонним чечевичным рифлением и показатели их эффективности приведены в таблице.

Таблица.
Режимы производства полос чечевичным рифлением из углеродистой стали и их эффективность
№ п/пА, % способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 p, % Tp, °C Q, м32·ч Стойкость рабочего валка (тонн прокатанных полос) Дефекты полос
1.0,1 8790 98350 нарушение формы
2.0,2 9800 1012300 отсутствуют
3.1,0 17870 4512700 отсутствуют
4.1,8 25950 8012300 отсутствуют
5.1,9 26960 8311150 невыполнение профиля
6.-- 27990 --3636 нарушение формы,
способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 способ производства полос с односторонним чечевичным рифлением, патент № 2482930 невыполнение профиля

Из данных, представленных в таблице, следует, что при реализации предложенного способа (варианты № 2-4) достигается повышение стойкости валков и качества полос. При запредельных значениях заявленных параметров (варианты № 1 и № 5), а также в случае реализации способа-прототипа (вариант № 6) имеет место снижение стойкости валков и ухудшение качества полос из углеродистой стали с односторонним чечевичным рифлением.

Технико-экономические преимущества предложенного способа производства полос из углеродистой стали с односторонним чечевичным рифлением состоят в том, что введение рассогласования окружных скоростей рабочих валков с превышением скорости рабочего валка без лунок на 0,2-1,8% относительно парного валка с лунками на бочке и подачей на полосу в последнем межклетевом промежутке воды с удельным расходом 10-80 м32·ч при одновременном выполнении температурного и деформационного режимов рифления обеспечивает выравнивание кинематических и силовых условий взаимодействия обоих рабочих валков с прокатываемой полосой, наиболее полный перенос рифления на полосу, исключение переполнения и незаполнения лунок, снижение контактных нагрузок на лунки и исключение преждевременного разрушения бочки валка. В результате достигается повышение стойкости валков и качества полос с односторонним чечевичным рифлением.

В качестве базового объекта принят известный способ [3]. Использование предложенного способа обеспечит повышение рентабельности производства горячекатаных полос с односторонним чечевичным рифлением на 17-22%.

Литературные источники

1. Авт. свид. СССР № 706145, В21В 27/02, 1979.

2. RU 2121402 C1, B21B 27/02, 10.11.1998.

3. А.М.Мелешко и др. Производство листа с рифленой поверхностью. М.: Металлургия, 1985, с.49, 70-71.

Класс B21B1/22 для прокатки полос или листов произвольной длины

колюще-режущая лента и способ ее изготовления -  патент 2528289 (10.09.2014)
способ производства широких полос -  патент 2511159 (10.04.2014)
способ холодной непрерывной прокатки тонких стальных полос -  патент 2510688 (10.04.2014)
металлические листы и пластины с текстурированными поверхностями, уменьшающими трение, и способы их изготовления -  патент 2506188 (10.02.2014)
способ производства листовой низкоуглеродистой стали -  патент 2492945 (20.09.2013)
способ прокатки толстых листов на реверсивном стане -  патент 2490080 (20.08.2013)
способ ассиметричной прокатки передних концов толстых листов на реверсивных станах -  патент 2486974 (10.07.2013)
способ изготовления ленты из алюминия, предназначенной для упаковки, и изготовленная таким способом лента -  патент 2483826 (10.06.2013)
способ производства холоднокатаной ленты из низкоуглеродистых марок стали -  патент 2479641 (20.04.2013)
способ производства низкоуглеродистой холоднокатаной тонколистовой стали -  патент 2479640 (20.04.2013)
Наверх