способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства

Классы МПК:G01M1/00 Проверка статической или динамической балансировки машин или конструкций
Патентообладатель(и):Егоров Алексей Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-12-02
публикация патента:

Изобретение относится к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности к способам определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства. Способ заключается в том, что на ровном горизонтальном участке поверхности Земли, исключающем пробуксовывание гусеничных цепей, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при свободном разгоне без груза и с грузом, а затем определяется крутящий момент двигателя. Технический результат заключается в возможности определения крутящего момента непосредственно при эксплуатации транспортного средства в дорожных условиях при сохранении высокой точности измерений. 1 ил. способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Формула изобретения

Способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства, отличающийся тем, что на ровном горизонтальном участке поверхности Земли, исключающем пробуксовывание гусеничных цепей, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при свободном разгоне без груза и с грузом, а крутящий момент двигателя определяется как отношение произведения массы груза на квадрат радиуса ведущей звездочки, на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза, на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом к произведению квадрата передаточного отношения коробки перемены передач на квадрат передаточного отношения главной передачи, на квадрат передаточного отношения планетарного механизма, на квадрат передаточного отношения бортового редуктора, на разность углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза и углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, в частности к способам определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства.

Известен способ измерения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства, основанный на измерении крутящего момента, развиваемого ведущими звездочками на стенде для диагностирования трелевочных тракторов (Воскобойников И.В. Техническое диагностирование лесозаготовительных машин. - М.: Лесн. пром-сть, 1987. - 192 с.).

Недостаток известного способа заключается в необходимости проведения испытаний на стенде для диагностирования трелевочных тракторов.

Изобретение направлено на обеспечение возможности определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства непосредственно при его эксплуатации в полевых условиях (поверхности Земли).

Сущность изобретения заключается в том, что на ровном горизонтальном участке поверхности Земли, исключающем пробуксовывание гусеничных цепей, при включенной конкретной передаче коробки перемены передач проводятся два замера угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при свободном разгоне без груза и с грузом, а крутящий момент двигателя определяется как отношение произведения массы груза на квадрат радиуса ведущей звездочки на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза на угловое ускорение коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом к произведению квадрата передаточного отношения коробки перемены передач на квадрат передаточного отношения главной передачи на квадрат передаточного отношения планетарного механизма на квадрат передаточного отношения бортового редуктора на разность углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне без груза и углового ускорения коленчатого вала двигателя при свободном разгоне с грузом.

Новизна заключается в том, что крутящий момент двигателя гусеничного транспортного средства определяется по динамике угловых ускорений коленчатого вала двигателя гусеничного транспортного средства при его разгоне по горизонтальной поверхности на конкретной передаче с грузом и без него.

На чертеже изображена схема реализации предлагаемого способа определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства.

Двигатель внутреннего сгорания 1 через сцепление 2, коробку перемены передач 3, главную передачу 4, планетарный механизм 5, бортовые редукторы 6 соединен с ведущей звездочкой 7, входящей в зацепление с гусеничной цепью 8, на которую опираются каретки 9. Верхняя часть гусеничной цепи поддерживается в положении, близком к горизонтальному, с помощью поддерживающих роликов 10, а натяжение гусеничной цепи осуществляется натяжным механизмом 11.

Реализуется предлагаемый способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства следующим образом.

Передаточное отношение КПП на соответствующей передаче - kКПП, передаточное отношение главной передачи (ГП) - kГП , передаточное отношение планетарного механизма (ПМ) - k ПМ, передаточное отношение бортового редуктора (БР) - k БР.

Вес гусеничной машины массой Мгм (с учетом массы водителя) воспринимается роликами кареток 9, имеющими радиус rрк. Натяжение гусеничной цепи осуществляется колесом натяжного механизма 11, имеющим радиус rкнм , поддержка гусеничной цепи - поддерживающими роликами 10 радиусом rпр. Длина каждой гусеничной цепи - lгц , толщина гусеничной цепи - hгц, вес одного погонного метра mгц. Угол обхвата гусеничной цепью ведущей звездочки способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 вз, угол обхвата гусеничной цепью колеса натяжного механизма способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 нм.

Из условия неизменности кинетической энергии следует, что для системы вращающихся масс, состоящей из ДВС, сцепления, коробки перемены передач, ведущего моста с главной передачей и дифференциальным механизмом, бортовых редукторов, ведущих звездочек, роликов кареток, поддерживающих роликов, колес натяжных механизмов цепи и гусеничных цепей, и полагая пренебрежимо малым действие трения качения, воздушного сопротивления движению, проскальзывания между гусеничными цепями и опорной поверхностью:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

где способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 вз, способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 кнм, способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 рк, способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 пр - угловые скорости ведущей звездочки, колеса натяжного механизма, ролика каретки, поддерживающего ролика;

x, y - количество роликов каретки и поддерживающих роликов, установленных на гусеничную машину.

Угловые скорости колеса натяжного механизма, ролика каретки, поддерживающего ролика связаны с угловой скоростью ведущей звездочки способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 вз=способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 в/(kКППkГПkДИФk БР) через линейную скорость гусеничной машины Vгм =способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 взrвз и, соответственно, равны:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Искомый приведенный момент инерции системы:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Очевидно, что основной весовой вклад в Jпр(способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 ) делает масса гусеничной машины Мгм.

Зависимость крутящего момента, преобразуемого в тяговые усилия гусениц, от частоты вращения коленчатого вала двигателя:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Расчетное уравнение крутящего момента при разгоне гусеничной машины с водителем при работе двигателя по внешней характеристике (акселератор нажат до упора):

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

где способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 1(способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 ) - угловое ускорение коленчатого вала двигателя при разгоне гусеничной машины только с водителем.

Расчетное уравнение крутящего момента при разгоне гусеничной машины с водителем и грузом массой Мгр при работе двигателя по внешней характеристике (акселератор нажат до упора):

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

где способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 2(способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 ) - угловое ускорение коленчатого вала двигателя при разгоне гусеничной машины с водителем и грузом массой Мгр.

Приравнивая (5) и (6) определяем сумму:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Подставляя (7) в (5), строим характеристику крутящего момента, создающего тяговое усилие на гусеницах:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Подставляя (7) в (6), строим характеристику крутящего момента, создающего тяговое усилие на гусеницах:

способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210

Таким образом, зная передаточные числа коробки перемены передач, главной передачи, планетарного механизма, бортового редуктора, радиус ведущей звездочки, массу груза и измеряя угловые ускорения коленчатого вала при разгоне гусеничного транспортного средства без груза способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 1(способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 ) и с грузом способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 2(способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного   средства, патент № 2441210 ) определяют крутящий момент двигателя гусеничного транспортного средства.

Предлагаемый способ определения крутящего момента двигателя гусеничного транспортного средства позволяет значительно сократить затраты на диагностическое оборудование и диагностические работы при сохранении на высоком уровне точности измерений.

Класс G01M1/00 Проверка статической или динамической балансировки машин или конструкций

способ балансировки металлического зубчатого резонатора волнового твердотельного гироскопа -  патент 2526217 (20.08.2014)
стенд для измерения массы и координат центра масс изделий -  патент 2525629 (20.08.2014)
ротор с компенсатором дисбаланса -  патент 2516722 (20.05.2014)
способ определения момента инерции червячного редуктора -  патент 2515172 (10.05.2014)
полуавтоматический балансировочный станок -  патент 2515102 (10.05.2014)
способ измерения мощности потерь энергии в подшипниках качения -  патент 2507493 (20.02.2014)
способ определения момента инерции ременных и цепных передач -  патент 2507492 (20.02.2014)
устройство для измерения момента инерции изделия -  патент 2506552 (10.02.2014)
стенд для измерения массы, координат центра масс и моментов инерции изделия -  патент 2506551 (10.02.2014)
способ балансировки ротора турбины -  патент 2503935 (10.01.2014)
Наверх