способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели

Классы МПК:G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах наведения, в частности в системах самонаведения летательных аппаратов (ЛА) на гиперзвуковые воздушные цели (ГЗЦ). Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для достижения данного результата дополнительно измеряют и оценивают угловую скорость линии визирования ГЗЦ, поперечные ускорения ГЗЦ и наводимого ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях, на основе функционального преобразования которых формируют сигнал управления ЛА. 3 ил. способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

Формула изобретения

Способ самонаведения летательных аппаратов (ЛА) на гиперзвуковые цели (ГЗЦ), при котором параметр рассогласования пропорционален разности требуемого и фактического углов упреждения, заключающийся в одновременном измерении и оценки значений бортовых пеленгов ГЗЦ, дальности от наводимого ЛА до ГЗЦ и скорости их сближения, при этом измеряют и оценивают угловую скорость линии визирования ГЗЦ (УСЛВ), поперечные ускорения ГЗЦ и наводимого ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях, и формируют сигнал управления ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях по правилу:

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

в котором

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 - коэффициенты, определяющие точность управления ЛА по бортовому пеленгу и УСЛВ;

kj - коэффициент, определяющий максимально допустимую величину сигнала управления;

Д, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 - измерения дальности от наводимого ЛА до цели и скорости ее изменения;

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,В, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,В - текущие измерения бортового пеленга и УСЛВ;

ДР - баллистическая дальность полета ракеты, используемой на наводимом ЛА;

jцг,в - поперечное ускорение ГЗЦ в горизонтальных и вертикальных плоскостях;

jг,в - поперечное ускорение наводимого ЛА в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к системам наведения, в частности к системам самонаведения летательных аппаратов (ЛА) на гиперзвуковые цели (ГЗЦ).

В передовых странах ведется интенсивная разработка гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА), применение которых в военном деле позволяет получить ряд тактических преимуществ [1]:

- значительное уменьшение подлетного времени к цели, а соответственно, и уменьшение лимита времени, которым располагает противоборствующая сторона на подготовку противодействия;

- необходимость иметь ЛА аналогичного класса, способные осуществлять перехват ГЗЛА;

- невозможность эффективного применения существующих методов наведения;

- увеличение ошибок сопровождения, а также его срыв в существующих измерителях;

- ухудшение показателей обнаружения ГЗЛА радиолокационными обнаружителями [2].

Одним из направлений, позволяющих снизить влияние этих преимуществ, является разработка новых всеракурсных методов наведения на ГЗЦ, обеспечивающих их перехват в упрежденной точке встречи при полете по траектории с малой кривизной.

Известен метод наведения ЛА, основанный на использовании разновидностей методов наведения в наивыгоднейшую точку встречи с ГЗЦ, при котором параметр рассогласования способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 ГВ пропорционален разности требуемого и фактического углов упреждения [1]:

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 BН(qB-qBT ), где

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

Здесь индексы «г» и «в» обозначают принадлежность к горизонтальной и вертикальной плоскостям;

q, qT - соответственно текущий и требуемый углы упреждения;

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 - бортовой пеленг, угол атаки, угол крена;

Д и способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 - дальность до цели и скорость ее изменения;

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 - угловая скорость линии визирования (УСЛВ);

ДР - баллистическая дальность полета ракеты;

KH - коэффициент усиления параметра рассогласования;

KДV - коэффициент, учитывающий расстояние до цели и скорость его изменения.

Следует отметить, что алгоритмы траекторного управления (1)-(3), использованные в качестве прототипа, получены в предположении, что цель и перехватчик движутся с постоянной скоростью, поэтому не обеспечивают высокую точность наведения на интенсивно маневрирующую ГЗЦ.

Другой метод, основанный на применении разновидностей метода пропорционального наведения, в котором параметр рассогласования определяется как:

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

в котором N0 - навигационная постоянная;

jГ, В - поперечные ускорения наводимого ЛА,

обеспечивает достаточно высокую конечную точность, но обладает плохой управляемостью на больших расстояниях [1], необходимых для уверенного перехвата ГЗЦ.

Технический результат, который достигается с помощью заявляемого изобретения, состоит в обеспечении всеракурсного высокоточного самонаведения ЛА на интенсивно маневрирующие ГЗЦ как на больших, так и малых расстояниях по траекториям с малой кривизной и перегрузками, не превышающими допустимое значение.

Для достижения технического результата предлагается способ, полученный на основе математического аппарата статистической теории оптимального управления [3], при котором параметр рассогласования для наводимого ЛА вычисляется по правилу:

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847

где qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , kj - коэффициенты передачи устройства формирования параметра рассогласования, отображающие штраф за точность управления по углу, угловой скорости и за величину управляющего сигнала;

способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г, ВТ - требуемое значение бортовых пеленгов;

jЦГ, В - поперечные ускорения ГЗЦ в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Геометрические соотношения в системе «ГЗЛА - наводимый ЛА» для горизонтальной плоскости иллюстрируются фиг.1, на которой: УТВ - упрежденная точка встречи; VГЗЛА и VЛА - векторы скорости ГЗЛА и наводимого ЛА, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г и способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 ГТ - текущее и требуемое значение бортового пеленга соответственно

Анализ выражения (5) позволяет сделать следующие выводы.

На больших расстояниях до цели, когда Д велика и способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,Вспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 0, закон (5) вырождается в разновидность прямого метода, называемую иногда путевым методом. При неизменной скорости полета значение весового коэффициента способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , учитывающего влияние ошибок по углам способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,ВТ-способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,В, остается неизменным. В то же время по мере уменьшения дальности Д возрастает влияние второго компонента сигнала управления. Это возрастание, обусловленное не только увеличением способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,В с уменьшением дальности, но и увеличением весового множителя, становится особенно значительным на малых расстояниях до цели. Следовательно, в процессе полета по мере приближения к цели в законе управления происходит перераспределение влияния ошибок управления от способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,ВТ-способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г, В на начальных участках в пользу ошибки по способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г, В на конечных участках траектории, обеспечивая минимизацию промаха [1]. Расчет требуемого угла упреждения способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 ГТ=qГТ, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 ВТ=qBT может быть выполнен по формуле (2).

Спецификой полученных алгоритмов является учет в них маневра цели, интенсивность которого определяется величиной jЦГ, В, что дает возможность снизить систематическую ошибку наведения и повысить его точность при наведении на интенсивно маневрирующие цели. При этом учет маневра осуществляется не только путем учета оценки jЦГ, но и путем изменения веса первого слагаемого при изменении способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 .

Сигнал управления зависит не от абсолютных значений коэффициентов штрафов qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 и kj, а от их отношений qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 /kj и qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 /kj, что существенно облегчает их выбор. Отношения qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 /kj и qспособ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 /kj должны быть такими, чтобы при максимально возможных значениях ошибок управления способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,ВТ-способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г,В для минимальных значений способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 и Д требуемые поперечные перегрузки не превышали допустимые значения. Методика выбора отношений коэффициентов штрафов, обеспечивающих минимальную динамическую ошибку в установившемся режиме при заданной длительности переходных процессов, рассмотрена в [3].

В состав информационно-вычислительной системы наводимого ЛА, реализующей алгоритм управления (5), должны входить устройства формирования оценок дальности Д, скорости способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , бортовых пеленгов способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г и способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 B, угловых скоростей способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г и способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 B в линии визирования (ЛВ), собственных ускорений jГ и jB и ускорений цели jЦГ и jЦВ.

Сущность изобретения заключается в том, что сигнал управления в каждой плоскости формируют в виде алгебраической суммы оценок поперечных ускорений ГЗЦ и наводимого на нее ЛА и взвешенных ошибок наведения по бортовым пеленгам цели и угловым скоростям линии визирования цели. Переменные коэффициенты при первом и втором слагаемых (5) учитывают условия функционирования, определяемые значениями скорости сближения способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 и дальности Д. Кроме того, в способе наведения (5) напрямую учитываются как маневр ГЗЦ jЦГ,В, так и маневр наведения ЛА jГ,В.

На фиг.2 представлена упрощенная схема возможного варианта системы самонаведения на ГЗЦ, реализующей предлагаемый способ, где:

1 - антенная система бортовой РЛС наводимого ЛА;

2 - приемо-передающая часть бортовой РЛС наводимого ЛА;

3 - дальномерный канал БРЛС;

4 - угломерный канал БРЛС;

5 - бортовая вычислительная система (БВС);

6 - акселерометр;

7 - система автоматического управления (САУ) наводимого ЛА;

8 - наводимый ЛА;

9 - перехватываемая ГЗЦ.

Принципы построения антенной системы, приемо-передающей части бортовой РЛС и ее дальномерного и угломерного каналов известны и подробно описаны в литературе [1, 4]. Функционирование системы наведения происходит в следующем порядке.

Передатчик 2 РЛС формирует импульсы сверхвысокой частоты, которые излучаются антенной системой 1 в пространство и после отражения от ГЗЦ 9 принимаются антенной системой, осуществляющей пространственную селекцию сигналов, после чего они селектируются по частоте и усиливаются в приемной части 2. На основании сигналов с выхода приемника в дальномерном канале 3 формируются измерения (оценки) дальности Д и скорости сближения способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 , а в угломерном канале - измерения (оценки) бортовых пеленгов способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 В, угловых скоростей линии визирования способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 B и поперечных ускорений ГЗЦ jЦВ, jЦВ, которые поступают в бортовую вычислительную систему 5, куда одновременно из акселерометра 6 поступают измерения собственных поперечных ускорений jГ, jB. На основе поступивших измерений (оценок) в БВС по закону (5) формируются параметры рассогласования способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 Г, способ самонаведения летательных аппаратов на гиперзвуковые цели, патент № 2408847 В для горизонтальной и вертикальной плоскостей, поступающие в САУ 7 наводимого самолета 8.

Эти параметры рассогласования преобразуются в отклонения рулей, которые вызывают соответствующие пространственные перемещения наводимого ЛА 8, обеспечивающие его встречу с ГЗЦ 9 в упрежденной точке (фиг.1).

Техническим результатом изобретения является реализация возможности перехвата интенсивно маневрирующих ГЗЦ в упрежденной точке встречи по траекториям с малой кривизной с перегрузками, не превышающими допустимых значений.

Предложенный способ отличается от прототипа (1)-(3) тем, что кроме ошибок управления по углу в законе управления (5) учитываются еще ошибки по угловой скорости, минимизирующие промах, поперечные ускорения, учитывающие маневр цели и наводимого ЛА.

Фиг.3 иллюстрирует предлагаемый способ наведения ЛА на ГЗЦ в горизонтальной плоскости. Сплошной линией обозначена траектория полета гиперзвукового летательного аппарата, движущегося со скоростью 1300 м/с, пунктирной линией обозначена траектория движущегося со скоростью 300 м/с наводимого ЛА при условии Д(0), равного 300 км.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что этот способ обеспечивает всеракурсное наведение ЛА на гиперзвуковые цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Меркулов В.И., Дрогалин В.В., Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т.2. Радиоэлектронные системы самонаведения / Под ред. Канащенкова А.И. и Меркулова В.И. - М.: Радиотехника, 2003.

2. Канащенков А.И., Меркулов В.И., Самарин О.Ф. Облик перспективных бортовых радиолокационных систем. Возможности и ограничения. - М.: ИПРЖР, 2002.

3. Меркулов В.И., Дрогалин В.В, Канащенков А.И. и др. Авиационные системы радиоуправления. Т.1. Принципы построения систем радиоуправления. Основы синтеза и анализа / Под ред. Канащенкова А.И. и Меркулова В.И. - М.: Радиотехника, 2003.

4. Канащенков А.И., Меркулов В.И., Герасимов А.А. и др. Радиолокационные системы многофункциональных самолетов. Т.1. РЛС - информационная основа боевых действий многофункциональных самолетов. Системы и алгоритмы первичной обработки радиолокационных сигналов. / Под ред. Канащенкова А.И. и Меркулова В.И. - М.: Радиотехника, 2006.

Класс G01C21/00 Навигация; навигационные приборы, не отнесенные к группам  1/00

способ определения планово-высотного положения подземного магистрального трубопровода -  патент 2527902 (10.09.2014)
способ определения угла крена вращающегося по крену летательного аппарата -  патент 2527369 (27.08.2014)
способ коррекции дрейфа микромеханического гироскопа, используемого в системе дополненной реальности на движущемся объекте -  патент 2527132 (27.08.2014)
навигационная система -  патент 2526740 (27.08.2014)
навигационное устройство, способ управления работой и мобильное оконечное устройство -  патент 2526470 (20.08.2014)
углоизмерительный прибор -  патент 2525652 (20.08.2014)
активный ультрафиолетовый солнечный датчик для системы ориентации малоразмерного космического аппарата -  патент 2525634 (20.08.2014)
способ персональной автономной навигации -  патент 2523753 (20.07.2014)
способы, устройства и картографические базы данных для прокладки "зеленого" маршрута -  патент 2523192 (20.07.2014)
эффективный способ привязки местоположения -  патент 2523171 (20.07.2014)
Наверх