малогабаритный датчик угловых перемещений повышенной точности

Классы МПК:G01B7/30 для измерения углов; для проверки соосности 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Научно-производственный центр "Полюс" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-12-31
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах управления различных объектов, в том числе и летательных аппаратов, в условиях значительных механических перегрузок. Устройство содержит статор с обмотками и ротор с подшипниками, взаимно соосно зафиксированными в корпусе заливочным эпоксидным составом. При этом на лобовые части обмоток статора надеты жесткие изолирующие втулки с возможностью армирования гнезд подшипников ротора. Технический результат заключается в повышении точности измерений датчика за счет уменьшения несоосности положения ротора и статора. 1 ил. малогабаритный датчик угловых перемещений повышенной точности, патент № 2407987

малогабаритный датчик угловых перемещений повышенной точности, патент № 2407987

Формула изобретения

Малогабаритный датчик угловых перемещений повышенной точности электромашинного типа, содержащий статор с обмотками и ротор с подшипниками, взаимно соосно зафиксированными в корпусе заливочным эпоксидным составом, отличающийся тем, что на лобовые части обмоток статора надеты жесткие изолирующие втулки с возможностью армирования гнезд подшипников ротора.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области электротехники и приборостроения и может быть использовано в системах управления различных объектов, в том числе и летательных аппаратов в условиях значительных механических нагрузок.

К датчикам предъявляются следующие основные требования: высокая чувствительность, стабильность и точность выходной характеристики, минимальное влияние внешних факторов, простая и технологичная конструкция [1].

Широкое распространение получили индукционные датчики угла электромашинного типа с явно выраженными полюсами на статоре и роторе [1, 2].

Одним из основных факторов, влияющих на погрешность измерений угла таких датчиков, является относительная величина неравномерности воздушного зазора между статором и ротором, обусловленная несоосностью расположения ротора в расточке статора. Это определяется погрешностями изготовления узлов и деталей (статора, корпуса, подшипниковых щитов, ротора). Повышение точности изготовления деталей в существующих конструкциях проблему повышения точности характеристик датчиков не решает.

Существуют способы уменьшения несоосности положения ротора в статоре методом сборки статора и подшипниковых щитов в корпусе на термокомпенсирующей оправке и с использованием так называемой "проходной" конструкции, в которой расточка статора и подшипниковые гнезда совместно обрабатываются после сборки в корпусе под один диаметр притиром или другими способами.

В первом случае конструкция датчика остается сравнительно сложной, а изготовление трудоемким. Во втором случае затруднено удаление продуктов обработки из внутренних полостей корпуса с обмотанным статором.

Известен вариант формовки подшипниковых гнезд методом заливки эпоксидного состава вокруг точной оправки, плотно вставленной в расточку статора. Такая конструкция проста и технологична, но не обеспечивает достаточной точности и стабильности датчика за счет изменения размеров подшипниковых гнезд при полимеризации заливочного эпоксидного состава (до 5%).

Целью данного технического решения является повышение точностных характеристик датчика при сохранении простоты конструкции и технологичности. Указанная цель достигается тем, что подшипниковые гнезда армируются жесткими кольцевыми изоляционными втулками, охватывающими лобовые части обмоток статора.

Технология сборки датчика (см. чертеж) следующая.

Статор (1) с обмотками, на лобовые части которых надеты армирующие втулки (2), вставляется в корпус (3). При необходимости выводы обмоток распаиваются на штепсельный разъем (4). Сборка заливается эпоксидным составом. Затем в расточку статора плотно вставляется точная оправка, вокруг которой и формируются заливкой (5) подшипниковые гнезда.

Таким образом, за одну операцию заливки пропитывается и вклеивается статор, фиксируется монтаж, крепится штепсельный разъем и оформляются подшипниковые гнезда. После полимеризации состава и термоциклирования оправка извлекается из сборки, с открытого торца снимаются излишки заливочного состава, вставляется ротор (6) с подшипниками (7) и плоский фланец (8), после чего датчик зачеканивается. Резьбовые соединения отсутствуют. Оформленные заливочным составом гнезда под подшипники соосны расточке статора. Толщина состава между армирующими втулками и подшипниками составляет не более 0,15 мм, усадка которой на 5% при полимеризации практически не влияет на размеры гнезд и, в конечном итоге, на погрешности датчика.

Литература

1. Агейкин Д.И., Костина Е.Н., Кузнецова Н.Н. Датчики систем автоматического контроля и регулирования. М., Машгиз, 1959.

2. Пульер Ю.М. Индукционные электромеханические элементы вычислительных и дистанционно-следящих систем. М., Машиностроение, 1964.

3. Свидетельство РФ № 1076738 на полезную модель / Трансформаторный датчик угла поворота / Савченко М.Г., Мирютов А.В., Березиков A.M. G01B 7/30. Бюл. № 8, 1982.

Класс G01B7/30 для измерения углов; для проверки соосности 

многоступенчатый датчик угла -  патент 2529825 (27.09.2014)
устройство отсчета угла поворота шпинделя -  патент 2506535 (10.02.2014)
устройство для измерения угла поворота -  патент 2492419 (10.09.2013)
трансформаторный преобразователь угловых перемещений -  патент 2480710 (27.04.2013)
способ определения угла наклона и устройства для его осуществления -  патент 2455616 (10.07.2012)
абсолютный датчик угла поворота -  патент 2436037 (10.12.2011)
способ и устройство для контроля роторных механизмов -  патент 2434133 (20.11.2011)
инкрементный емкостный датчик угловых перемещений -  патент 2427794 (27.08.2011)
способ определения углового положения ротора вращающейся электрической машины -  патент 2426971 (20.08.2011)
способ измерения угла поворота вала -  патент 2413177 (27.02.2011)
Наверх