способ получения дорожного битума

Классы МПК:C10C3/04 продувкой и(или) окислением 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Кочетков Алексей Юрьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-01-11
публикация патента:

Изобретение относится к способам получения дорожных битумов из продуктов термического ожижения бурого угля и нефтяных остатков и может быть использовано в нефтехимической, угольной и дорожной промышленности. Изобретение касается способа получения битума окислением кислородом воздуха смеси углеродсодержащего сырья в присутствии катализатора, при этом в качестве смеси углеродсодержащего сырья используют бурый уголь и растворитель - нефтепродукт, которую подвергают предварительно терморастворению в присутствии катализатора, представляющего собой оксид железа, промотированный оксидами металлов переменной валентности при соотношении уголь : нефтяной остаток : катализатор 1:3:0,01 соответственно, температуре 300-350°С, давлении 2-5 атм, времени выдержки 30 минут с последующим отделением легких фракций до 350°С, и окислением высокотемпературного кубового остатка с вышеуказанным катализатором при температуре 160°С в течение 2,5-3 часов с получением битума. Технический результат - расширение сырьевой базы получения дорожного битума с улучшенными биоцидными свойствами. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения

1. Способ получения битума окислением кислородом воздуха смеси углеродсодержащего сырья в присутствии катализатора, отличающийся тем, что в качестве смеси углеродсодержащего сырья используют бурый уголь и растворитель - нефтепродукт, которую подвергают предварительно терморастворению в присутствии катализатора, представляющего собой оксид железа, промотированный оксидами металлов переменной валентности при соотношении уголь: нефтяной остаток: катализатор 1:3:0,01 соответственно, температуре 300-350°С, давлении 2-5 атм, времени выдержки 30 мин с последующим отделением легких фракций до 350°С, и окислением высокотемпературного кубового остатка с вышеуказанным катализатором при температуре 160°С в течение 2,5-3 ч с получением битума.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве нефтепродукта используют мазут, или нефтяной остаток с температурой кипения выше 300°С, или их смесь.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к способам получения дорожных битумов из продуктов термического ожижения бурого угля и нефтяных остатков и может быть использовано в нефтехимической, угольной и дорожной промышленности.

Известен способ получения дорожного битума из сланца (А.С. № 1268599) в присутствии добавки - кубового остатка производства фенолов кумольным методом. В качестве растворителя используют фракции:

а) полученную в процессе обработки сланца и выкипающую в пределах 200-320°С в соотношении 1:0,3-0,7;

б) полученную также при обработке сланца и выкипающую при 200-320°С в соотношении 1:0,2-0,8.

Недостаток данного способа заключается в том, что высококипящий зольный экстракт отнесен к битумам, но не указаны основные показатели, характеризующие его как битум.

Известен способ получения битума (А.С. № 1260384) путем окисления углеводородного сырья кислородом воздуха, где в качестве углеводородного сырья используют полугудрон или их смесь с каменноугольным дегтем, а также добавляют сернокислотный окислитель, в качестве которого применяют кислый гудрон производства сульфонатных присадок, кислый гудрон очистки масляных дистиллятов или отработанная серная кислота сернокислотного алкилирования.

Недостатком данной технологии производства битума является применение кислых компонентов, в частности отработанной серной кислоты сернокислотного алкилирования, которая очень быстро будет разрушать органические производные битума, такие как смолы, асфальтены и парафино-нафтены, являющиеся основными составляющими битумов. Поэтому такие битумы быстро разрушаются и качество дорожного покрытия на их основе будет низким.

Известен также способ получения дорожного битума на основе продуктов крекинга лигнина и каменноугольного дегтя, которые используются в соотношении 1:1 (А.С. № 355867).

Недостаток этой технологии в том, что необходимо проводить крекинг лигнина, отделение от полученного продукта серии нежелательных компонентов. Далее следует проводить полукоксование или коксование каменного угля с целью получения каменноугольного дегтя.

Получаемый при этом битум оценен только по трем параметрам. Побочные продукты процессов крекинга лигнина и каменного угля, которые получаются в достаточно большом количестве, необходимо утилизировать, что, безусловно, отражается на внедрении данной технологии.

Известен также способ получения битума путем окисления нефтяных остатков, в частности гудрона, в присутствии катализатора, содержащего твердые хлориды - отходы титаномагниевого производства, мартеновский шлак и/или алюминиевый шлак (А.С. № 2098178, 1995).

Недостаток способа заключается в необходимости наличия указанных отходов металлургических производств, состав которых непостоянный, что будет влиять на качество получаемого битума.

Наиболее близким к изобретению является способ получения битума окислением нефтяных остатков в присутствии катализатора, в качестве которого используют сланец и/или уголь, или смесь цеолита и сланца, или смесь цеолита и угля в виде пыли в количестве 5-60 мас.% от исходного сырья (патент RU № 2221003). Используют как природные цеолиты, так и искусственные. В качестве цеолита используют также отработанные цеолитсодержащие катализаторы нефтеперерабатывающих процессов.

Недостаток способа заключается в том, что каталитические свойства угля, сланца и использованных цеолитов в любой их модификации очень незначительны и, кроме того, не являются селективными, т.к. не позволяют извлечь из угля недостающих компонентов битума, таких как асфальтенов и фенолов. Фенолы обладают биоцидными свойствами, предохраняя его от воздействия микроорганизмов, что в целом повышает долговечность битумных материалов (Патент RU № 2208024). Роль угля в прототипе ограничивается только тонкодисперсным наполнителем. Отработанные цеолитсодержащие катализаторы могут внести нежелательные компоненты в битум, что сделает его опасным для экологии.

Для устранения указанных недостатков предлагается способ получения битума путем каталитического окисления кубового остатка термического растворения угля, полученного после отгонки светлых продуктов до температуры 350°С.

Для термического растворения угля использовали растворитель - нефтепродукт, в качестве которого применяли мазут или нефтяной остаток с температурой кипения выше 300°С или их смесь. Терморастворение проводили в присутствии катализатора, представляющего собой оксид железа, промотированный оксидами металлов переменной валентности при соотношении уголь : нефтяной остаток : катализатор 1:3:0,01 при температуре 300-350°С, давлении 2-5 атм, времени выдержки 30 минут. Окисление кубового остатка проводили в присутствии вышеуказанного катализатора при температуре 160°С в течение 2,5-3 часов при атмосферном давлении.

Способ проводят следующим образом.

В мазут или нефтяной остаток с температурой кипения выше 350°С или их смесь добавляют тонкодисперсную угольную пыль способ получения дорожного битума, патент № 2402589 0,1 м и катализатор, представляющий собой оксид железа, промотированный оксидами металлов переменной валентности.

Полученную пасту помещают в автоклав и нагревают при температуре 300-350°С и давлении до 5 атм, в течение 30 минут, для извлечения необходимых компонентов из угля, в частности фенольных соединений и асфальтенов.

Далее из полученного продукта отгоняют светлые фракции. Полученный высококипящий остаток подают в диспергатор и подвергают окислению при температуре до 200°С при атмосферном давлении.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1

В качестве растворителей использовали мазут-100, со следующей характеристикой:

Наименование показателяНорма
1 Вязкость при 80°С, не более 96,5
2 Вязкость при 100°С, не более46,6
3 Зольность, % не более 0,14
4 Массовая доля механических примесей, % не более 1,0
5 Массовая доля воды, % не более1,0
6 Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие
7Массовая доля серы, % не более1,0
8 Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже 110
9 Плотность при 20°С, кг/м3 Не нормируется
10Температура застывания, °С, не выше 25

Уголь - бурый, со следующей характеристикой: Ad - 4,6; V daf - 15,8; Cdaf - 72,1; Hdaf - 5,9; (S+O+N)daf - 25,3.

Уголь предварительно измельчают до фракции 0,1 мм, перемешивают с мазутом в соотношении 1:3, в полученную пасту добавляют катализатор в количестве 0,01 г на кг пасты, которую затем помещают в автоклав и выдерживают при температуре 300-350°С в течение 30 минут. Катализатор вводится в систему на стадии диспергирования угля. Из полученной смеси отгоняют светлые фракции до 350°С. Оставшийся высококипящий остаток с катализатором помещают в диспергатор, через который пропускают воздух и окисляют в течение 2,5-3 часов при температуре 160°С. В результате получают битум марки БНД 40/60.

Пример 2

Приготовление пасты проводят по примеру 1. В качестве растворителя используют фракцию, выкипающую в пределах 200-350°С, со следующей характеристикой:

- плотность при 20°С, кг/м3 - 860.

Групповой состав, мас.%:

- асфальтены - 3,4;

- масла - 78,0;

- смолы - 21,6.

Опыт по получению битума проводят по примеру 1. В результате получают битум марки БНД 60/90.

Пример 3

Приготовление пасты проводят по примеру 1. В качестве растворителя используют фракцию, выкипающую в пределах 200-350°С, и мазут в соотношении 1:1. Опыт по получению битума проводят по примеру 1. В результате получили битум марки БНД 90/130.

Результаты экспериментов представлены в таблицах.

На начальном этапе работ было установлено оптимальное соотношение уголь-растворитель в опытах по термическому растворению угля. Данные представлены в таблице № 1.

Таблица 1
Влияние соотношения уголь : растворитель на групповой состав высококипящего остатка
№ п/п Соотношение уголь : растворитель Групповой состав высококипящего остатка, мас.%
асфальтенысмолы масла карбены, карбоиды
11:1 1522 612
2 1:212 2066 2
3 1:3 1012 753
4 1:48 1080 2
5 1:5 59 833

Как следует из проведенных исследований, при увеличении количества растворителя происходит уменьшение асфальтенов и смол с одновременным увеличением масел. Оптимальным значением принято соотношение 1:3, т.к. это наиболее близкая величина к производным битумным продуктам: асфальтенов - 10,2%; смол - 19,4% и масел 70,4%.

Таблица 2
Результаты термического растворения угля с различными растворителями (температура - 300°С, давление - 5 атм, соотношение уголь : растворитель - 1:3)
№ п/п Растворитель Фракционный состав, мас.% Групповой состав продукта после автоклава, мас.%
До 200°С До 350°Сасфальтены масла смолы
1 Мазут* 10,218,9 6,174,0 19,9
2 Фр. 200-350°С **8,2 22,6 4,872,0 23,2
3 Мазут+фр. 200-350°С (1:1)*** 10,635,8 7,762,4 29,9
* - растворимость угля - 26%;
** - растворимость угля - 21,7%;
*** - растворимость угля - 28%.

Из результатов таблицы следует, что при использовании в качестве растворителей мазута высококипящей фракции и смеси мазута и высококипящей фракции 1:1 полученный групповой состав продукта близкий к битумным составам.

В следующей таблице представлены результаты, которые получены после вакуумной разгонки и последующего получения битума по методике, описанной в примере 1.

Таблица 3
Результаты группового анализа продуктов термического растворения угля
№ п/п Групповой состав высококипящего остатка*, мас.% Групповой состав битума, мас.% КиШ
асфальтены масла смолыасфальтены масла смолы
1 8,2 64,027,8 16,356,2 27,579
2 7,868,6 23,68,5 60,331,2 51
3 8,7 47,643,7 18,342,2 39,546
*Групповой состав после вакуумной отгонки продукта терморастворения.

Как следует из данных, приведенных в таблице 3, после окисления высококипящего остатка, полученного в результате вакуумной разгонки до 350°С продукта терморастворения угля, образуется остаток, соответствующий по групповому составу и температуре размягчения по КиШ битумам.

Физико-химические характеристики полученных битумов приведены в таблице 4.

Таблица 4
Физико-химические характеристики полученного битума
Наименование показателя Норма по ГОСТ БНД 40/60/ пример 1Норма по ГОСТ БНД 60/90/ пример 2 Норма по ГОСТ БНД 90/130/ пример 3
1. Глубина проникновения иглы, 0,1 мм, при:

- 25°С
40-60/54 61-90/7291-130/94
- 0°С 13/15 20/2228/30
2. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже 51/5447/53 43/47
3. Растяжимость, см, при: - 25°С 45/5355/58 65/66
- 0°С- 3,5/3,6 4,0/4,2
4. Температура хрупкости, °С, не выше -12/-10-15/-12 -17/-17
5. Температура вспышки, °С, не ниже 230/250230/260 230/250
6. Изменение температуры размягчения после прогрева, °С 5/4,65/4,7 5/4,2

Приведенные в таблице 4 физико-химические величины битумов, полученные по примерам 1-3, соответствуют требованиям ГОСТа 22245-90.

Класс C10C3/04 продувкой и(или) окислением 

способ получения изотропного пекового полукокса -  патент 2520455 (27.06.2014)
способ получения пека-связующего для электродных материалов -  патент 2517502 (27.05.2014)
способ получения битума из нефтесодержащих отходов -  патент 2515471 (10.05.2014)
установка для получения олигомерного наноструктурированного битума -  патент 2509797 (20.03.2014)
способ получения олигомерного битума -  патент 2509796 (20.03.2014)
устройство для получения битума -  патент 2499813 (27.11.2013)
сульфоаддукт нанокластеров углерода и способ его получения -  патент 2478117 (27.03.2013)
способ получения битума -  патент 2476580 (27.02.2013)
газожидкостный реактор для получения окисленных нефтяных битумов -  патент 2471546 (10.01.2013)
способ получения битума -  патент 2458965 (20.08.2012)
Наверх